Сталинград
– С благословением священников, но не Бога. На самом деле люди потеряли веру еще задолго до войны – и Первой мировой, и Гражданской. Об этом очень подробно и верно говорил в девятьсот четвертом году святитель Николай Японский, утверждая, что дворянство было развращено веками крепостного права и «стало развратным до мозга костей». А крестьянство этим же крепостным правом было угнетено до последней степени, стало невежественным и грубым. Наблюдалось и физическое вырождение народа в силу продолжительного проживания на одном месте – и вновь из-за крепостного права, отмененного лишь в тысяча восемьсот шестьдесят первом! Служивый класс, чиновники погрязли во взяточничестве…
О нравах людей и их верности Богу можно судить, ознакомившись с классикой начала двадцатого столетия – например, с «Темными аллеями» Бунина или «Поединком» Куприна, очень живописно раскрывающими всю пропасть греха. Супруги изменяли друг другу в бесчисленных адюльтерах, подростки-гимназистки теряли невинность с возрастными мужчинами, офицеры убивали друг друга на дуэлях или кончали жизнь самоубийством, «дабы не запятнать честь» или «смыть позор». Самоубийством! Самым тяжким из смертных грехов, когда нет ни единого шанса на прощение и искупление!!! Люди регулярно ходили в храмы, но это была вера по форме, а не по содержанию, дань традициям без какого-либо духовного развития. Потому-то большая часть народа так легко отошла от Бога при советской власти – Его уже не было в людских душах…
А процесс потери веры связан, опять же, с крепостным правом, самым жестоким и неприглядным его периодом во второй половине восемнадцатого и начале девятнадцатого столетий. Это когда людей запросто продавали, не считаясь с тем, что разлучают венчанных супругов и родителей с детьми, когда помещики заводили себе настоящие гаремы из крепостных девушек. И когда неугодных, посмевших защитить себя или любимых забивали до смерти или казнили иным способом.
В это самое несправедливое для русского народа время духовенство не сказало своего веского слова, не напомнило, что для Бога «нет ни раба, ни господина», не пристыдило помещиков, напомнив о святости венчанного брака. И ведь в то же время русская армия воевала с турками, освобождая братьев-славян на Балканах, воевала с персами и турками на Кавказе, защищая грузинских и армянских единоверцев, но собственный народ был угнетен едва ли не сильнее, чем освобождаемые русскими греки, болгары, сербы, валахи, грузины, армяне… А духовенство или смолчало, или не смогло оказать организованного сопротивления, оставаясь подконтрольным Синоду, государственной структуре. Ну или же память о подобных выступлениях старательно вычеркнули…
Вот люди и стали постепенно терять веру на фоне творимых бесчинств, а на Отечество посыпались беды и скорби вроде нашествия Наполеона или поражения в Крымской войне. Но и они ничего не сдвинули ни в сердцах, ни в умах людей, ничего не изменило и поражение в Японской войне, которую народ России не воспринял как что-то личное. Даже Первая мировая ничего не изменила в людских душах, лишь разделив общество на патриотов, стремящихся на фронт, и равнодушное большинство, чья жизнь до семнадцатого года практически ничем не отличалась от предвоенной. Чаша людских грехов была переполнена еще до отречения царя, и все последующие для страны и народа беды есть не что иное, как искупительные скорби, а то и вовсе Божье наказание…
И наконец пара слов о Белом движении. Николай Второй потерял власть в семнадцатом, на пороге решительного наступления на Германию и победы в войне. Потерял потому, что против него действовал заговор не только революционеров, союзников по Антанте, но и военных. Финал обоих заговоров совпал, и именно предательство военных помешало государю задавить революционные выступления в столице и удержать страну от гибельной смуты. А ведь большинство участников заговора против царя как раз и стали позже лидерами и организаторами Белого движения.
Я замолчал, пораженный вдруг схожестью моего настоящего с 1917 годом. Ведь страна сейчас так же поделена на немногочисленных патриотов, ориентирующихся на традиционные русские ценности, и абсолютное большинство, составляющее инертную, равнодушную к чужой беде массу. И также воровство чиновников всех мастей на всех доступных уровнях… Разве что дворян нет, зато есть элитарный и очень узкий круг людей, которые имеют баснословные богатства…
Про церковь не могу утверждать, туда сейчас силком никого не загоняют. Даже, скорее, наоборот, уже очень многие относятся к верующим предвзято и с раздражением, переходящим порой в открытую агрессию. Хотя думаю, слова о «форме без содержания» справедливы и для некоторых современных прихожан…
Но главное – это повсеместный разгул греха: пьянства и уже ставшего доминировать над ним масштабного распространения наркоты, агрессии и ожесточенности, идущих рука об руку с одновременным равнодушием большинства к происходящему. Даже когда кого-то избивают или убивают на улицах, это самое большинство снимает происходящее на камеры мобильников, а не вызывает ментов и скорую…
Мат уже действительно заменяет обычные слова, а так называемый блуд… О-о-о, это, пожалуй, самый распространенный, массовый грех, давно ставший нормой жизни. Как и следующие за этой «нормой» венерические болезни, аборты, разбитые семьи, в которых одинокие мамочки изо всех сил напрягаются, чтобы вытянуть ребенка… В наказание, видимо, за то, что так любили в молодости «плохих парней»…
Интересно, а на какой стадии «переполненной чаши» мы находимся? Сколько нам осталось до того, чтобы Господь вновь послал нам «искупительные скорби»?!
– Пожалуй, в конце нашего разговора стоит вновь вернуться к теме Великой Отечественной войны. Хочу сказать, что среди верующих довольно популярна и такая версия трагедии: война, начавшаяся двадцать второго июня сорок первого года, на Собор всех святых, в земле Российской просиявших, была уже не искупительной скорбью, а конкретной карой за грехи. Наподобие той, которой подверглись Содом и Гоморра. И что только самоотверженность русских воинов, отдающих свои жизни за други своя – что есть высшее проявление христианской любви и добродетели, – как и горячая молитва уцелевших верующих за сражающихся на фронте родных, вкупе с горячей мольбой об общей Победе, перевесили тогда «чашу греха». Любопытным совпадением является и то, что Победа в мае сорок пятого пришлась на Пасху, совпавшую одновременно с праздником Святого Георгия Победоносца, покровителя русского воинства… Были на войне и свои знамения. Например, в Сталинграде одиннадцатого ноября сорок второго года бойцы генерала Чуйкова видели в небе Божью Матерь с Младенцем на руках.
– Неужели?! Вот бы тоже увидеть!
– Не сможете. Подобного создатели игры в сюжете не прописали: с одной стороны, информации о случившемся слишком мало, с другой, пытаться воссоздать что-то подобное в виртуальной реальности довольно близко к кощунству. Ну и наконец, до одиннадцатого ноября нужно банально дожить…
Грохнувший за стенками блиндажа взрыв гранаты и практически сразу ударившая следом пулеметная очередь заглушили голос помощника, одновременно заставив меня подскочить к танковому «дегтяреву».
Ну вот, накаркал же!!!
Глава 18
27 августа 1942 года
Декретное время: 22 часа 3 минуты
Район высоты 135,4 Три кургана. Первый батальон 282-го полка НКВД
Ну вот, накаркал же!!!
Оля едва не подпрыгнула на топчане, словно кошка, озираясь по сторонам дикими от страха и удивления глазами. Вскочили на ноги Женька Степанов, другие бойцы, отдыхающие в единственном на весь взвод, но просторном блиндаже. Вскочили – и тут же попадали от моего дикого рева:
– Всем лежать! Сейчас открываю дверь, могут очередью прямо по нам простегнуть! Огонь с порога не открываем, крика не поднимаем! Если блокируют, отстреливаемся изнутри, не даем бросать гранаты!