Феномены Тени и зла в волшебных сказках
В тех случаях, когда у вас есть возможность наблюдать эффект воздействия колдовских чар, то вы можете убедиться в том, что колдовство представляет собой пагубное внешнее воздействие, и более того, оно причиняет вред самому человеку, занимающемуся колдовством, делая его даже более бессознательным, и при этом не происходит никакого исцеляющего воздействия. В процессе активного воображения Эго должно избавиться от своего эмоционального содержания и оставаться объективным наблюдателем. Эго должно сказать: «А теперь давай посмотрим на мое воздействие», — поэтому первый шаг заключается именно в его дезидентификации, когда Эго становится объективным сторонним наблюдателем. Пациентка идентифицировалась со своей ненавистью, тогда как она должна была дезидентифицироваться с ней. Именно этот процесс мы называем Auseinandersetzung61, то есть «выяснение отношений друг с другом порознь», и в первую очередь — «порознь». Это замечательно соответствует методу активного воображения. Я нахожусь порознь со своей ненавистью или со своей огромной любовью, а затем я обсуждаю это чувство, но при этом я оставляю в покое объект, иначе это означало бы, что я занимаюсь черной магией. Объект вашей ненависти или любви представляет собой нечто, привлекающее к себе бессознательную ненависть или любовь, и благодаря этому у вас появляются мысли, направленные на исполнение желаний, — то есть все происходящее полностью противоположно процессу активного воображения. Люди думают о том, что они любят, или о том, что им хотелось бы сделать, и уверены в том, что это активное воображение, но, увы, это магия, и воздействие, которое она производит, имеет все характерные признаки abaissement du niveau mental[66][67] — оно может даже привести к психозу.
Если мы чем-то огорчены или расстроены, у нас внутри все время продолжается дискуссия, однако это пассивное воображение, которое совершенно отличается от сложного искусства, связанного с тем, чтобы находиться порознь, дезидентифицироваться со своими чувствами и объективно смотреть на отношения с объектом. Если люди часами могут заниматься активным воображением, это совершенно неправильно; при правильном применении этого метода человек чувствует себя измученным по истечении десяти минут, ибо в таком случае он затрачивает реальные усилия, а не пускает процесс «на самотек».
Мы не знаем точно, как на другого человека может воздействовать описанный выше метод черной магии. Другой человек может иметь такой же комплекс и оказаться под его влиянием. Именно таков механизм черной магии в примитивных племенах: у кого-то есть фотография недруга, в которую он втыкает булавку и т.п. Если вы увлекаетесь активным воображением, связанным с черной магией, то становитесь от него зависимым и заходите все дальше и дальше, — все, что сначала было неподконтрольным, потом не удается остановить.
Эрнст фон Бельц, врач из Токио, рассказывал мне случай об одной японке, страдавшей шизофренией, в которую «вселился дух» лисы[68]. Эта довольно полная и недалекая женщина приехала из маленькой деревеньки. Обычно она сидела в углу, а спустя некоторое время говорила: «Вот, пришло!» — и тогда у нее из груди вырывался лисий лай, который становился все более громким. Глаза ее приобретали блеск и даже сверкали, и она становилась очень смышленой и хитрой и могла обмануть любого врача. Она могла рассказывать самые разные вещи о своем доме, которые были абсолютно правильными. Затем спустя какое-то время она снова начинала лаять, припадок заканчивался, и она снова превращалась в глупую толстушку, которой была раньше.
Этот случай можно считать классическим. Шизофреники так много «плавают» в коллективном бессознательном, что попадают в чье-то другое бессознательное, и тогда их взгляд на мир становится совершенно удивительным. Однажды мне пришлось наблюдать одного мужчину в психиатрической клинике. Он сказал, что у него раздвоение личности и любезно попросил меня прийти. Я подумала, что это может быть интересно, и навестила его; сначала он был тихим, спокойным и рассудительным и мог говорить о том, что с ним произошло. А затем он заявил: «Эти врачи — самые непроходимые дураки! Они в этой палате поставили капельницу одному больному кататонической шизофренией, который ничего не ел, но я сразу понял, в чем дело, и сказал им, что они могли бы дать этому человеку всю его еду, только для этого ее нужно налить в бутылку». Большинство врачей не обратили внимания на его слова, сказав: как может судить об этом еще один бедняга-сумасшедший! Но один молодой врач еврей сказал: «А почему бы не попробовать?» — и мужчина действительно стал принимать еду из бутылки! В своей книге Wisdom, Madness and Folly™ Джон Кастене рассказывает о похожем случае, когда один пациент «телепатически» знал, что приснилось другому пациенту в ту же самую ночь. Такие люди плавают в схожих эмбриональных водах, а следовательно, находятся в прямом контакте. Но в нижних слоях психики у них царит полная несуразица.
В нашей сказке верный Иоганн советует привлечь внимание королевны с помощью маленьких золотых фигурок. Это мне тоже кажется некой разновидностью активного воображения, новой и в чем-то совершенно иной формой магии. Но на более высоком психологическом уровне это соответствует прежней основной идее, что создаются определенные символы или символические формы, способствующие констелляции и «заманиванию» бессознательного.
70 John Custance, Wisdom, Madness and Folly (London:Victor Gollancz, 1953).
Глава 5. Камень или статуя
Таким образом, верный Иоганн оказывается неким воплощением той части бессознательного, которая имеет тенденцию формировать новое состояние сознания. Мы могли бы назвать его творческим духом бессознательного — и таким образом превратить его в сказочный аналог алхимической фигуры Меркурия, который является творческим духом природных глубин или, что в общем-то одно и то же, глубин бессознательного. Мы могли бы сказать, что он является воплощением, по Юнгу, трансцендентной функции, которая объединяет противоположности.
После похищения королевны король вместе со своей невестой оказывается на корабле, и как будто бы все удалось. Но затем верный Иоганн услышал разговор трех воронов, которые предсказывали опасности и также говорили о том, что нужно предпринять, чтобы избежать осложнений. Кроме того, эти вороны предупредили, что если человек, который спасет короля, расскажет кому-то о том, что узнал, он превратится в камень. Следовательно, было необходимо, чтобы король полностью доверял верному Иоганну, то есть испытывал к нему такую же слепую веру, которой Хидр требовал от Мусы: не задавать вопросов, таких как «зачем?» и «почему?» — а также не ставить никаких точек над z. Верный Иоганн, который предположил, что, разумеется, молодой король не сможет принять безоговорочно все условия, подразумевающие полное, слепое доверие ко всем его поступкам, принял решение спасти короля. Я могу опустить разговор трех воронов, так как он похож на разговор двух воронов на виселице, но я не могу не обсудить самих воронов. В данном случае здесь несколько воронов, птиц, которые принадлежат богу солнца и которые к тому же являются вещими. Таким образом, у них есть связь с парапсихологическими событиями и телепатией. Они могут заглядывать в будущее и узнавать тайные мысли.
Они больше воплощают маскулинное начало, чем вороны, воплощающие фемининное начало.
В нашей сказке наблюдается триада, которая указывает на триаду образов Бога, существовавшую в дохристианские времена в германской и кельтской традициях, а позднее они соединились и слились в христианскую Троицу. В третьей части «Божественной комедии» Данте «Ад» у Дьявола три головы, которые смотрят в трех направлениях; согласно интерпретации Юнга, они представляют собой отражение верхней триады, то есть Троицы. Двойной треугольник представляет собой символ целостности. Если его разрезать пополам, мы получим вверху христианскую традицию в воплощении Троицы и дьявольское трио внизу. Именно поэтому потусторонний мир в фольклоре, компенсирующий то место, которое занимает христианство в коллективном сознании, появляется в виде языческой триады. В германских странах эта триада связана с богом Вотаном, который часто появляется в сопровождении двух других богов.