Философия Гарри Поттера: Если бы Аристотель учился в Хогвартсе
Итак, предлагаю эксперимент. Пусть один и тот же церковный проповедник войдет в два разных класса светской школы. И в одном классе он будет запрещать детям читать книжки про Гарри Поттера, а в другом предложит читать эти книжки вместе. Как вы думаете, дети из какого класса через полгода станут прихожанами его Церкви?
Вот ради этих детей я и говорю своим церковным «друзьям»: подождите пугаться, подождите пугать, подождите осуждать и разоблачать, подождите верить слухам. Оттолкнуть детей от Церкви легко. Оттолкнуть — и остаться в горделивом сознании единственности своей чистоты. А если впустить детей в храм — будет шум, будет беспорядок, будет мусор. Но зато будут и дети.
Сами сказки про Игоря Горшкова (так на русский лад звучит имя Гарри Поттера) — это обычные книжки. Вот только появились они в необычно плохие времена. Если бы такая книга появилась сто лет назад — она была бы просто доброй фантазией. Вокруг была христианская культура, и она приняла бы в себя ребенка, прочитавшего сказку про Гарри. И в советской культуре такая сказка была бы безобидна. Но сегодня она стала капелькой, несомой мощной и мутной волной неоязычества. Пособия для «начинающих эзотериков» продаются на каждом углу, идеи «мадам Ваблатской» проповедуются на школьных уроках так называемой «валеологии», и совсем не нужно искать «Косой переулок», чтобы найти магазинчик с магическими амулетами и учебниками. От сказки к реальному язычеству переход может оказаться слишком незаметным и быстрым.
В этих условиях прятать от детей книжки про Гарри Поттера глупо. Надо просто подумать о противовесе. О том, как ребенку дать знания о вере его народа, а не о суевериях далеких и давних кельтов.
Книги Ролинг не связаны с миром христианства. Но из этого еще не следует, будто они являются сатанинскими. Это своего рода «ничейная полоса», и тот «делатель», который ступит на эту полосу, и будет выращивать на ней свои плоды. Толкователи и впрямь могут развернуть книги Ролинг в противоположные стороны.
Сатанисты проявляют очевидный и, как всегда, грязный интерес к этим сказкам. Они не останавливаются перед прямыми фальсификациями — вроде того что эти книги одобрил мэтр сатанизма Кроули — или придумывают интервью Ролинг лондонской газете, в котором она якобы выразила свои симпатии сатанизму…
Эти порождения «отца лжи» уверяют, что 20-миллионный тираж этих книг приведет к пополнению их армии 20 миллионами юных новобранцев. И если христиане будут жечь эти книги и плеваться в их адрес, то, пожалуй, так оно и будет. Виноваты тут будут не книги, а мы, ибо дадим повод сработать вполне обычной (а не колдовской) человеческой логике: раз мне книга нравится, а христиане против нее, раз христиане сжигают сказки, в которых ни одного дурного слова в адрес их веры не сказано, значит, что-то и в самом деле у этих христиан не так, значит, стоит прислушаться к их критикам.
Каждое новое сообщение о том, что вот еще один ребенок после прочтения «Гарри Поттера» попался на пропаганду магии и язычества, для меня будет означать лишь одно: вот и еще раз мы опоздали… Но давайте хотя бы сейчас поторопимся и дадим детям христианское прочтение той сказки, которую они так полюбили! Вот стоит ребенок с «Гарри Поттером» в руках. За эту книжку его к себе тянут язычники. А тут еще церковная тетя подходит и отталкивает эту книжку — вместе с ухватившимся за нее юным читателем. Две эти силы не противодействуют! Напротив, соединившись, они действуют в одном и том же направлении: подталкивая ребенка к сатанистам…
Р. S. Да, на гаррипоттеровских интернет-форумах появилась формула: «диакон, который защитил мальчика, который выжил»[239].
Диакон Андрей Кураев, профессор Московской Духовной академии
Философия начинается с удивления. Платон
Магическая вселенная Джоан Ролинг с ее угрожающими троллями и запретными лесами не сходит с первых строк списка бестселлеров, утоляя читательский голод и заставляя его вспыхивать с новой силой.
«Философия Гарри Поттера» приглашает нас вернуться в собственное детство и широко раскрытыми глазами ребенка, присоединив к ним опыт рассуждений и сопоставлений, еще раз обратиться к решению вечных вопросов. Кто я? Почему мы здесь? Кто создал Бога? Действительно ли свет в холодильнике исчезает, когда мы закрываем дверцу? Дети — прирожденные философы. Только целенаправленные усилия взрослых, раздраженных бесконечными детскими «почему?», приглушают первоначальную страсть к пониманию.
Философ Георг Вильгельм Фридрих Гегель заметил: «Сова Минервы вылетает в сумерки» — но вам повезло. Ваша сова уже здесь. Не откладывайте своего визита в Большой Зал на праздник начала учебного года…
notes
Примечания
1
Перевод А. В. Набирухиной.
2
Статья Гаральда Торсруда в этой книге посвящена теме дружбы в произведениях Дж. К. Ролинг.
3
Kierkegaard S. Concluding Unscientific Postscript / пер. Дейвида Ф. Свенсона и Вальтера Лори. Princeton, 1968, р. 105.
4
Nyberg D. The Varnished Thjth: Truth Tfelling and Deceiving in Ordinary Life. Chicago, 1993. P. 81, 83–84.
5
Ibid. P. 88, 94.
6
Solomon R. What a Tangled Web: Deception and Self-Deception in Philosophy // Michael Lewis, Carolyn Saami. Lying and Deception in Everyday Life. New York, 1993. P. 42.
7
См.: Taylor S., Brown J. Illusion and Well-being: a Social Psychological Perspective on Mental Health, Psychological Bulletin 103, 2 (1988); Taylor S. Positive Illusions. New York, 1989.
8
Nyberg D. The Varnished Truth: Truth Tilling and Deceiving in Ordinary Life. Chicago, 1993. P. 100. (Далее: Nyberg D.)
9
Nyberg D. P. 81.
10
Goleman D. Vital Lies, Simple Truths. New York, 1985. P. 243.
11
Ibid. P. 251.
12
Peikoff L. Objectivism: The Philosophy of Ayn Rand. New York, 1991. P. 270.
13
Nyberg D. P. 82–84.
14
Taylor and Brown. Illusion and Well-being. P. 194; Taylor. Positive Illusions. P. 126.
15
Taylor. Positive Illusions. P. 123.
16
Taylor and Brown. Illusion and Well-being.
17
См.: Colvin R., Block J. Do Positive Illusions Foster Mental Health? An Examination of Taylor and Brown Formulation // Psychological Bulletin 116, 1 (1996).
18
Ibid. P. 9.
19
Peikoff L. The Philosophy of Objectivism (аудиозапись). Gaylordsville: Second Renaissance, 1976.
20
Эта статья написана в память о Бобе Зинсере — моем друге, поклоннике Гарри Поттера, человеке, искренне преданном правде.
21
См.: Pakaluk M. Aristotle, Nichomachean Ethics // Books VIII, IX. New York: Oxford University Press, 1998.
22