Семь очерков о Владимире Горовице
То, что семья Иоахима Горовица жила постоянно в Киеве, и его внук — Владимир Горовиц киевлянин в третьем поколении, подтверждают следующие документы:
— свидетельство о рождении сына Иоахима — Самуила Горовица (1871) (В свидетельстве о рождении зафиксировано имя Самоил, хотя в некоторых последующих документах имя Самоил заменяется более распространным — Самуил) (илл. 1, 2);
илл.1 Запись о рождении Самоила Горовица. Фото из личного архива Ю. З.
илл.2 Книга записей за 1871 г. Фото из личного архива Ю. З.
— брачный контракт Самоила Горовица и Софьи Бодик — родителей Владимира и запись о рождении Софьи Бодик (1894) (илл. 3, 4, 5);
илл.3 Запись о рождении Софьи Бодик. Фото из личного архива Ю. З.
илл.4 Книга записей за 1872 г. Фото из личного архива Ю. З.
илл. 5 Запись о бракосочетании Самоила Горовица и Софьи Бодик. Фото из личного архива Ю. З.
— личное дело студента университета Св. Владимира Самоила Горовица, обучавшегося в университете с 1890 по 1894 гг.;
— свидетельство о рождении первенца Горовицев — Якова (1895) (илл. 6, 7).
илл. 6 Запись о рождении Якова Горовица. Фото из личного архива Ю. З.
илл.7 Книга записей за 1895 г. Фото из личного архива Ю. З.
Наконец главный документ — свидетельство о рождении Владимира Горовица, об отсутствии которого достаточно категорично высказался Гарольд Шонберг: «К сожалению, свидетельства о рождении не существует (!). Многие записи в обоих городах были уничтожены во время революции 1917 года, а все, что осталось, погибло во время Второй мировой войны. Исследования, проведенные в 1991 году в Киеве и Бердичеве, не смогли обнаружить ни одного свидетельства, датированного ранее середины двадцатых годов ХХ века» [50, p. 37–38].
Между тем, «Свидетельство о рождении Владимира Горовица», вернее его копия, найденная киевским исследователем Михаилом Кальницким, в 1990 году и опубликованная газетой «Советская культура» (12 января) окончательно ставит точку в вопросе о месте и времени рождения Горовица. С тех пор текст публиковался не один раз, но, считаем необходимым, его привести:
«СВИДЕТЕЛЬСТВО. Киев, 1903 года Октября 28 дня. Дано сие свидетельство в том, что в метрической книге еврейского населения г. Киева за тысяча девятьсот третий (1903) год, ч. I, о родившихся мужской графы, под № 725, значится следующая запись: Сентября восемнадцатого дня, в Киеве, от отца — окончившего физико-математический факультет Университета Св. Владимира с дипломом первой степени Сомаила Иоахимовича Горовица и матери
Софии (Сони) Яковлевны родился сын и наречен именем „ВЛАДИМИР“. Печать Киевского раввина. Раввин (С. Лурье) № 3736. Что настоящее метрическое свидетельство с подлинною записью, находящееся в метрической книге под № 725 сходно, в том Киевская Городская Управа с приложением печати удостоверяет. Г. Киев Февраля 11 дня 1904 года. Член Управы (Подпись). Делопроизводитель (Подпись). Печать Киевской Городской Управы № 742».
Найдена и сама синагогальная книга, с которой снята эта копия (илл. 8, 9). И, если место и время рождения В. Горовица теперь не оставляет сомнения, то сведения о его семье и окружении нуждаются в уточнении (надпись слева гласит о том, что выдан дубликат 2 июля 1914 г., очевидно, для подтверждения рождения Владимира, который понадобился, т. к. отец записал его в 7-ю Киевскую мужскую гимназию).
ил.8 Запись о рождении Владимира Горовица и выдаче копии. Фото из личного архива Ю. З.
илл.9 Книга записей за 1903 г. Фото из личного архива Ю. З.
Упомянутые биографы пианиста с определенностью пишут о его дяде — профессиональном музыканте, ученике Скрябина, и сестре — известной пианистке-педагоге. Кроме того, осторожно, ссылаясь на слова самого Горовица, они отмечают, что, мать и братья Горовица тоже учились музыке. Жена Иоахима (бабка Владимира), как пишет Гленн Пласкин в своей монографии, была пианисткой и даже «имела похвалу от Антона Рубинштейна» [49, p. 19]. Все-таки нужно учитывать утверждение Натана Мильштейна о том, что Г. Пласкин основовался в своей монографии на дневники Александра Меровича, импресарио Горовица и Мильштейна после переезда их за границу. В своей книге «Из России на Запад» скрипач не очень одобрительно отозвался об авторе дневников и степени достоверности информации в них. Тем не менее, даже если предположить, что это полуправда, сам факт того, что бабушка Владимира имела отношение к музыке, имеет большое значение для объяснения активного участия Иоахима в музыкальной жизни города и его намерения дать своим детям музыкальное образование.
Документы свидетельствуют о девяти членах семьи Горовицев — Бодиков, обучавшихся в Киевском музыкальном училище и консерватории.
Первой из представителей семьи в училище появляется тетка по матери — Эрнестина (по метрике — Эсфирь) Бодик[24]. В алфавитном списке отчета ИРМО она записана под № 11 [32, 1886–1887, с. 14]. Эрнестина слушала теорию музыки у А. Казбирюка, класс обязательного фортепиано вел у нее В. Алоиз-Музыкант, а пению она училась у Константина Александровича Брагина. С перерывами она обучалась в вокальных классах почти 8 лет, затем на один год перешла на фортепианное отделение. Она не отличалась большими способностями, так как в программах ученических вечеров ее имя замечено не было, впрочем, ее посредственные успехи в учебе были засвидетельствованы в документе об окончании 3-го класса гимназии, предъявленного ею при зачислении в музыкальное училище:
«Дочери купца Бодик Эрнестины Яковлевны
ПРОШЕНИЕ
Прошу определить меня в КМУ для спец. изучения пения в класс Ряднова в число сверхкомплектных учениц училища. Свид. Прилаг:
Ученице 3-го кл 3-й киевской женской гимн. Эсфирь Бодик. Пост. в гимн. 16 авг. 1872 г., в марте 1878 по просьбе родителей уволена. При отличной нравственности показала посредственные успехи. Курс не окончила» [58].
Еще одна тетка, но уже по отцовской линии — Елизавета Горовиц поступила в училище в 1886 году. Она учились у В. Пухальского, гармонию слушала у Е. Рыба. Видимо, была неплохой пианисткой, т. к. ее имя почти ежегодно упоминается в программах публичных концертов. (Необходимо оговорится, что публичные ученические вечера были платными, и потому отбор претендентов на выступление проводился строго и тщательно). В 1893 году Елизавета Горовиц оканчивает училище с аттестатом первой степени.
В 1888–1889 учебном году в классе В. Пухальского появляется Соня Бодик — в будущем мать В. Горовица (илл. 10).
Она зачислена сразу на средний курс музыкального училища. Это свидетельствует о серьезной домашней подготовке. За время учебы ее имя не раз появлялось в программах ученических концертов. О том, что уровень фортепианной техники Софьи было достаточно высок, можно судить по программам ее выступлений в ученических концертах. Так 26 октября 1891 года она играет 1-ю часть концерта (ми-бемоль мажор) Литольфа, которым, кстати, заканчивал Петрбургскую консерваторию ее учитель — В. Пухальский. Даже для многих выпускников Московской и Петербургской консерваторий это могло быть расценено как высокое техническое достижение. Софья же исполняла концерт даже не на выпускном Акте, а всего через три года после поступления в училище в публичном концерте. Конечно, не только участие Софьи Бодик в ученических концертах и довольно высокий уровень ее фортепианной техники позволяют сделать вывод о том, что она была хорошей пианисткой. В этом убеждает, прежде всего, то, что Регина и Владимир Горовиц до своего поступления в музыкальное училище, оба значительное время (Регина — три года, Владимир — пять лет) обучались у матери.