Москва криминальная
ЕСТЬ ЦЫГАНЕ — И ЦЫГАНЕНеобходимо различать этнические цыганские народности, иметь представление о традиционных преступных промыслах в их среде. На территории бывшего СССР выявлено одиннадцать цыганских народностей, которые, в свою очередь, делятся на ряд локальных групп. Расскажу только о тех народностях и локальных группах, которые в последнее время замечены в столице.
1. Московские цыгане. Потомственные артисты, они в основном проживают в Москве, Преступными промыслами этой группы цыган являются сбыт похищенного (золота) и наркобизнес, а также преступления в сфере приватизации.
2. Ловари. На этой группе следует остановиться особенно в связи с тем, что для женщин этой народности одним из потомственных (преимущественных) преступных промыслов является совершение краж из квартир.
В Московском регионе цыгане этой группы проживают в Павловском Посаде, в Орехове-Зуеве, в Покрове. Помимо краж, занимаются «ломкой» денег в коммерческих киосках, на рынках, вокзалах. Одеваются в городскую одежду, по моде, но обувь носят на низком каблуке или без каблука. Несложно отличить воровскую группу от группы «ломщиц». Если для Боровской группы пять человек — это минимальное число фигурантов, то для группы «ломщиц» это может быть и два человека.
Барона (избранного на сходе, наиболее деятельного, уважаемого цыгана, призванного решать конфликтные вопросы и в среде цыган, и с властями) у ловари нет. Их последний барон умер в 1984 году. В этой связи бесполезно для возвращения украденного потерпевшему направлять одну из задержанных цыганок за бароном, а потом вести переговоры с лицами, именующими себя баронами. Как правило, это либо родственники задержанных, либо лица, материально заинтересованные в исходе дела.
3. Колдерари. Наиболее крупная и распространенная народность цыган. Локально проживают в городе Малоярославец, Киржач и в поселке Усад Владимирской области. Имеют баронов, тщательно придерживаются национальных традиций, легко отличимы по «классической» цыганской одежде. Занимаются мошенничеством под предлогом гадания, «работают» большими группами, главным образом вблизи вокзалов и рынков.
4. Серви. Представители этой народности в Москве малочисленны. Из преступных промыслов следует особо отметить карманные кражи. Кроме того, некоторые занимаются наркобизнесом.
5. Унгри (венгерские цыгане). Ныне эта группа цыган систематически наведывается в Москву. По сравнению с другими группами их преступный промысел носит наиболее организованный характер. Дети и подростки этой народности занимаются грабежами в местах, где иностранец — частый гость. Частично унгри занимаются попрошайничеством в людных местах. В Москве и окрестностях проживают большими группами в таборах (за городом) и в брошенных домах.
6. Влахи (цыгане юга России). В столице представители этой группы замечены в совершении мошенничеств под предлогом продажи изготовленных под золото ювелирных изделий. Таков преступный промысел большинства семей. С целью маскировки преступной деятельности они поручают сбыт фальшивых драгоценностей знакомым бомжам.
Остальные цыганские народности, как-то: люли (цыгане из Узбекистана), латвийские цыгане, литовско-белорусские цыгане — для сыщиков из территориальных подразделений милиции оперативного интереса не представляют.
КАК ИХ РАСКРЫВАЮТЦыгане большие мастера маскироваться Они всегда скрывают свою принадлежность к этнической группе, в разговоре называют себя чеченцами, армянами или беженцами из азиатских государств. Ситуация осложняется еще и тем, что в большинстве случаев их жертвы пожилые люди. А многие из них страдают старческими расстройствами памяти. Поэтому действия сыщика должны быть направлены на удержание и фиксирование событий в памяти потерпевшего. Находясь в состоянии стресса, старики, как правило, обращают свое внимание на второстепенные обстоятельства, которые не способствуют розыску преступниц, их изобличению. Необходимо инициативно направлять их рассказ в нужном направлении. Скажем, потерпевший не запомнил лица цыганки (что, впрочем, и неудивительно). Но быть может, он сможет описать ее сережки. Порой даже этот малозначительный факт помогает следствию. Сережки у цыганки сродни оберегу. Они, так сказать, эксклюзивны. И потому по определению являются штучной работой.
Целесообразно привлечь к разговору с потерпевшим родственников (дочь, сына, к примеру). Все цыгане намеренно создают условия, способствующие срыву опознания: переодеваются, распускают волосы на лицо, кричат, отвлекая внимание. Бывали случаи, когда, испугавшись крика и проклятий, потерпевший «не узнавал» воровку В этой связи сыщики должны психологически подготовить человека. Он должен делать упор на признаки внешности, а не на приметы носимой одежды, что имеют второстепенное значение.
Естественно, важнейшим оперативно-следственным мероприятием по данному виду преступлений считается осмотр места происшествия. Особый упор следует делать на обнаружение отпечатков пальцев на посуде, из которой пили цыгане. Благодаря этому можно получить косвенные доказательства на соучастниц, которые прикрывали воровку. Более того, реальна перспектива получить прямые улики именно в отношении этих лиц. Ведь потерпевший сможет только их опознать или описать. Столь же тщательно следует производить осмотр жилых комнат. Желательно, чтобы и сам потерпевший участвовал в этом. Но только в том случае, если он способен внятно объяснить, где хранилось похищенное. Заметьте, в основном все «черни» совершают преступления, как говорится, голыми руками. Лишь некоторые пользуются для этого капроновыми чулками (колготками), иногда обрабатывают руки парфюмерным лаком жесткой фиксации.
Задерживать цыганские бригады лучше в момент, когда вся группа будет в сборе. В противном случае «черни» может передать похищенное подельнице, а та скроется, лишив сотрудников милиции перспективы изъятия вещественных доказательств. Поэтому стоит предварительно скрытно понаблюдать группу, чтобы уточнить ее численный состав. Всем задержанным рекомендуется надеть наручники, застегнув их за спиной. При задержании цыганки имеют обыкновение кричать, сетовать на незаконность задержания, взывать к окружающим. Все это отвлекает сотрудников милиции и помогает цыганкам избавиться от украденных вещей. В машине также следует пресекать всякие разговоры между ними, следить за поведением. Порой цыганки пользуются беспечностью сотрудников милиции и прячут часть похищенного. А значит, доставив цыганок в дежурную часть, необходимо тщательно осмотреть салон машины.
И лишь только после личного обыска задержанных можно снять с них наручники. Иначе, отлучившись в туалет, задержанная сможет избавиться от вещественных доказательств.
Помимо родственных отношений, цыгане связаны между собой нормами обычного воровского «права». Так, цыганка, выдавшая соучастниц, и особенно «черни», навсегда лишается возможности участия в кражах. Ее родственников ждет та же участь, а на ее семью в случае ареста подельниц падет бремя содержания их семьи. Если «заложила» «черни», то она лишается всех своих прав. Поскольку преступный промысел является основным средством к существованию, добиться правдивых показании от цыганок можно только в исключительном случае. Поэтому сыщикам следует добывать и фиксировать доказательства прямого характера.
Особая статья — формирование свидетельской базы. Желательно в качестве свидетелей привлечь лиц, проживающих по соседству с ограбленной квартирой. Сотрудниками соответствующего отдела Московского уголовного розыска установлено, что важнейшее значение имеют показания тех работников милиции, которые осуществляли предварительное наблюдение и задержание группы. Такие доказательства дают возможность в двадцати случаях из ста добиться привлечения преступниц к уголовной ответственности.
Успешная работа по пресечению преступной деятельности цыган и агентурно-оперативная работа в их среде возможна только при наличии централизованного массива данных. Попытки создания специальных картотек отдельными подразделениями похвальны, но в борьбе с лицами, совершающими кражи, — малоэффективны. Поэтому работа с лицами цыганской народности выделена в самостоятельную линию. Ею и занимается специальный отдел МУРа.