Античные битвы. Том I (СИ)
Например у афинских гоплитов было принято «смотреть» на врага перед боем. Это перевод греческого термина. «Смотрели» они так — выстраивались в фалангу, быстрым шагом приближались, после чего останавливались в 1,5–2 полетах стрелы, и действительно пырились на врагов. Долго, иногда — часами. Почти не шевелясь И главное — молча. Говорят очень хорошо срабатывало. Вполне возможно — сами наверно помните по детству, если драка не случилась сразу, то через некоторое время «адреналин перегорает» (как я это называю) и ты становишься вялый и апатичный. Уже ничего тебе не надо, хочется домой и спать. Возможно тут схожие механизмы.
Все это не отменяет того факта, что в случае необходимости греки устраивали на поле боя беспрецедентную, по количеству жертв, резню.
Эти ребята умели убивать, любили убивать, и готовы были умереть.
Вот в такую тесную и темную яму со змеями и скорпионами, и запрыгнул персидский царь.
Персы
Итак, в азиатском углу ринга у нас персы во главе с гнусным самодуром-тираном, враги демократии, математики, риторики, гейства и всего светлого и хорошего. Не любят пехаться с мужиками. Но это не точно.
Давайте сразу про гейство, чтобы закрыть вопрос — в персидской армии девки были, что у греков (по крайней мере по источникам) не прослеживается. Так что кто тут за семейные ценности, а кто за патриархальные, решайте сами.
По поводу культуры, общества и истории Персии я буду говорить когда все это начнет завоевывать Александр Македонский. Сейчас же греки столкнулись с армией Персии, безликой военной машиной, и поэтому остальное остается за кругом наших интересов.
Но все же, кратенькая ремарка. Как мы все знаем, персы это «рабы которых гонят в бой плетками комиссары-фракийцы». А главгад у них — жуткий страшный хмырь, передушивший всех братьев и сестер, да еще и пирсинг носит. Ну сразу видно — варвар, тиран и деспот.
Однако знаем мы это все исключительно от греков. Причем греков с победившей стороны.
Я, чувствуя себя дочерью персидского датапатиша, скажу — не все так однозначно.
В любом случае великое счастье, что все эти великие люди давно умерли, и мы влачим свое жалкое, серое, сытое существования без страдания, то есть счастья, быть гражданином полиса, или преданного раба Царя Царей.
Хотя болеть будем, конечно же, за греков, но и на персов имеет смысл смотреть не через греческую пропаганду.
Первое яркое впечатление греков от персидской армии — конница. Вернее, её количество.
И, судя по всему, глубокое удивление — вот и все, что смогла сделать конница персов с греками. Похоже персидский всадник обычно пользовался метательными копьями (дротиками) «пальтонами», и луком. В битве при Платеях: «Всадники прискакали и стали причинять большой урон всему эллинскому войску своими дротиками и стрелами: это были конные лучники, и потому к ним было нелегко подступиться.» В битве при Марафоне конница участия не принимала. Ксенофонт описывает бой Фарнабаза против спартанской армии Агесилая: «Затем варвары перешли в наступление. Когда же дело дошло до рукопашной, все те греки, которые пытались поражать персов копьями, обломали себе наконечники, персы же, будучи вооружены дерновыми дротиками, скоро убили двенадцать всадников и двух лошадей, после чего греческие всадники были обращены в бегство.»
Так что персидская конница обычно была лучше греческой, но когда дело доходило до борьбы с пешими греками, то начинались сложности.
Пехота
Основным оружием персов был лук. Я не могу конечно утверждать это однозначно и авторитетно, как древние греки, но пара намеков на это есть. Эсхил, который писал во время греко-персидских войн, в поэме «Персы» постоянно подчеркивает противостояние персидского лука и греческих копий: «С ассирийской колесницы Кораблями и бойцами Управляя (Ксеркс), и навстречу Копьям вражьим стрелы шлет… Сразил ли врага натянутый лук, Или вражье копье Острием одержало победу?» Атосса (жена Дария, мать Ксеркса), спрашивает о греках: «Эти люди мечут стрелы, напрягая тетиву? Нет, с копьем они предлинным в бой выходят и щитом.»
Копья у персов тоже были, но короче греческих. Это видно и на барельефах и на это указывает Геродот в битве при Фермопилах: «На смену им прибыли персы во главе с Гидарном (царь называл их „бессмертными“). Они думали легко покончить с врагами. Но когда дело дошло до рукопашной, то персы не добились большего успеха, чем мидяне, но дело шло одинаково плохо: персам приходилось сражаться в теснине с более короткими копьями, чем у эллинов.»
Тут мы подходим к вопросу, кто же такие были «бессмертные» и чем они были вооружены. Геродот прямо не указывает, что в персидской армии вторжения Ксеркса десять тысяч персов, идущих вслед за царем — это и есть бессмертные. У Геродота они называются «амртака». Но логически вытекает, что эти десять тысяч, у которых подтоки копий были в виде тысячи золотых и девяти тысяч серебряных яблок — это и есть бессмертные под командованием Гидарна. Амртака — лучший регулярный персидский контингент, который постоянно пополнял число до полного состава. Десятитысячные отряды у персов назывались байварабам. Помимо амртака спереди и сзади Ксеркса идут по тысячи солдат тоже с яблоками. У одних копья смотрят вниз, у других вверх. Это личная гвардия Ксеркса — арштибара. В отличие от бессмертных, на участие гвардии в боях с греками не указано. Не будем углубляться в разные версии о гранатах и яблоках, о том, одна или две тысячи было арштибара, для нас будет важнее понять что-то о вооружении этих элитных частей.
На персидских барельефах есть воины с копьем и луком, и воины с копьем и щитом в виде восьмерки. Щит в виде восьмерки напоминает греческий беотийский щит. Но беотийский щит греков был покрыт бронзой. Из чего сделан этот персидский щит — непонятно. Литературные источники говорят о плетеных ивовых щитах. На персидском и греческом языках они звучат как спара или геррон. Спарабара — носители щита спара.
Но тут есть небольшой нюанс. Барельефы сделаны на сто лет раньше, чем события Греко-персидских войн. И очень похоже, что в Грецию Дарий, и уж точно Ксеркс, отправляли сильно другую армию.
На барельефах персы одеты в «ахеменидское платье» — длинные туники, на головах многогранные тиары (высокие такие шапки, типа папахи), либо повязки ткани. Это либо одежда 6 в. до н. э., либо вариант придворных одежд. Во времена греко-персидских войн персы используют мидийские одежды с короткими туникам и капюшонами. Различные народности в войске персов могут использовать скифские, фригийские или фракийские колпаки.
Очень похоже, что в основном персы вели бой прямо как вполне себе исторические самураи. В основном дистанционно, и используя павезы. Об этом прямо говорится в источниках. При Платеях и в битве при Микале персы строили «стену щитов» из павез. Десятки в персидской армии назывались датабам. Старший десятка — датапатиш. Еще со времен Ассирии в азиатских армиях сочетались копейщик с большим щитом, стоящий спереди и лучники, стоящие за ним. Отсюда есть предположение, что персидская спарабара — впереди стоящий датапатиш с копьем за большим щитом и сзади девять лучников. Прямо очень хочется предположить что 1000 бессмертных с золотыми яблоками — это копейщики датапатиш, а 9000 бессмертных с серебряными яблоками — лучники.
Воины которых боялись даже эллины, спарабара:
Греческие источники со мной косвенно согласны:
Геродот: «Потерпели же персы поражение главным образом потому, что у них не было тяжелого вооружения и они должны были сражаться легковооруженными против гоплитов.»