PROсчастье. Руководство для продвинутых пользователей
Нужно ли идти в лес, чтобы испытать ужас Mono (S)? Представьте, что в стране кризис. Вы работаете в организации, у вас нет другого дохода, кроме зарплаты. В организации ходят слухи о скором сокращении штата сотрудников. И сейчас на почту вам пришло письмо от начальника отдела кадров с просьбой зайти к нему после обеда, при этом никаких причин для встречи с ним у вас нет. Внимание, вопрос: что вы будете чувствовать все оставшееся до обеда время?
С большой долей вероятности, близкой к 100%, вы будете испытывать дискомфортное состояние Mono (S). Это то состояние, когда у вас опустились руки, вы перестали верить в себя. Это когда вы много раз пробовали, у вас ничего не получилось и теперь вы просто сидите и ничего не делаете. Вам хочется, чтобы ужас прошел, а вы не можете ничего делать, кроме как просто ждать, потому что «валюта» Mono (S) – это время. Для действия нужна точка приложения сил, а здесь этой точки нет. Внимание рассеяно вокруг и ничего не «видит».
В моносубъектном состоянии невозможно делать дела, в нем возможны или безделье, или имитация делания. Причем неважно, где вы находитесь – в положительном или в негативном полюсе Mono (S).Вспомните, как близкий человек хочет с вами заговорить, когда вы сладко дремлете. Слов вы почти не слышите, но понимаете, что вам хотят что-то сказать, и либо продолжаете дремать, не нарушая блаженного состояния, либо отвечаете невпопад: «Да-да, дорогая».
Ну нельзя в состоянии моносубъектности делать дела! Выйдет в лучшем случае имитация дела, не более того. «Можно делать и отсутствие дела», как пел Бутусов.
А что в нейтральной позиции Mono (S)? В ситуации, когда ничего не хочется, все потребности удовлетворены. Когда не веселый, не грустный, а нейтральный. Внимание все так же рассеяно и ничего не выделяет из окружающего фона.
В этом состоянии спокойствия и расслабленности можно почувствовать зов новой потребности. Этот зов настолько тихий, что обычно в суматохе дня мы его не слышим. Гул дел, мыслей, эмоций забивает его. Но когда все вокруг остановилось, видимые потребности удовлетворены, то можно почувствовать этот зов. Например, это может быть желание позвонить кому-то, или желание что-то сделать, или куда-то пойти. В моем случае бывает, что рука тянется к какой-то книге, я ее открываю в случайном месте, и там в тексте вижу ответ на свой текущий вопрос.
ПРАКТИКА. Вспомните свои самые любимые состояния Mono (S). В моем случае это утренняя дрема, или состояние пустоты после проведенного тренинга – желание посидеть в конце дня и помолчать хотя бы пять минут, или прогулки по залитому солнцем пространству, когда я зажмуриваю глаза и как будто растворяюсь в лучах солнца. Запишите свои состояния, доступные вам каждый день, в которых вы просто есть, без специальных условий. Попробуйте каждый день прожить хотя бы несколько таких моментов и по возможности длить их, как будто вы в них растворяетесь. Эта простая практика наслаждения сделает каждый ваш день счастливее без специальных усилий с вашей стороны.
Чтобы насладиться, вкусить это счастье полностью, не нужно совершать никаких действий, нужно только время. Помните, как хорошо утром, в полудреме, когда под одеялом так тепло, а снаружи прохладно? Хочется досмотреть сон, хочется лежать, свернувшись калачиком, как можно дольше. Продлить это ощущение блаженства, уюта, защищенности столько, сколько позволяет время. Но мы говорим себе: «Как хорошо здесь, но надо бежать». Встаем с кровати, и бежим по своим делам, покидая это ощущение блаженства и единения с миром, и переходим на следующий уровень активности, который уже является деятельностью.
Макака-фотограф расскажет нам об уровне S-O
В 2011 году британский фотограф Дэвид Слейтер путешествовал по Индонезии и фотографировал местных макак. Как-то раз он настроил оборудование для съемки, а одна из любопытных макак воспользовалась моментом, схватила фотоаппарат, нажала на кнопку затвора и случайно сделала серию фотографий. После чего бросила фотоаппарат и убежала восвояси. Камера была повреждена неаккуратными действиями обезьяны, но в аппарате осталось несколько снимков. На них были «селфи» макаки. Эти фото сделали Дэвида знаменитым. Пикантность истории в том, что мировые издательства публиковали эти фото без выплаты гонорара Дэвиду, потому что не признавали авторство за ним. При этом они выразили готовность уплатить гонорар автору, чьей руке принадлежит снимок.
Нас же в этой истории интересует в первую очередь макака, которая находилась в состоянии, явно отличном от Mono (S), потому что фотоаппарат она уверенно распознала из окружающего фона. И даже сумела им воспользоваться, потому что до этого наблюдала за действиями фотографа. А результат ее работы превзошел результат многих начинающих фотографов: как-никак ее работа приобрела мировую известность.
Смею предположить, что во время этой спецоперации макака испытала смесь чувств: любопытство, примесь страха, восторг. Эта доблестная макака видела фотоаппарат (объект) и совершала некие стихийные манипуляции с ним. Она продемонстрировала нам уровень организации активности, который уже попадает под определение деятельности как процесса активного взаимодействия субъекта с объектом, во время которого субъект целенаправленно воздействует на объект, удовлетворяя свои потребности.
Появление объекта в поле внимания дает нам возможность действовать. Даже сам этот переход, когда сначала не было объекта, а потом он вдруг появился, иногда дает ощущение счастья. Объектом может быть как человек, так и вещь или вообще род занятий. Объектом может быть даже идея.
Когда у меня родилась идея этой книги, то она стала точкой приложения моих усилий. Я начал продумывать ее, собирать материал, писать тексты. То есть совершать действия по отношению к объекту. Изменилось мое эмоциональное состояние. Я чувствовал воодушевление, настроение стало приподнятым, улыбка растягивала мой рот до ушей при мыслях о книге. На протяжении нескольких недель я описывал разным людям модель счастья и радовался тому, что она находила отклик в их сердцах.
Рассмотрим другой пример, как появление объекта может вдруг изменить жизнь и сделать человека счастливее. Вспомните весну, время, когда кажется, что все вокруг влюбляются, а у вас, например, нет объекта симпатии. А так хочется, чтобы он был. И есть внутри это сладкое ощущение предвкушения будущей любви. Но самой любви нет. Вы смотрите по сторонам в надежде разглядеть этого человека и никого не находите. Все или обычные, или не в вашем вкусе, или несвободны. Узнаете состояние моносубъектности? Это как раз оно.
И тут, раз, появляется человек, который вдруг становится очень вам симпатичен. Вы еще даже толком не знакомы, а уже понятно, что это тот самый. Или знали его сто лет, а тут он открылся совсем с другой стороны. И сразу же превратился в объект вашего внимания.
У меня было так с моей супругой. Как только ее увидел, то сразу понял, что эта девушка особенная. Мне хотелось с ней гулять под луной, читать стихи, держать ее за руку… А ведь мы только познакомились и нас еще совсем ничего не объединяло, кроме предвкушения любви и желания проводить время вместе.
Часто счастье от появления объекта раскрашивает жизнь предвкушениями, надеждами и, конечно же, наслаждением от взаимодействия с объектом. S-O (субъект-объектное) счастье случается с нами почти каждый день – в тот момент, когда мы едим вкусное мороженое, смотрим интересное кино, катаемся на аттракционе, смеемся над анекдотом. Радоваться и веселиться, вкушать наслаждение полной ложкой – это всеS-O счастье. Оно проявляется как легкое отношение к жизни, беспечность, легкомысленная уверенность в завтрашнем дне. Помните басню Крылова «Стрекоза и муравей»? Слова стрекозы: «Песни, резвость всякий час… лето целое все пела» – это гимн S-O счастья.