Философия достоинства, свободы и прав человека
Под культурой достоинства в настоящей работе понимается стереотип поведения человека, который отличается солидарностью, доброжелательностью, склонностью к взаимной поддержке и даже самоотверженности ради сохранения достоинства друг друга.
Хотя носителем и хранителем философии достоинства на данном этапе её развития выступает человечество в целом, носителем культуры достоинства по-прежнему остается конкретный гражданин, этнос, народ. Нации, которым посчастливилось выработать в себе подобную культуру, получили наименование цивилизованных, созданные ими общества соответственно — гражданских, а государства — правовых. Именно эти народы породили то, что мы именуем ныне западноевропейской цивилизацией. Их лидеров осенила плодотворная идея создания Лиги Наций, а затем и Организации Объединенных Наций (далее — ООН). Их совокупность стала ядром международного сообщества. Несмотря на неоднозначность и противоречивость любого явления человеческой истории, всё же необходимо признать, что философия достоинства, с одной стороны, — достижение западноевропейской цивилизации, с другой, — условие мирного сосуществования разных цивилизаций. Именно этим обстоятельством объясняется устойчивый интерес представителей других цивилизаций к этой теме.
Уже накануне издания настоящей книги неожиданным и весьма авторитетным подтверждением значимости поднимаемой проблемы стал прозвучавший 26 июня 2008 г. на весь православный мир доклад 15-го Патриарха Московского и всея Руси Алексия II (1929–2008) под названием «Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека». Сам факт принятия этого документа на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви является убедительным свидетельством исключительной роли этих фундаментальных ценностей и для православной части человечества. Сие событие ещё раз подтвердило, что достоинство, свобода и права человека не знают каких-либо цивилизационных границ. А провозглашение этих ценностей в качестве основополагающих для народа любой страны может стать основой для его духовного развития и материального процветания. При этом представляется необходимым отдать дань глубокого уважения светлой памяти почившего патриарха. В связи с этим полагаю уместным заметить, что Алексий II на протяжении всего своего первосвятительства (1990–2008) проявил себя не только в качестве выдающегося богослова, но не в меньшей степени и в качестве мудрого государственного деятеля, а также — что особенно важно в наше время — порядочного и мужественного человека. О последнем свидетельствует, например, его речь «Ваши пророки — наши пророки», произнесенная 13 ноября 1991 г. на встрече с раввинами в центральной синагоге Нью-Йорка (США). В этом выступлении, он в частности отметил: «Задача Русской церкви помочь нашему народу победить зло обособления, этнической вражды, узкоэгоистического национал-шовинизма. В этом трудном, но святом для всех нас деле мы надеемся на понимание и помощь наших еврейских братьев и сестер. Совместными усилиями мы построим новое общество, — демократическое, свободное, открытое, справедливое, такое общество, из которого никто не желал бы больше уезжать и где евреи жили бы уверенно и спокойно, в атмосфере дружбы, творческого сотрудничества и братства детей единого Бога — Отца всех… Бога отцов ваших и наших». Пусть эти вещие слова и станут путеводной нитью для тех читателей, которые решаться продолжить дальнейшее исследование вместе с автором этой книги.
Солидарность людей на основе общечеловеческих ценностей или, выражаясь профессиональным языком, общепризнанных принципов и норм международного права — единственный путь к преодолению тяжкого наследия расовой, этнической, идеологической и религиозной розни. В применении к многострадальной истории Российской (большевистской) империи только объединение усилий всех народов некогда населявших её обширную территорию в созидании общего пространства добра и милосердия, уважения к достоинству, свободе и правам друг друга может создать предпосылки для выхода из порочной исторической колеи. В противном случае могут оправдаться худшие опасения, высказанные одним из инициаторов демократических преобразований в СССР, академиком Александром Николаевичем Яковлевым (1923–2005). В своей последней книге «Сумерки» он, в частности, писал: «Страшно подумать, что нам уготована судьба печенегов, скифов, инков, ацтеков и многих других, загадочно исчезнувших народов. Если не проведем объявленные реформы, то исчезнем и мы, но в отличие от древних совсем без загадок. Потому как мы еще рабы, но с претензиями, которые в третьем тысячелетии никому не нужны, просто смешны. Потому как больны гордыней без достоинства. Занимаемся демагогией, а не построением дороги в человечество». Очевидно, что без повсеместного утверждения культуры достоинства в нравах населения той или иной страны невозможно какое-либо созидание «дороги в человечество». Постижение же и того и другого, на мой взгляд, невозможно без помощи такой всеохватывающей, многосоставной и системной сферы человеческих знаний как философия Права. Соответственно, этой проблематике и уделяется посильное внимание в следующем параграфе настоящего раздела.
1. ФИЛОСОФИЯ ДОСТОИНСТВА И ПРАВО
Кто-то из мыслителей прошлого заметил, что подлинная задача философии состоит в том, чтобы максимально высвободить жизнь чего-то большего, чем мы сами. Достоинство, свобода и права человека как раз и составляют то самое искомое большее, чем мелкие провинциальные претензии, неудовлетворенные приватизационные амбиции, партийные страсти, этническая рознь, языковая нетерпимость, этническая ненависть к бывшим соотечественникам — в общем, вся та низменная суета, которая нынче так заполонила жизнь граждан некоторых государств, образовавшихся на руинах СССР. Последний же запомнился миру поражающими воображение статистическими отчетами о количестве выплавляемого чугуна
и стали, добываемой нефти и газа на душу населения, строительством могучего атомного подводного флота, баллистических ракет стратегического назначения и прочего внушающего трепет всему свету (как едко заметил по сему поводу один советский сатирик: «Терра инкогнита с заранее расстрелянной статистикой и социологией, СССР отбрасывал коньки, не переставая гордиться выплавкой чугуна на душу населения»). Советская империя запомнилась и невероятно трагической судьбой своего многомиллионного населения, что, собственно говоря, и стало основной причиной её скоропалительной кончины. Всей своей историей она доказала миру, что величие державы вовсе не измеряется величиной её оружейных складов и числом военнослужащих, готовых без задней мысли убить первого встречного. Секрет величия государства, как выяснилось, лежит совсем в другой плоскости человеческого бытия. В связи с этим невольно на память приходит мудрое изречение древнекитайского мыслителя Лао-Цзы (IV–III вв. до н. э.): «Когда у народа много острого оружия, в стране увеличиваются смуты. Когда много искусных мастеров, умножаются редкие предметы».
Извлекая уроки из прошлого человечество доросло до понимания того факта, что истинный показатель цивилизации — это далеко не объём валютных резервов и даже не обилие залежей нефти, золота и алмазов, а тот облик человека, который бережно и сознательно взлелеян своей страной. На смену природным богатствам пришло богатство человеческой личности, её творческого потенциала, созидательных устремлений, деятельного преобразования окружающего мира. Неслучайно на первые места в качестве наиболее цивилизованных выдвинулись страны с трудолюбивым, культурным и миролюбивым населением. Как справедливо заметил по сему поводу английский историк Генри Бокль (1821–1862): «Встарь богатейшими странами были те, природа которых была наиболее обильна; ныне богатейшие страны — те, в которых человек наиболее деятелен». Не держава со своим военным бюджетом, войсками и тайной полицией, а человеческая личность стала двигателем истории, центром мироздания. Величие страны стало определять уровнем благополучия её жителей. Речь идёт об условиях жизни человека, чьё достоинство оберегается всеми правовыми средствами, которые стали ныне доступны государствам.