Не замерзай! (СИ)
Все это сейчас можно увидеть в действующем храме в центре Старославля, ну а в этой церкви — теперь только укрыться от непогоды разве что.
— Вот здесь и здесь бросим спальники, а вот тут соответственно установим камеры ночного видения, — тем временем отдавал распоряжения Масленников. — Кто знает, может, дух потревоженного нами старца явится к нам ночью в стенах этой разрушенной церкви!
«Ну-ну, — подумала Илона с иронией. — Явится непременно! Ждите! А я пас… никаких провокаций. Хватит с меня!»
Ее внимание привлек какой-то выступ в стене, и она решила взглянуть, что бы это могло быть. Возможно, когда-то там располагался иконостас или что-то еще… В любом случае, это интереснее, чем наблюдать за работой помешанных на призраках блогеров. Подойдя ближе, она провела рукой по выступающему кирпичу, затем чуть нажала. Край кирпича оказался хрупким и рассыпался в песок, оставив бурый след на ее светлой перчатке. Ничего удивительного!
— Нам нужно уловить и записать все возможные звуки, — донесся до нее голос Димы откуда-то из другого конца церкви.
Вот делать им нечего, думала Илона, двигаясь вдоль стены в направлении выхода, и представляла себе, какие изображения святых украшали эту часть храма. В одном месте сохранился остаток фрески, и девушке захотелось его сфотографировать. Вытащив из кармана телефон, она навела камеру, сделала шаг и…
— Черт! — невольно вырвалось у нее, когда она запнулась за обломок кирпича и едва не упала. От неожиданности телефон выскользнул из рук и улетел на грязный пол.
Да, не самое подходящее словечко для святого места. К счастью, телефон оказался цел, и даже экран не треснул. Можно сделать фото! Вновь наведя камеру на стену, Илона принялась выискивать удачный ракурс. Да-а, темновато! Вспышку использовать она не любила, но не просить же, в конце концов, блогеров посветить ей!
Щелк! Фото готово. Илона посмотрела на экран: фреска почти неразличима, зато сколько трещин и щелей. Время не щадит даже искусство… Подойдя к стене ближе, девушка ковырнула один из самых широких проемов и к своему удивлению отломила крупный кусок штукатурки.
А за ним вместо ожидаемой кирпичной кладки зияла темная пустота. Хм, любопытно! Полянская принялась азартно ломать стенку, и вскоре перед ней открылась ниша около тридцати сантиметров в длину и сантиметров пятнадцать в высоту.
Илона включила фонарик на телефоне и направила его луч в образовавшееся пространство, совершенно не надеясь обнаружить там что-то интересное.
Однако оттуда на нее смотрел боковой обрез большой книги.
«Ого! Как она здесь оказалась? Наверняка, это тайник!» — она протянула руки и осторожно, чтобы не повредить фолиант, принялась извлекать его наружу. Поскольку рядом не оказалось подходящей поверхности, куда можно было бы его пристроить, чтобы рассмотреть, Илона присела и положила книгу на колени.
Ее действия не укрылись от внимания Димы. Заметив, что девушка что-то рассматривает, он приблизился к ней и опустился рядом.
— Откуда это? Из ниши в стене? Старинная книга? — он с любопытством рассматривал темную пыльную обложку.
-Да, из ниши, но я еще не успела ее открыть, — ответила Илона.
Обернувшись к помощникам, Дима крикнул:
— Пацаны, идите сюда!
— С камерами? — решил уточнить Даник.
— Ну, конечно, с камерами! Глупый вопрос! — Дима заметно оживился и, не сводя взгляда с книги, спросил: — Илона, а можно ее прямо сейчас обратно запихнуть и все сделать, как было?
— Зачем? — искренне удивилась Илона. — А, простите… Не сразу сообразила. Для контента! Вообще-то эта книга чудом сохранилась в условиях здешнего климата, и лишние движения для нее могут быть губительны.
— А если аккуратно? — Дима поднял на нее глаза и вновь задержал взгляд дольше, чем следовало бы.
«Черт знает что!»
— Ниша была тщательно заштукатурена. Шансы обнаружить прятку практически нулевые, — Илона указала на тайник. — Если ты хочешь вернуть это на место, придется просто заложить кирпичами.
— Хорошо, давай попробуем, — согласился он. — Я еще не знаю, что это за книга, но тот факт, что она была замурована в стене, делает ее супер интересной!
Илона осторожно задвинула тяжелую находку обратно в нишу, а Дима закрыл ее найденными на полу обломками кирпичей. Ну что, теперь он доволен? Но тот, воодушевленный таким событием, уже приготовился отдавать распоряжения:
— Так! Это просто офигенно круто! Даник, ты снимай, а ты, Никита, добавь света… Илона, не могла бы ты повторить все свои действия с момента обнаружения тайника до извлечения книги? Очень тебя прошу! — дабы усилить важность просьбы, он положил ей ладонь на плечо и проникновенно посмотрел в глаза.
«Да-да! Мы оба знаем, что у тебя красивые глаза!» — подумала Илона с раздражением.
— Извини, но у меня нет никакого желания участвовать в этом театре… Зачем оно мне? Если нужно, можешь изобразить, будто ты сам ее нашел. Я не против. Но потом я хотела бы забрать книгу с собой для подробного изучения.
— Ну, пожалуйста… — его взгляд сделался умоляющим. — Будет здорово, если мы ее найдем вместе. Ну, тебе ведь не сложно, правда?
Илона глубоко вздохнула, что означало согласие.
— Отлично! Спасибо большое! — Масленников хлопнул в ладоши. — Поехали!
Полянская совсем не ожидала, что он тоже решит оказаться в кадре. Видимо, таков замысел. Ладно, черт с ним! Но это последний раз, когда она согласилась на эту дичь!
Дима водил фонариком по стене, делая вид, что рассматривает фрески — те самые, что до этого заинтересовали и Илону. Затем вдруг остановился и принялся расшатывать кирпичи возле тайника.
— Илона Сергеевна! Посмотрите-ка сюда! Кажется, я что-то нашел!
Илона молча подошла и встала рядом с ним. Что ей нужно делать? Подыгрывать и изображать искреннее удивление? Зачем она вообще на это согласилась?
Дима тем временем отодвинул кирпичи и принялся аккуратно вытаскивать книгу наружу под прицелом камеры Даника.
— Вау! Да это же настоящее сокровище! — воскликнул он, проводя ладонью по обложке, чтобы смахнуть пыль. — Ребята, мы нашли в стене тайник, а в нем — старинную книгу! Сейчас нам предстоит выяснить, какого она содержания и… Почему кто-то надежно ее спрятал!
Он принялся бережно перелистывать пожелтевшие от времени, но все еще довольно плотные страницы. По убористым записям в колонках Илона догадалась, что перед ними — метрическая книга, кои в обязательном порядке велись в церкви вплоть до Октябрьской революции и включали в себя записи о крещении, бракосочетании и смерти. Затем они были переданы на хранение в архивы, так как система регистрации граждан поменялась в корне. Но, действительно, почему эту так надежно спрятали? Что в ней такого?
— Илона Сергеевна, кажется, перед нами метрическая книга. Я прав? — блогер продолжал медленно переворачивать страницы.
— Да, все верно, — Илона пожирала взглядом записи, мечтая как можно скорее начать их читать в спокойной обстановке. — Но человеку неподготовленному сложно разобрать, что здесь написано. Почерк да и стиль изложения сильно устарели.
— А вы могли бы прочесть? — Дима провел пальцем по строчкам.
— Не уверена, но стоит попытаться, — ответила Полянская и осторожно развернула книгу к себе, пробежала глазами по строчкам. — Нет, здесь почерк совершенно нечитаемый! Посмотрим дальше… Вот тут немного разборчивее. Запись о погребении. Сергей, сын крестьянина Тимофея Алексеева. Дата смерти — двадцать четвертое апреля тысяча девятьсот десятого года, а вот дата погребения — похоронен через два дня. Умер в возрасте шести лет от оспы. Место захоронения — кладбище деревни Песочня… — Илона пояснила: — Это та деревня, которая была здесь раньше.
Подняв глаза, она встретилась с внимательным взглядом Масленникова. Он буквально весь обратился в слух. Илона продолжила читать.
— А вот еще одна смерть ребенка. Анна, два года, от оспы, похоронена здесь же. А это что?.. — Илона даже чуть пригнулась, чтобы лучше рассмотреть.