Ракушка на шляпе, или Путешествие по святым местам Атлантиды
Фонарь на дороге
Бывает, ночью привлечет наш взглядФонарь, проплывший по дороге мимо,И думаешь: какого пилигримаОбет иль долг в такую тьму манят?Так проплывают люди — целый рядВолшебных лиц — безмолвной пантомимой,Расплескивая свет неповторимый,Пока их смерть и даль не поглотят.Смерть или даль их поглощают. ТщетноЯ вглядываюсь в мглу и ветер. С глазДолой, из сердца вон. Роптать — запретно.Христос о них печется каждый час,Как страж, вослед ступает незаметно —Их друг, их выкуп, милосердный Спас.Свеча в окне
Я вижу, проходя, свечу в окне,Как путник — свет костра в безлюдной чаще;И спиц кружащихся узор дрожащийПлывет в глазах, и думается мне:Кто и какой заботой в тишинеТак долго занят, допоздна не спящий?Он трудится, конечно, к славе вящейВсевышнего, с благими наравне.Вернись к себе. Раздуй огонь усталый.Свечу затепли в сердце. ХолоднаНочь за окном. Теперь начнем, пожалуй.Кого учить? Кругом твоя вина.Ужель не сохранишь ты горстки малойТой ярой соли, что тебе дана?Море и жаворонок
Вторгаются в уши два шума с обеих сторон,Два голоса — справа, где лава морская кипит,То с ревом штурмуя утесов прибрежных гранит,То тихо качая луны убывающей сон, —И слева, где с неба несется ликующий звон:Там жаворонок, как на лебедке, взлетает в зенитИ, петлями песни с себя отрясая, гремит —Пока, размотавшись, о землю не грянется он.Два шума, два вечных… О пошлый, пустой городокУ края залива! Погрязнув в никчемных делахКак можно не слышать ни волн окликанья, ни птах!Венцы мирозданья! Над вами еще потолокНе каплет? Сливайся, о слизь мировая, в поток,Несущий в начальную бездну расхлябанный прах.Проснусь, и вижу ту же темноту
Проснусь, и вижу ту же темноту.О, что за ночь! Какие испытаньяТы, сердце, выдержало — и скитанья:Когда ж рассвет? Уже невмоготуЖдать — снова отступившую черту.Вся жизнь — часы, дни, годы ожиданья;Как мертвые листки, мои стенанья,Как письма, посланные в пустоту.На языке и в горле горечь. Боже!Сей тленный, потный ком костей и кожи —Сам — жёлчь своя, и язва, и огонь.Скисает тесто, если кислы дрожжи;Проклятие отверженцев все то же:Знать лишь себя — и собственную вонь.Падаль
Я не буду, Отчаянье, падаль, кормиться тобой,Ни расшатывать — сам — скреп своих, ни уныло тянутьИ стонать: Все, сдаюсь, не могу. Как-нибудь,Да смогу; жизнь моя родилась не рабой.Для чего ж ты меня тяжкой каменной давишь стопойБез пощады? и львиную лапу мне ставишь на грудь?И взираешь зрачком плотоядным, где жидкая муть,И взметаешь, как прах, и кружишь в буреверти слепой?Для чего? Чтоб отвеять мякину мою от зерна, чтоб, смирясь,Целовал я карающий бич, пред которым дрожим,Чтоб, смеясь, пел хвалу раб ликующий, вдавленный в грязь.Чью хвалу? Сам не вем. Победил ли меня херувим?Или я? или оба? — всю ночь, извиваясь, как язь,Я, бессильный, боролся впотьмах (Бог мой!) с Богом моим.«Парень из Шропшира» и его тихие песни
Старался студент, но зачета не сдал,Искусств бакалавром, увы, он не стал.Аой!Служил регистратор в патентном бюро,Служил, но порою чесалось перо.Аой!Сидел в кабинете ученый сухарь,Он душу отдал за латинский словарь.Аой!IВ этих эпических строках — главные вехи творческой карьеры Альфреда Эдварда Хаусмана (1859–1936). Честолюбивый и способный студент, он, действительно, умудрился провалиться на заключительном экзамене и должен был пойти на службу. Но по вечерам после своих патентных трудов Хаусман отправлялся в Британский музей и упорно работал над латинскими текстами и комментариями. Его публикации вызывали такое уважение в ученом мире, что в 1891 году он был, несмотря на отсутствие степеней и званий, выбран заведующим латинской кафедры Лондонского университета, а еще через десять лет, в 1901 году, приглашен возглавить кафедру в Кембридже.
Ровно посередине между этими событиями, в 1896 году, вышел первый сборник стихов Хаусмана «Парень из Шропшира». Лирический герой этих стихов — абсолютная противоположность тому ученому латинисту — джентльмену в цилиндре, сюртуке, полосатых брюках и с зонтиком, которого мы знаем из описаний современников. Это — простой деревенский парень, который гуляет с друзьями, сидит в таверне за кружкой эля, горюет об улетающих годах и сетует на суровые законы жизни, печально умиляясь ее недолговечной прелести. Иногда, для разнообразия, его вешают или забирают в солдаты.