Иран. Полная история страны
В 875 году халиф аль-Мутамид назначил (точнее, вынужден был назначить) Насра ибн Ахмада [138] правителем Мавераннахра [139]. При Исмаиле Самани (Исмаиле ибн Ахмаде), младшем брате Насра ибн Ахмада, который правил с 892 по 907 год, государство Саманидов достигло пика своего могущества. Помимо Мавераннахра, Саманиды правили Хорасаном и прилегающими к нему областями.
Карта государства Саманидов в середине Х века
Расположение на пересечении торговых путей и успешное противостояние набегам кочевников, обеспечившее столетие мирной жизни, способствовали расцвету государства Саманидов. Бухара, в которую Исмаил Самони перенес столицу из Самарканда, стала «Багдадом на востоке», иначе говоря, по уровню культурного развития сравнялась со столицей халифата, а в чем-то и превзошла ее. Новоперсидский язык и новоперсидская литература родились при Саманидах, которые считали себя потомками легендарного Бахрама Чобина, то есть чистокровными иранцами, и потому всячески содействовали развитию иранской культуры.
С середины X века государство Саманидов начало приходить в упадок. Причина была старой, как мир – борьба за власть, перевороты и сепаратистские тенденции. К концу Х века государство Саманидов распалось. В Хорасане стала править тюркская династия Газневидов, а Мавераннахр захватили тюрки-караханиды [140]. В 1003 году последний саманидский правитель Исмаил Мунтасир, поддерживаемый тюрками-огузами [141], начал войну за возвращение Мавераннахра, но терпел одно поражение за другим и погиб в начале 1005 года. Его смерть стала «окончательным концом» государства Саманидов.
В государстве Саманидов жил Абу Абдуллах Джафар ибн Мухаммед Рудаки (860–941) – основоположник литературы на новоиранском языке, которого заслуженно называют «отцом иранской поэзии». До нас дошла всего 1 000 двустиший-бейтов из 180 000, сложенных Рудаки (так, во всяком случае, гласит предание). Но недаром же говорится, что «крупинка золота – все равно золото, а не медь». Мастера слова узнаешь и по одному двустишию…
В благоухании, в цветах пришла желанная весна,Сто тысяч радостей живых вселенной принесла она.В такое время старику нетрудно юношею стать,И снова молод старый мир, куда девалась седина!Построил войско небосвод,где вождь – весенний ветерок,Где тучи – всадники равны,и мнится: началась война.Вот молний греческий огонь,вот воин-барабанщик – гром,Скажи, какая рать была,как это полчище, сильна? [142]«Эмир Наср ибн Ахмад Саманид [143], что был правителем Хорасана, приблизил его [Рудаки] к себе, отчего пришло к нему счастье и богатство, так, что лучшего и желать было нельзя, – сообщает Садид ад-Дин Ауфи [144] в своем “Собрании рассказов”. – Рассказывают, что у него было 200 рабов, а число верблюдов в его караване доходило до 400. После него ни один поэт не достигал таких благ и могущества».
Государство Алидов
На территории Табаристана (область на южном побережье Каспийского моря) с 864 года существовало государство Алидов [145], основанное аль-Хасаном ибн Зейдом, одним из потомков Али. В 900 году это государство было присоединено к государству Саманидов, но действия саманидского наместника спровоцировали крестьянское восстание, которое возглавил алид Хасан ибн Али, по прозвищу аль-Утруш («Глухой»). Слуха Хасан лишился по вине правителя Хорасана Мухаммеда ибн Абдаллаха аль-Худжистани, который бросил его в тюрьму и подверг жестокому бичеванию.
Государство Алидов
В конце 913 года Хасану аль-Утрушу удалось утвердить свою власть над Табаристаном, которым он правил до своей смерти, наступившей в 917 году. Родственники аль-Утруша боролись за власть до 928 года, когда в Табаристане захватил власть Мердавидж ибн Зийар, предводитель отрядов горцев‑дейлемитов, [146] состоявших на военной службе у Алидов.
Государство Зийаридов
К началу X века под властью Алидов оставалась только часть Западного Ирана. После утверждения своей власти над Табаристаном, Мердавидж ибн Зийар, человек решительный и жестокий, приступил к завоеванию южных земель. Он рассчитывал захватить Багдад и восстановить иранское государство в его былых пределах, но не успел этого сделать, поскольку был убит своими приближенными в начале 935 года. На тот момент его владения на юге простирались до Шираза [147], а на западе – примерно до современной ирано-иракской границы (до Багдада оставалось совсем немного). После Мердавиджа власть перешла к его младшему брату Вушмагиру, при котором государство сократилось до своих исходных пределов, то есть до Табаристана. Но, тем не менее, Мердавидж ибн Зийар внес большой вклад в окончательное освобождение Ирана от власти халифата, которое завершил один из его бывших военачальников Ахмад ибн Буид.
Карта государства Зийаридов в 935 году
Предпоследний из Зийаридов Кей-Кавус (Унсур аль-Маали), правивший с 1050 по 1087 год, написал для своего сына Гилян-шаха обстоятельное наставление в прозе под названием «Кабус-наме» («Книга Кавуса»). Кавус учит сына тому, как нужно устроить жизнь, чтобы пройти через все испытания, сохранив достоинство и твердость духа. «Люди не могут обойтись без государственного устройства и порядка, а государственное устройство и порядок без вождя несовершенны, ибо всякий питающийся, проедающий свой хлеб без порядка и справедливости, не знает благодарности к подателю хлеба. А это уже недостаток подателя, что он дал хлеб невеждам и неблагодарным» [148]. Охват тем весьма широк, начиная с того, как нужно воевать, и заканчивая правилами игры в нарды и шахматы. «Кабус-намэ» можно считать энциклопедией иранской средневековой жизни.
При Гилян-шахе государство Зийаридов было разделено между Газневидами и Буидами.
Государство Буидов
У Мердавиджа ибн Зийара было трое военачальников‑братьев из дейлемитского рода Буидов [149] – Али, Хасан и Ахмад. Род был незнатным. Отец братьев Абу Шуджа Буид пахал землю и ловил рыбу, но в какой-то момент решил вместе с сыновьями попытать счастья на военной службе у Саманидов. От Саманидов все четверо вскоре перешли к Мердавиджу, который доверял только своим соплеменникам-дейлемитам, и потому у него можно было рассчитывать на скорое возвышение. В конечном итоге братья Буиды возвысились до наместников завоеванных провинций и, разумеется, захотели править самостоятельно, тем более что после убийства Мердавиджа создались крайне благоприятные условия для перекраивания его владений.