Добавьте в друзья своих детей. Путеводитель по воспитанию в цифровую эпоху
Но для того чтобы достичь статуса знаменитости, нужно работать без перерыва; а успех при этом никто не гарантирует. Лишь немногие звезды YouTube имеют приличный заработок. Ведь доходы от рекламы распределяются между столькими людьми, что в итоге остается ничтожная сумма18.
Более того, многие не готовы к давлению и проверкам, которыми сопровождается жизнь под прицелом аудитории. Создатель видео Kony 2012 [24], которое менее чем за неделю посмотрели более семидесяти миллионов человек, попал в психлечебницу; к счастью, ему смогли помочь. Но если уж взрослый человек сдается под натиском такого прессинга, то психика подростка и подавно может быть затронута.
Экстремальные случаи
Дети, которые стремятся к вниманию публики, часто не имеют представления, чем сопровождается путь к популярности. В экстремальных ситуациях психически нездоровые люди могут использовать жестокие методы, чтобы получить славу. Иногда даже тупое издевательство может обернуться трагедией. Например, меня попросили прокомментировать следующий твит, оставленный девушкой на страничке @AmericanAir:
«Приветик! Меня зовут Ибрагим, я из Афганистана. Я являюсь частью группировки Аль-Каида и первого июня я сделаю кое-что очень серьезное».
Американские авиалинии серьезно отнеслись к этой угрозе, передали информацию ФБР, и девушку арестовали. Что удивительно, ее первой реакцией была радость по поводу внимания, которое привлек ее пост! Она сказала: «Мой пост опубликовали десять тысяч пользователей Twitter! Теперь у меня больше двадцати тысяч подписчиков. Вот класс!»
Трудно поверить, но эту недалекую девушку не волновали последствия ее поступка, она была скорее озабочена сиюминутной славой.
Синдром упущенной выгоды
Вы упустили что-то очень важное, если еще не слышали о феномене FoMO (Fear of missing out.) – синдроме упущенной выгоды, навязчивой боязни пропустить что-то интересное. Это беспокойство человека, когда он сравнивает свою жизнь и жизнь другого человека в социальных сетях. Это одновременно и проклятие, и благословение современного образа жизни.
Когда я, будучи подростком, вынуждена была оставаться со своей семьей на субботний ужин, я точно беспокоилась, что упускаю что-то важное. И не зря. Например, в понедельник в школе я узнавала о прошедшей вечеринке, на которой веселились все, кроме меня. Меня это ужасно огорчало, но по сравнению с тем, через что приходится проходить моим детям, мой опыт меркнет.
На жизненном этапе, когда социальная интеграция играет такую важную роль, социальные сети могут разрушающе влиять на некоторых детей, практически не давая им возможности избавиться от навязчивого страха упустить что-то важное.
К сожалению, для нынешних детей страх что-то упустить или не успеть за очередной новинкой не имеет границ19. Те подростки, которых по какой-то причине не принимают в соцсетях, видят, как их друзья наслаждаются, как им кажется, «роскошной жизнью», и это заставляет их чувствовать себя ущербными. Девочки в особенности подвержены этому страху, как показывают опросы среди молодых людей возраста 13–18 лет20.
Публичная сущность социальных сетей пропагандирует сопоставление социальных уровней. Страх упустить что-то может привести к маниакальному беспокойству, и для некоторых детей это чувство преобладает над всеми остальными.
Селфи
В 2009 году каждый день публиковалось 50 миллионов фотографий; к 2014 году этот показатель возрос до 1,8 миллиарда. Что могло измениться за пять лет? Без сомнения – рост популярности селфи. За повсеместное использование Оксфордский словарь в 2013 году назвал «селфи» словом года. Если вы до этого дня жили в пустыне, то специально для вас я привожу определение этого слова: «Фотография самого себя, как правило сделанная на смартфон или вебкамеру, для публикации в социальных сетях».
Согласно опросу Исследовательского центра Пью, в 2014 году более половины рожденных в нулевые неоднократно фотографировали себя и выкладывали фото в Сеть. Спустя пять лет селфи выкладывает каждый.
Страсть молодежи к селфи поражает воображение, но и родители становятся жертвами моды, публикуя фото и видео детей чуть ли не с рождения! Более того, на многих игрушках, которые мы дарим нашим детям, установлены камеры. Дети с малолетства учатся фотографировать самих себя. Нажал малыш на яркую крупную кнопку – и появляется первое селфи. Есть еще более удивительное изобретение – младенческая кроватка с камерой. Как только ребенок двигает ножками-ручками, его фото сразу попадает в социальную сеть, выбранную родителями.
В старших классах я пошла на курс профессиональной фотографии. Мой преподаватель научил меня наводить фокус на предметы моим стареньким «Никоном» и всяким другим штукам. Конечно, нужно было сделать и автопортрет, но это было задание не из легких: надо было установить свет, повернуть камеру на себя и использовать таймер, чтобы «застыть».
Гораздо больше мне нравилось использовать камеру для того, чтобы поймать настроение других людей. Я особенно гордилась фотографией раздраженного мужчины, продавца воздушных шариков. Такой опыт учит брать на заметку чувства других людей, понимать их.
За последние годы значение фотографии в корне изменилось; вместо того чтобы фотографировать других людей и ландшафты, мы делаем больший акцент на самих себя и на собственный опыт. Это яркий контраст с недавним прошлым, когда фотография отражала мир вокруг нас. Такая трансформация бросает вызов взрослеющей личности.
Как только дети понимают, как выкладывать фотографии, они это делают беспрестанно, в надежде на сиюминутную реакцию. Чем больше лайков получает тинейджер на свое фото, тем быстрее начинается цепная реакция, вовлекающая других. Вот и некоторые комментарии: «Ты такая симпатичная», «Красавица!», «Ты симпатуличка» – и далее вариации на эту тему. Кто бы не хотел такого восхищения?
Актер Джеймс Франко, которого критиковали за то, что он публиковал слишком много селфи, написал в газете New York Times:
«Хорошо отредактированная коллекция селфи всегда привлекает много внимания. А внимание – это и есть название игры, когда дело доходит до социальных сетей. Возможность обратить на себя внимание в океане информации всего лишь одним нажатием на кнопку дает ощущение власти. Это то, к чему стремятся продюсеры и режиссеры, писатели и актеры – все хотят внимания. Внимание – это сила!»21
Вспомните миф о Нарциссе, который влюбился в свое собственное отражение, и скрытый смысл становится ясен.
Некоторые предполагают, что селфи способствуют росту популярности пластической хирургии. Действительно, в 2013 году 33% пластических хирургов сообщили, что каждый третий пациент желал изменить внешность, чтобы выигрышнее смотреться на фотографиях в социальных сетях22.
Селфи стало частью нашей сегодняшней культуры. К сожалению, у детей нет социальных норм, которые остановили бы их от чрезмерного увлечения публикацией своих фотографий во всех возможных ракурсах.
Подведем итоги
Общие выводы
1.На наше поведение в социальных сетях влияют базовые психологические механизмы.
2. В Сети мы создаем лучший образ себя, но все равно очень сложно контролировать реакцию других людей. Всегда существует опасность социального сравнения.
3. Подростки особенно восприимчивы к похвалам. Они ищут признания и популярности, ориентируясь на своих сверстников. Внутренняя незрелость заставляет многих тинейджеров идти на рискованные поступки в Сети, чтобы добиться большего успеха и создать наиболее привлекательный образ себя.
4. Стимулы социальных медиа: лайки, комментарии и количество просмотров – это внешние поощрения, мотивирующие людей на определенные поступки.