Философия в университете. Взгляд из Москвы и Шанхая
Во времена, когда философия самонадеянно провозглашала себя началом всех других наук, она часто погружалась в пучину неспособности удовлетворить собственные запросы, не могла свести концы с концами. Однако когда она вошла в рамки университетской системы, амбиции философии, связанные с любовью и стремлением к мудрости, постепенно сошли на нет. Она превратилась в разъяснение и изложение условий того, что можно считать знанием, и постепенно вырождалась в навыки и приемы анализа различных идей. Однако сейчас, когда университет рассматривается как некая общественная структура, которая не только является огромным хранилищем мысли и знаний человечества, но и превосходным путем к приобретению мысли и знаний человечества, он становится и площадкой для стремительного развития философии, и базой превращения философии в загнивающее начетничество.
В связи с этим университетской системе Китая преподавание философских дисциплин прошло путь от почитания и популярности до охлаждения интереса и забвения. Однако сейчас в условиях увеличения числа проблем, связанных с раздуванием экономических пузырей и необузданностью экономики, философия как наука, стремящаяся давать разумные объяснения, похоже, вновь вернулась в фокус внимания. Однако ей все еще сложно раскрыть свою суть. Причиной же тому – как здесь было показано, – возможно, является то, что комбинация университет-идея-метод преподавания еще не достигла того уровня, на котором она получила бы признание со стороны самой философии. Она еще не позволяет аргументировано и с осознанием своей правоты дать ответ на вопрос современной эпохи – т. е. на вопрос о том, какой же все-таки должна быть жизнь китайцев, чтобы ее можно было назвать прекрасной. Хотя слово «да сюэ» (университет) вызывает в сознании китайцев слова трактата «Великое учение (да сюэ)»: «Путь великого учения состоит в высветлении светлой благодати, породнении с народом и остановке на совершенном добре», здесь речь идет вовсе не о том, что понимается под западной университетской системой.
Хотя с точки зрения формы и некоторых концепций между ними есть сходство, но в плане практики и режима деятельности у них практически нет ничего общего. Например, если говорить о внутренней структуре средневековых университетов на Западе, они превозносили дух рационального мышления и поиска истины. В качестве своей главной цели они рассматривали глубокую и универсальную образованность. Однако традиционный китайский «путь великого учения» был направлен на моральные цели, вроде трех устоев (абсолютная власть государя над подданным, отца над сыном, мужа над женой – этические нормы старого Китая) и пяти постоянств («жэнь», «и», «ли», «чжи», «синь»), т. е. на практические навыки «полной реализации принципа» и «выправления сердца», «управления народом через самосовершенствование». Поэтому для того чтобы философия могла раскрыть себя в условиях нынешней системы организации образования в Китае, прежде всего нужно «выправить имя» (привести название в соответствие с сущностью) самой университетской системы.
Возможен ли мастер-класс как метод обучения философствованию?
Т. Ю. Сидорина, профессор НИУ ВШЭ
1. Введение: постановка проблемы
Стало привычным, что представители творческих профессий – музыканты, артисты, художники используют мастер-класс как метод передачи основ своего мастерства. В основе этого метода – демонстрация творческого процесса. Музыкант исполняет пьесу, художник рисует, и каждый из них сопровождает исполнение соответствующим разъяснением. Мастера-ремесленники именно так учили своих учеников. Передавая мастерство из рук в руки. А может ли профессор философии добавить этот метод к своему арсеналу педагогических средств? Полагаю, что может. Например, вместе с учеником писать научную работу: обмениваться идеями, развивать некие исходные положения, отвечать на критику.
А можно попытаться впустить ученика в сам процесс рождения идеи, в процесс поиска решения. Используя мастер-класс как метод обучения философствованию, мы можем показать, как осуществляется этот поиск, как рождается решение, как возникает идея и даже теория. В условиях мастер-класса мы можем воспроизвести процесс творческого поиска и открытия. 2. Мастер-класс как современная форма преподавания
В современной отечественной педагогической науке и практике «мастер-класс» используется достаточно широко и как теоретический конструкт и форма работы в сфере образования. Существует корпус методической литературы по проведению мастер-классов, известны несколько десятков определений термина «мастер-класс».
Так, например, педагог И. В. Березина предлагает следующие определения: «Мастер-класс – это открытая педагогическая система, позволяющая демонстрировать новые возможности педагогики развития и свободы…»; «Мастер – класс – это особый жанр обобщения и распространения педагогического опыта, представляющий собой фундаментально разработанный оригинальный метод или авторскую методику, опирающийся на свои принципы и имеющий определенную структуру. С этой точки зрения мастер-класс отличается от других форм трансляции опыта тем, что в процессе его проведения идет непосредственное обсуждение предлагаемого методического продукта и поиск творческого решения педагогической проблемы как со стороны участников мастер-класса, так и со стороны Мастера (под Мастером подразумевается педагог, ведущий мастер-класс)»[33].
Указанная форма методической работы является эффективным приемом передачи, поскольку основывается на демонстрации методов освоения определенного содержания при активной роли всех участников занятия.
Выделяют особенности мастер-класса:
− новый подход к философии обучения, ломающий устоявшиеся стереотипы;
− метод самостоятельной работы в малых группах, позволяющий провести обмен мнениями;
− создание условий для включения всех в активную деятельность;
− формы, методы, технологии работы должны предлагаться, а не навязываться участникам;
− форма взаимодействия – сотрудничество, сотворчество, совместный поиск.
Березина обращается к роли проводящего мастер-класс («мастера»), отмечая, что при подготовке и проведении мастер-класса важно правильно определить его собственную позицию:
− позиция «мастера» – это, прежде всего, позиция консультанта и советника, помогающего организовать учебную работу, осмыслить наличие продвижения в освоении способов деятельности;
− проводя мастер-класс, «мастер» никогда не стремится просто передать знания. Он старается задействовать участников в процесс, сделать их активными, разбудить в них то, что скрыто даже для них самих, понять и устранить то, что ему мешает в саморазвитии. Все задания «мастера» и его действия направлены на то, чтобы подключить воображение участников, создать такую атмосферу, чтобы они проявили себя как творцы;
− «мастер» создает атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества в общении;
− – «мастер» работает вместе со всеми, он равен участнику мастер-класса в поиске знаний и способов деятельности[34].
3. Взаимопересечение исследовательских полей
Мы рассмотрели некоторые аспекты методологии преподавания. Однако следует учесть, что «мастер-класс» как форма преподавания используется в разных областях обучения. Наш интерес лежит в области преподавания философии, и, в частности, как мы обозначили тему данной статьи – обучения философствованию. Последнее представляется нам одним из основных умений профессионального философа.
В качестве темы для проведения мастер-класса я предлагаю вопрос о взаимопересечении исследовательских полей в философии.
Взаимопересечение исследовательских полей представляется неким подобием сообщающихся сосудов, возможно, процесса диффузии, когда, казалось бы, совершенно непересекающиеся, несообщающиеся темы ли, вопросы ли, вдруг оказываются близкими, практически родственными, вырастают друг из друга. В результате, в процессе научного поиска, практически любая проблема раскрывается в контексте всех тех проблем, которые нам знакомы, к которым мы обращались в своих исследованиях.