Ацтекский вопрос (СИ)
— Проломы в стенах уже готовы, сразу два, как вы и указывали, — докладывает Златан, находящийся сейчас рядом, но готовый отойти несколько в сторону, чтобы уже оттуда «раздавать всем сестрам по серьгам», зачастую в крайне нецензурной форме. Кровь южно-славянская, горячая. Понимаю и принимаю своих людей такими, какие они есть. У каждого свои недостатки, как говорилось в классике. Главное, чтоб достоинства перевешивали, вот в чём главный секрет.
— Отлично. Теперь картечью туда при малейших признаках заложить проходы хоть деревянными конструкциями, хоть собственными, прощу прощения, задницами.
— Орудия выдвинуты, картечь заряжена, — порадовал Кроевич. — Ждем только твоего приказа. Как отдашь — штурмовые колонны начнут строиться. Первыми братья с ростовыми щитами и меж ними аркебузиры. Пройдут в пролом, закрепятся, а на улицы города этих раскрашенных выпустим. Их же город, пусть помогают. И ненавистью с науа меряются, у кого она больше и злее.
— Икстли что?
— Порывается лично участвовать. Придется приставить к нему пятёрку сервиент-арморумов во главе с оруженосцем. Пусть защищают от случайностей. Он нужен Ордену, одним Китлали не обойтись.
— Верно мыслишь, Златан. Ну и позиции батарей вкупе с лагерем нельзя без внимания оставлять. Поверишь, я так и не могу понять, где этих науа больше — внутри или снаружи.
— Снаружи, гроссмейстер, — не пожелал оценить шутку серб. — Я думаю, что как только мы прорвёмся в город, оставшиеся внутри науа начнут выходить через вторые ворота, а там их поддержат внешние. Потом — ищи индейца в лесах!
Лениво отмахиваюсь от подобного предположения. Не из неверия в озвученный расклад, а по причине слабой значимости для планов.
— И пусть катятся, как колесо от повозки. Нам нужен город, а не куча трупов воинов империи Теночк. И чем меньше будет в этом Папантле разрушений, тем сильнее окажется благодарность тотонаков. Союзники же, нам сейчас столь важные и своевременные.
— А потом?
— Как себя поведут, — пожимаю плечами. — Но Орден Храма никогда не нарушает ни букву, ни дух заключённых договоров. Выбор сугубо за ними — как сами сотворят, так дальше и жизнь повернётся.
Хотел было высказать ещё подробнее, в том числе относительно нравов местных жителей и их сравнения с европейцами и азиатами, однако… В Папантле началась явная и оживлённая суета. Неожиданная, поскольку не было похоже ни на подготовку к прорыву, ни на попытку заткнуть пробитые сектора крепостной стены.
Стоп! Так это ж они говорить желают. Од-на-ко! Это же просёк и мой командующий войском, с ходу оценив ситуёвину и ахнув:
— Неужто сдаются⁈
— Науа? — саркастически хмыкнул я в ответ. — От них подобного не дождёшься. Но посмотрим, что они хотят сказать либо предложить.
Посмотреть и впрямь было на что. Как только мы убедились, что это не какая-то военная хитрость, что даже попытки внешних атак и обстрелов прекратились совершенно и более того, науа вне крепости отошли на заметную дистанцию. Осталось лишь дождаться парламентёров. Их, а вовсе не наших. Как говорится, инициатива, она имеет конкретно инициатора. Хотели разговора — будем вам разговор, однако не на ваших условиях.
И вот оно. Ворота Папантла приоткрылись, и оттуда показалась довольно представительная делегация во главе с тлакатекатли — аналогом ацтекского генерала.Выше него в армейской иерархии империи Теночк стояли исключительно тлакочкалкатли, каждый из которых имел право командовать полноценной армией. К слову сказать, не удивлюсь, если одна такая уже собирается вокруг Папантла и, если бы мы проваландались достаточно длительное время, имели бы дело ещё с таким вот подданным тлатоани Маквилмалиналли Акмапитчли.
Само собой разумеется, какой генерал обходится без полагающегося сопровождения. Простых воинов, а именно текуин, куэштекатли обычных и даже звёздных, а также виснауатли в сопровождении не имелось, не говоря уж о едва обученных призывниках масеуитли. Только воины-ягуары, парочка момояктли, куачики… Ч-черт, практически полный состав, чуть ли не вся иерархическая воинская пирамида империи Теночк, за исключением командующего армией да солдат-наёмников ну или из числа завоёванных народов. Эти назывались отоми и отонтли, соответственно, простые воины и командующие ими «недоофицеры».
Делегация, однако! Просто так подобное «шоу» нам бы не устроили. И вид у них откровенно воинственный, с такими рожами договариваться о капитуляции обычно не планируют. Исключения, возможно, и случаются, но явно не в случае этих вот обитателей Мезоамерики.
Сколько их там всего? Менее полусотни. И топают они целеустремлённым манером аккурат в мою сторону. Аккуратно, стремясь не раздражать горячих тамплиерских парней, у которых пальцы на спусковых крючках аркебуз и арбалетов аж подрагивают. Понимают, что первой же попытке провокации начнётся пальба с понятным результатом. Кто понимает? Как науа, так и храмовники.
Вот и этап частичного отсечения плюс разоружения. Смотрю на это зрелище и улыбаюсь, теперь окончательно убеждаясь, что науа во главе с их генералом- тлакатекатли действительно желают поговорить. Ведь разоружение какими-то там чужаками для ацтекской аристократии — это если и не абсолютное унижение, то нечто близкое к этому. Следовательно, получен явный и недвусмысленный приказ от тех или того, кто выше. Таковых кандидатур, что логично, отнюдь не много.
Всё, фильтр сработал и ко мне движутся лишь трое — сам тлакатекатли, а с ним куачики и момояктли. Судя по тому, что удалось узнать за прошедшее время об армейских и не только традициях обновлённых науа — первый в конкретном случае аналог адъютанта из числа высокопоставленных персон, ну а второй у нас, конечно, главный жрец из тех, кто постоянно находится при войске, а не внутри и около храмов. Будем посмотреть и с любопытством послушать.
— Я, тлакатекатли Матлал Чиакоапантли, прибыл к тебе, тлатоани далёкой страны, пришедший на земли Теночка, с посланием от своего тлатоани, великого и могучего Маквилмалиналли Акмапитчли
Имена! Всё бы ничего, но от необходимости не то что запоминать, а просто выслушивать эти голово- и языколомные конструкции реально голова кругом идёт и хочется не то напиться — при моём то крайней неприятии подобного занятия — не то обматерить всех вокруг, особенно носителей подобных имён.
— Рад видеть тебя, тлакатекатли Матлал Чиакоапантли, равно как и двоих спутников. Вы достойные противники и я, гроссмейстер Ордена Храма, император Чезаре Борджиа, готов принять то, что твой тлатоани хочет мне передать.
А вот и послание. Нормальный такой конверт, запечатанный здешним подобием сургуча. И глаз сразу же цепляется за печать, которая бросается в глаза так же, как дикий кабан среди морских свинок. По ходу, это личная, но не официальная, не распространённая печать тлатоани, достоверно показывающая, что он и впрямь ни разу не из этого мира. Или специально для меня так вот запечатал, дабы в принципе не возникло искушения кому-либо передоверить прочтение сего послания.
Череп. Однако не простой, а с веб-камерой в одной из глазниц. Изображено со знанием дела, оттиск специально большим сделали, с упором именно на этот элемент. Он, череп, ведь не в анфас, а в профиль. И веб- или какая ещё камера выдвижная, телескопическая. Местные, в том числе нынешние европейцы, вполне могли бы принять изображение за тот же череп, но с неведомо зачем помещённой в глазницу подзорной трубой. Лишь малой частью разложенной. Только я то не они, я легко отличу одно от другого. Ах ты ж хитрая ты жопа!
Ломаю печать. К сожалению, материал довольно твёрдый и в то же самое время хрупкий, сохранить в целости не получается. Теперь две половинки, вместо единого целого. Ничего, мелочи! Главное то не снаружи, а внутри.
Внимательно, стараясь не пропустить ни слова, читаю, пытаясь найти даже самый скрытый из смыслов, которые могли вложить в послание. Ан нет, не та ситуация. По сути и содержанию обычное предложение, хотя и многоступенчатое, от тлатоани империи Теночк. Для начала, Маквилмалиналли Акмапитчли, он же «мистер Тень», предлагал нам получить город Папантла, но при этом с почётным выходом находящихся внутри войск, сохраняющих личное оружие. Иначе? Обещалось, что мы хоть и возьмём город, но он будет и большей частью разрушен. И с жителями в нём окажется… негусто. С-сука, прямой такой намёк на жертвоприношения, которые местные жрецы вполне могут провести «по старым канонам», пустив под обсидиановые ножи немалую часть тотонаков, которые и сопротивляться толком не смогут, поскольку лишены нормального оружия и загнаны в отдельные районы Папантла.