Философия Гарри Поттера: Если бы Аристотель учился в Хогвартсе
«Пусть случится то, что должно случиться, и мы будем готовы к этому»
Отношения между персонажами в историях о Гарри Поттере убедительно подтверждают идеи Аристотеля о преимуществах и достоинствах настоящей дружбы. У Хагрида и его друзей действительно «добрые намерения». Они ценят друг в друге отнюдь не случайные качества, а, наоборот, те, которые являются самыми существенными в их характере: их склонность действовать определенным образом, вызывая одобрение друг у друга, равно как и у читателя. «Добрые намерения», о которых говорит Хагрид, требуют от нас способности видеть в друге самого себя. Это, в свою очередь, означает следующее: то, что хорошо для нас, хорошо и для наших друзей. Таким образом, дружба обеспечивает наилучшую защиту от самообмана и дает нам силы для самосовершенствования и развития. Дружба помогает персонажам книг Ролинг — а тем самым и всем нам — обрести жизненно важные ценности, которые наполняют наше существование смыслом[32].
Феминизм и равные возможности: Гермиона и женщины Хогвартса
Мими Р. Глэдстайн
Женские персонажи «Гарри Поттера» ни при каких условиях не чувствуют себя «второсортными» обитателями волшебного мира. Дж. К. Ролинг рисует общество, в котором равные возможности полов воспринимаются как данность. В отличие от нашего мира маглов, за равенство в этом обществе не надо бороться; оно является неотъемлемой частью жизни, как полеты на метле или Почти Безголовые привидения. Ролинг создает мир, в котором имеют значение только структура личности и тот путь, который она выбирает. Равные возможности мужчины и женщины — классическая цель либерального феминизма — достигаются отнюдь не при помощи волшебства. В мире, созданном автором, обретают реальность пророческие слова Джона Стюарта Милля о том, что на смену подчиненного положения женщины должен прийти принцип «абсолютного равенства, при котором невозможны какие-либо привилегии для одной из сторон или ограничения для другой»[33].
Несмотря на то что история западной философии полна примеров, когда женский вопрос вообще не принимался во внимание при различного рода дискуссиях, в философской мысли всегда существовала традиция, согласно которой женщины рассматривались как равноправные члены общества в нравственном и социальном плане. Начиная с Платона и некоторых мыслителей эпохи Просвещения и кончая современными сторонниками феминизма философы стремились доказать, что женщина и мужчина равны во всех отношениях. В этой главе мы постараемся показать, что трактовка автором характера Гермионы и других женских персонажей волшебного мира является проявлением именно этой важной традиции равенства в философии или, по крайней мере, отражает ее гораздо успешнее, чем наш обыденный мир маглов.
Образ автора
Самым значительным женским персонажем историй о Гарри Поттере является Гермиона Грэйнджер, и неудивительно, что прототипом ее образа, хотя бы частично, послужила сама писательница. Когда Ролинг спросили, почему она решила сделать главным героем своих книг мальчика, она объяснила, что героиней ее произведений могла бы стать и девочка, но к моменту написания первой из семи книг в ее воображении «уже сложился образ Гарри». Именно поэтому, продолжала Ролинг, ее главного персонажа «зовут Гарри, а не Гарриэт». По словам писательницы, она создала Гермиону как ключевую фигуру повествования: «без Гермионы у них ничего не получилось бы». Гермиона — «очень сильная героиня, и ее характер — это мое отражение»[34]. Гарри тоже обладает некоторыми чертами автора — в детстве Ролинг носила очки с толстыми стеклами, но писательница признается, что в классе ее считали лидером и самой сильной ученицей, и именно этими качествами она наделила Гермиону.
Не просто «свой парень»
Близкая дружба Гарри, Гермионы и Рона — основная тема серии, воплощение идеи равенства полов. Все самые знаменитые герои популярных книг, известные своей дружбой, такие, как три мушкетера или братья Харди, — это мужчины. Более того, если главный герой произведения — мужчина, то и его товарищ или соратник — тоже мужчина, как, например, Дон Кихот и Санчо Панса. Хотя в художественной литературе не так уж редко можно встретить образ женщины-друга, та естественность, с которой общаются наши герои, показывает, насколько естественно равенство полов в мире Гарри Поттера. Никто не сомневается в истинности их дружбы. Гермиона играет не последнюю роль в этом трио; она не просто спутница Гарри и Рона, а полноправная и незаменимая участница команды.
В то время как усилия первых феминисток были в основном направлены на борьбу с юридической дискриминацией женщин, многие современные поборницы женского равноправия стремятся освободить женщину от психологической и эмоциональной зависимости. Например, феминистка Колетт Доулинг утверждает, что «глубокое желание женщины, чтобы о ней заботились, является сегодня главной силой, принижающей ее достоинство»[35]. Именно так сформировался стереотип, согласно которому женщина должна быть спасена мужчиной или должна быть предметом его заботы. Однако, опровергая этот стереотип, Гермиона часто сама спасает Гарри и Рона в самые сложные, поворотные моменты сюжета. Читателю не приходится сомневаться в могуществе Гермионы — оно проявляется и в первой книге, где она спасает своих друзей во время поисков философского камня, и в пятой книге. Орден Феникса, когда она освобождает их от тирании профессора Амбридж.
В романе Философский камень Гарри, Рон и Гермиона хотят убежать из пансиона Гриффиндор, чтобы отправиться на поиски философского камня. Когда один из учеников Гриффиндора, Невилл Долгопупс, пытается удержать их от нарушения принятых в пансионе правил, Гарри говорит Гермионе: «Сделай же что-нибудь!» (ФК). И Гермиона делает то, что не в состоянии сделать ни Гарри, ни Рон. Она произносит заклинание «Петрификус Тоталус!», и Невилл теряет способность двигаться. Позже, в той же главе, Гермиона спасает Гарри и Рона от растения «дьявольские силки». В книге Орден Феникса Гермиона разрабатывает и реализует план, по которому она обманывает злую Долорес Амбридж и вместе с Гарри и другими попадает в Министерство магии.
Существует еще одно доказательство того, что Гермиона совершенно независима от мужчин (а именно о такой зависимости пишут Доулинг и другие сторонники феминизма) — это ее абсолютная уверенность в своих способностях и интеллекте. Гермиона может позаботиться о себе. Она не дожидается, пока друзья защитят ее от оскорблений Малфоя. Перед началом бала, описанного в Кубке огня, Малфой говорит с пренебрежением: «Уж не хочешь ли ты сказать, что кто-то пригласит ее на бал? Эту самозванку с лошадиными зубами?». Вместо того чтобы затеять ссору или отступить, Гермиона пугает Малфоя, заставляя его подумать, что Грюм, который превратил его в хорька, стоит прямо у него за спиной. Гермиона — девочка не робкого десятка. Когда Рон предостерегает ее об опасности борьбы с Ритой Скитер, которая так мучила Гарри и Хагрида своими историями, Гермиона и не думает сдаваться.
Сила разума и нравственные добродетели
В 1792 году Мэри Волстоункрафт писала, что «женщинам не позволено иметь сильный разум, способный развить качество, которое по праву называется добродетелью»[36]. Главным предметом ее обеспокоенности было то, что женщины не получают образования, которое дало бы им возможность развивать и реализовывать добродетели, таким образом не позволяя им наравне с мужчинами полностью выполнить свое предназначение. Однако в Хогвартсе такой проблемы не возникает. Гермиона преуспевает не только в обучении волшебному ремеслу, но и в нравственном образовании. Причины ее успеха — это интеллект, трудолюбие, настойчивость. Она усердно учится и выполняет все домашние задания. В Узнике Азкабана Гермиона даже путешествует во времени, чтобы попасть на несколько одновременно проходящих занятий!