Античные битвы. Том I (СИ)
P. S.: все вышесказанное, разумеется, очень сильно упрощенная картина; в реальности ни один полис не стоит в чистом поле и на процесс его исторической эволюции будет влиять международная политика, но это уже второй вопрос.'
Хорошо сказано, внятно и по делу.
Подождите, скажите вы, но почему же именно Спарта вынесла Афины, а не наоборот, ведь «рыночек порешал» гоплитов в Спарте заметно раньше, чем в Афинах?
Ну, тут надо вернутся к илотам. Я покажу вам те места у Фукидида и Ксенофонта, где побывали илоты или неодамоды (так называемые «новые граждане», о них не будем, а то мы так никогда не закончим) в качестве гоплитов. В смысле, места из их сочинений.
Первый раз илоты в качестве воинов, и в значительном количестве, были использованы в Халкидикской кампании 424 г. (Фук., IV, 80, 5), хотя сама идея, по-видимому, появилась несколько раньше. Именно Фукидид рассказывает об избиении двух тысяч илотов, которым спартанцы обещали свободу (IV, 80, 4). Судя по всему, массовая резня этих илотов произошла уже после официального акта их освобождения, возможно, где-нибудь в военном лагере, куда их удалили для обучения и экипировки. Это событие, вероятно, связано с оккупацией афинянами Пилоса и массовым бегством туда илотов (Фук., IV, 41, 3). Либо испуг спартанцев был столь велик, что они, поддавшись панике, пересмотрели свое прежнее решение и сочли за благо избавиться от ими же созданной илотской армии, либо Фукидид что-то не так понял. Потому что уже через год (возможно, по инициативе Брасида) спартанцы вновь вернулись к этой идее и отправили с Брасидом во Фракию корпус, состоящий из 700 илотов и неизвестного числа наемников (Фук., IV, 80, 5). Это была первая спартанская армия, в число которой не входило ни одного спартиата, за исключением разве что самого Брасида. Освобождены илоты Брасида были уже после возвращения из Фракийского похода, по-видимому, осенью 421 г. Во всяком случае, именно такой вывод можно сделать на основании сообщения Фукидида о совместном поселении бывших илотов Брасида и неодамодов в Лепрее: «Тем же летом вернулось из Фракии войско, отправленное туда во главе с Брасидом… Лакедемоняне решили даровать свободу илотам, сражавшимся под начальством Брасида, с правом жить, где угодно» (V, 34, 1). Постановление это скорее всего было вынесено спартанской апеллой в знак признательности за отличную службу илотов.
Право «жить, где угодно». Это очень важное замечание, которое может означать, что экс-илотам дозволялось покидать территорию Спарты. Кстати, вот поздние гоплиты Афин и Спарты:
(И это, кстати топ прокачанные юниты, у спартанцев вообще шлемы массово заменяются войлочными шапками, вместо меча фактически кинджяль)
Брасид — имя, которое вы вряд ли слышали, но именно он нанес ряд тяжелых поражений Афинскому Союзу, переломив ход войны. И в армии Брасида, судя по всему, из спартиадов был только он сам.
Мне вспомнилась фраза о том, что в свободном и демократическом обществе каждый может реализоваться благодаря своим талантам. Мне кажется эта прекрасная фраза, как нельзя лучше подходит этой ситуации. Я поясню:
Талант в древней Греции можно было пропить. Собственно, это была монета. Талант был приравнен к весу груза, который способен был унести один носильщик. Гипотетически название происходит от праиндоевропейского слова tel (tol) — в переводе «нести». Талант упоминал еще Гомер. В его изложении таланты представлялись круглыми продолговатыми брусками и весили 16,8 кг. Обращались в ту пору и рубленые полуталанты, весившие соответственно 8,4 кг. Другой греческий талант весил 26,2 кг. В первый раз он упоминается в рассказе от 480 года до н. э. о победе сицилийских греков над карфагенянами при Гимере. Талантами мерили золотые изделия, которыми награждали за различные заслуги или жертвовали на храмы. Позже, в Риме, талант равнялся массе воды в стандартной амфоре (26,027литра).
После Пелопоннесской войны спартанский царь Агис, а также его ближайшие родственники и друзья однажды внесли в общую кассу, помимо земельных наделов, по 600 талантов каждый. Эта цифра дает представление о фантастическом богатстве лидеров спартанского общества «равных».
Откуда у этих талантливых людей столько талантов? А это я расскажу в следующей статье, но разбавлю её небольшой резней. Если вам вдруг показалось, что статья плохо вычитана, сумбурна и скомкана — то вам не показалось. Тема оказалось неожиданно сложной, к тому же я залез в неизведанные мной ранее измерения экономики и демографии. И говоря по правде, мне не хватает таланта. Зато теперь вы знаете, что с последним вы можете мне помочь ;)
Спасибо за прочтение, и до следующего раза!
(слово дня — гекатомфония)
Глава 12
Спарта. Битва 300 чемпионов 545 до нашей эры
Был такой красивый и сильный город Аргос, еще один сосед Спарты, а значит её соперник.
Собственно, кроме армии и периэков у Спарты союзников нет. И это херовая ситуация, многое говорящая о Спарте вообще, и о дееспособности её правителей в частности.
Итак, Аргос случился поблизости от Спарты, примерно в 545 году до Рождества Христова, и была забита Аргосу стрела, поскольку Спартанцы хотели по беспределу отжать вкусную долину с хорошей землей. А чо он рядом?
Ну тут и случился очень знаменитый бой 300 чемпионов, о котором вы, скорее всего, никогда не слышали.
Вообще, история мутная. Согласно легенде, обе стороны договорились выставить по 300 воинов, чтобы решить все малой кровью. А остальные армии ушли, чтобы не мешать. Я в это верю с трудом. Это как устроить футбольный матч чемпионов и не смотреть на него.
Мне кажется, что это больше похоже опять-таки на столкновение двух постоянных отрядов, «элитных» подразделений, которые сошлись на спорной территории.
Победил Аргос. По очкам. Счет 300−298. Оставшиеся двое воинов Аргоса пошли к своим, рассказать о славной победе.
Вот это опять таки может показаться нормально для нас, привыкших к современной войне и компьютерным стратегиям. Но в реальности холодного оружия и драки лицом к лицу, истребить друг друга в ноль… Я сомневаюсь. Если взять как аналог викингов, славных своей упоротостью и тягой к смерти на поле боя, то вот выдержка из «Саги о Крином Торире»:
«Для того, чтобы передать тяжбу на альтинг, Торд Ревун набрал две сотни людей. Путь ему преградил Одд с почти четырьмя сотнями. Дело дошло до открытого боя, в котором со стороны Торда погибло четверо, а со стороны Одда только один человек. Тем не менее тяжба была начата. Позже, когда люди начали отправляться на альтинг, Торд смог набрать огромное войско, намного превосходившее силы Одда. Торд не хотел пускать своих противников к месту тинга. Завязалась целая битва, в которой люди Одда потеряли шестерых и были оттеснены.»
При сравнимом числе воинов, и весьма замотивированных кстати, — там уже куча трупов, в частности заживо сожжённые семьи в начале саги, — ну не реально убить три сотни человек при примерно равных силах. Вспомните боксерские поединки — даже голые люди, без тяжёлого железа, могут колошматить друг друга максимум 3 минуты. А если тебя еще и в ответ бьют? Думаю, даже если представить, что они вот прямо реально друг другу на копья с разбегу прыгали (похоже на сюжет для гей-порно), то все равно бы за день не управились.
Я поэтому постоянно ужасался регулярным потерям в 5–10% у победившей стороны в гоплитских армиях. Это настолько лютая резня, что я могу буквально по пальцам посчитать аналогичные потери для средневековых битв. И то, это будет не от общего количества, а отдельные контингенты.