Старообрядцы и евреи. Триста лет рядом
Евреи часто участвовали в строительстве церквей в Российской империи – как на территории современной России, так и за ее пределами. По сведениям Олега Каменецкого, евреи принимали участие в возведении одного из старообрядческих храмов в Святске. Архив Рогожского кладбища в Москве сообщает о том, что в 1912 году инженер А. Мендельштам (Мандельштам) предоставил попечителям московской старообрядческой общины Рогожского кладбища доклад о строительстве нового водопровода на территории кладбища. К докладу инженер приложил пояснения к стоимости водонапорной башни, оборудования машинного отделения и устройства нового противопожарного водопровода. Был ли реализован этот проект, остается неизвестным.
Источники рисуют впечатляющую картину добрососедской жизни евреев и старообрядцев в селе Святск, которое до революции относилось к Черниговской губернии и, как и все Стародубье, входило в черту оседлости. Наряду с пятью старообрядческими поповскими, беспоповскими и единоверческими церквами в селе до революции была и синагога, а все четыре мануфактурных магазина Святска принадлежали евреям. Фактически до 1917 года основными жителями села были старообрядцы и евреи. По словам жителей Святска, обе веры прекрасно уживались друг с другом и никогда не враждовали: «Более того, какое-то согласие между ними царило, такое чисто человеческое. Взаимопомощь там, взаимовыручка». Кроме того, сами евреи обладали положительными качествами, близкими старообрядцам. Исследователь Елена Данилко записала положительное высказывание о евреях одного из святских жителей: «Ой, они [евреи] работають! Они ще лучше нас работають. И помогут всягда, как ни попроси. Никада не обидять, никада!»
Отметим, кстати, что старообрядцы частенько из любопытства наблюдали, как именно молятся евреи. Об этом на примере Святска нам рассказывал О. Каменецкий: по полученным им от местных жителей сведениям, местная синагога представляла собой здание на высоком цоколе с полукруглыми узкими окнами; они часто ходили смотреть на еврейские молитвы. Об этом же говорили и другие респонденты, жившие в Святске: «…тут синагога недалеко, а жиды, знаешь вот, стоят и лбом об косяк, молются. Об косяк шлеп, шлеп. А мы еще стоим да глядим. Непонятно же нам, мы ж не так». К сожалению, в послевоенные годы евреев в селе практически не осталось.
Одним из центров совместной жизни евреев и старообрядцев России был город Новозыбков, который, как и Святск, сейчас относится к Брянской области, в то время как до революции был уездным центром Черниговской губернии. Как следует из справочника «Весь Новозыбков» (1914), в нем жило 2173 православных, 1734 единоверца, 11 380 «раскольников» (то есть старообрядцев) и 6881 еврей. Как мы видим, именно старообрядцы и евреи составляли большинство жителей города, в котором старообрядческие храмы стояли рядом с синагогами, а еврейские лавки – рядом с магазинами купцов-старообрядцев.
В последней четверти XIX века в Новозыбковском уезде стало бурно развиваться производство спичек. По сведениям историков Марины Кочергиной и Валерия Дзюбана, владельцами спичечных фабрик были как русские старообрядцы, так и евреи-предприниматели. В 1873–1880 годах открылись семь спичечных фабрик в Новозыбкове и соседней Злынке. Среди их владельцев были старообрядцы Волков, Санников и Воронин, а также единоверцы – Осипов и Шведов; позднее предприятие Шведова будет продано «Товариществу Певзнера, Геллера и К°», во главе которого стояли евреи.
О том, как достаточно тесно общались евреи и старообрядцы в Новозыбкове, нам рассказал отец Сергий Бедный, настоятель новозыбковского храма Святителя Николы Чудотворца. По его словам, старообрядцы часто выступали поручителями евреев во время каких-то деловых трансакций. Особенно интересны воспоминания, которые он услышал от старых членов общины. В частности, пожилая Климовна сообщила ему о том, как она с другими детьми бегала смотреть на евреев, которые молятся в синагоге:
Дед простыней (то есть талитом. – Авт.) накрылся, молится, в окошко заглядываем, народ непосредственный, [нрзб.] ему «шпук! шпук!». А он выходит, говорит: «Что вы делаете, нехорошо так делать!»
По словам о. Сергия, евреев в городе было много даже и после войны, а настоящий исход начался только в 1990‐е годы:
После войны вернулись, тут много было евреев. Достаточно много было евреев. И у меня в классе в школе были, и с родителями работали, на ДОЗе, на деревообделочном [заводе] работали, вся бухгалтерия евреи были, в больнице были, Фельдман землемер был, хватало.
Часто дружественные контакты между евреями и старообрядцами происходили в Сибири. Обе общины занимались в XIX веке сплавом тяжестей по Амуру: дело в том, что местные крестьяне крайне неохотно покидали свои хозяйства на длительный срок и не хотели идти в сплавщики. В связи с этим заниматься сплавом часто шли ссыльные евреи. В середине XIX века в заселенном прежде всего старообрядцами Тарбагатайском районе (на Амуре) сплавом занимались евреи Абрам Юдович Вайштек, Лупель (?) Кудельман, Янкель Гейстель, Зюсь Княжецкий, Абрам Янекелевич и Янкиль Мордкович.
И евреи и старообрядцы имели отношение к добыче золота. К концу XIX – началу XX века в таких восточносибирских промышленных городах, как Иркутск, Канск, Красноярск, Верхнеудинск, Чита и Нерчинск, проживало значительное количество еврейских купцов. В 1873 году банкир Евзель Гинцбург скупил долги сибирских купцов-золотопромышленников и потребовал их немедленной оплаты. В результате Ленское золотопромышленное товарищество стало собственностью семьи Гинцбургов. Гораций, сын Евзеля Гинцбурга, был основателем целого ряда крупных золотых приисков: Забайкальского, Миасского, Березовского, Алтайского и других товариществ. В 1896 году он организовал новое Ленское золотопромышленное товарищество (сокращенно «Лензото»). Помимо Гинцбургов, акционерами «Лензото» стали другие крупные еврейские предприниматели: М. Мейер, В. Бок, М. Варшавер и К. Винберг.
После Ленского расстрела 1912 года акции «Лензото» удачно скупил старообрядец-миллионер Захарий Жданов. Любопытно, что в своей последующей финансовой деятельности Жданов как сотрудничал, так и соперничал с еврейскими финансистами И. Манусом, М. Шоломсоном, А. Зейдманом и другими. В одном из номеров журнала «Биржа за неделю» даже указывалось:
Захарий Петрович Жданов, Дмитрий Львович Рубинштейн и Игнатий Порфирьевич Манус – это три беспардонных кита самой новейшей предпринимательской и комбинаторской марки в русском финансово-биржевом океане.
Семейская старообрядка из села Большой Куналей в Бурятии Афимия Сергеевна Сластина вспоминала о том, что местные евреи-торговцы взяли ее отца, Сергея Абрамовича Сучкова (1900 г. р.), к себе подсобным рабочим. Однако дело не ограничилось просто рабочим сотрудничеством – именно евреи обучили его грамоте. Часто евреи оказывались в старообрядческом окружении в качестве врачей. К примеру, в старообрядческой деревне Ваненки в Верхокамье в советские времена жила врач-еврейка; по словам респондента, она «за свою веру крепко держалась».
В 1916 году семейство бухарских евреев Вадьяевых приобрело половину паев «Товарищества Иваново-Вознесенской мануфактуры», ранее контролировавшегося исключительно старообрядческими семьями Куваевых, Бурылиных и Ямановских. Это было первое проникновение бухарских евреев в российскую текстильную промышленность.
Существует старообрядческий поселок Новый и на Дальнем Востоке – на территории современного Облученского района Еврейской автономной области. Отметим, что в 2018 году в столицу области Биробиджан приехали старообрядцы (часовенные) из общин, проживающих в Бразилии, чтобы на месте оценить условия для возможного переселения в ЕАО. Судя по дальнейшему молчанию СМИ, можно предположить, что переезд не состоялся.
В РУМЫНИИ, МОЛДОВЕ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
Значительные еврейские и старообрядческие общины проживали также и на территории современных Румынии, Молдовы и Приднестровья. Публицист И. Аксаков одним из первых в середине XIX века обратил внимание на контакты между евреями и старообрядцами этого региона в своей «Записке о бессарабских раскольниках»: