Варяг. Мечи франков (СИ)
— Правильно, что сейчас ничего не сказал, — одобрил Рёрех. — Гринь молчал, потому что не знает: зачтет ли верховный его сыну испытание. Не знает, но надеется. Вы же вместе к лютичам пошли и девок доставили.
— Вообще-то Стоислав сбежал, — напомнил Сергей. — Бросил нас. И никому ничего не сказал. Верно?
— Сказал, — не согласился Рёрех. — Отцу сказал, но тот с нами не поделился. И это понятно. Узнай я, что вы в беде, сам понимаешь, что было бы. А Гриню с лютичами ладить надо.
— А девок у них, значит, воровать можно?
— Девок можно, — подтвердил Рёрех. — Это по обычаю. Если без крови. Сам понимаешь.
Сергей понимал. Более того, знал. Выходя замуж, девушка из отчего рода в мужнин переходит. А если ее украли, то и приданого не требуется. Экономия. Правда, для девушки эта экономия боком выходит. Статус сразу падает.
Но есть и менее мирные варианты. Например, если семья с пропажей дочери смириться не желает. Или похититель не желает жениться, а так, попользоваться. Тогда ответственность может быть очень серьезной. По законам данов, например, трогать чужую женщину нельзя. Тронул — ответил. Как минимум финансово. Однако опять нюанс: это если с тронувшего в принципе можно спросить. Закон, он такой, гибкий. При наличии силы прогнуть под себя закон — не проблема.
— А если это не Гринь, а жрец? — спросил Сергей. — Если жрец ему велел помалкивать? Я же вижу, кто на острове главный. Хотя и не понимаю. У Гриня — дружина, а у этого что? Волосатики с палками?
— Воины у него тоже есть, — не согласился Рёрех. — Я видел. Но не в этом его сила. Свентовита здесь чтят. Захоти князь жрецов его приструнить, своя же дружина не поймет. Да на Гриня все окрестные племена поднимутся. Нет, крепость он, может, и удержит, но дальше что? Со всем миром не повоюешь.
— Воев-то он с нами пошлет? — сменил тему Сергей.
— Думает, — ответил княжич. — И опять же: надо, чтобы это дело Свентовит благословил. А от кого это зависит?
— А что Хрольв? Что он думает?
— А он не торопится, — усмехнулся Рёрех. — Его хирдманы, да и наши тоже кормятся со стола Гриня. Так что у того два выхода: послать с нами своих людей или кормить нас дальше.
Хм… А вот с этой точки зрения Сергей на ситуацию не смотрел. Поглупел он, что ли?
— Стоислав идет, — сказал Рёрех. — Сдается мне, не просто так, а виниться.
Так и оказалось.
Княжич сообщил, что осознал вину и желает компенсировать. Угостить нас лучшим здешним вином.
Ну, с паршивой овцы хоть шерсти малость.
Сергей приглашение принял, известил соратников, и через час они явились на княжичев пикник.
Вино, закуски… Все как обещано, но ничего особенного, отличного от того, чем их кормили и поили здесь прежде.
Но Сергей успел лишь немного перекусить. Жрец пожаловал. Длинноволосый и длиннобородый, явно не из рядовых, поскольку был задрапирован в красную хламиду из самого настоящего шелка. Встал в торжественную позу и заявил, что Сергей удостоен великой чести и великой же награды. И жестом предложил следовать за собой. Только Сергею. Остальные, включая Стоислава, могут трапезничать дальше. Поскольку не удостоились.
— Ладно, — согласился Сергей. — Веди, волосатик.
И они пошли в город. Сначала. А потом…
Главная площадь руянского града была главной, потому что на ней располагалось главное святилище Свентовита. Вернее, здесь располагалось святилище, а город и площадь к нему прилагались.
Так по дороге сюда пояснил жрец. Мол, святилище здесь издревле, а крепость и прочее так, пристройки к нему. Ну да это уже не новость.
Врата в храм оказались заперты, а пара вооружённых привратников с очень серьезными рожами даже и не почесались открыть доступ в сакральное место.
Главные врата, пояснил волосатик, открываются лишь по торжественным датам. И стража при них — не привратники, а так, для порядка. А в будние дни для служителей культа и их гостей существует вот эта калиточка сбоку.
Ну сбоку так сбоку.
При калиточке тоже болтался охранник. Но входу не препятствовал. Пожалуйте, уважаемые.
И Сергей пожаловал.
И не разочаровался. Храм местного божества изнутри выглядел своеобразно.
Например, у святилища не оказалось стен в обычном понимании. Хотя внешней стеной его можно было считать само ограждение. Зазор между ним и столбами, на которых покоилась ярко-красная крыша, видимая снаружи, был весьма невелик. Сам же храм Свентовита представлял собой изолированный тканевыми завесами четырехугольник. Одна из завес была самую малость приоткрыта. Надо полагать, тоже что-то вроде калиточки для своих.
Однако сразу внутрь они не вошли. Длинноволосый остановился, глянул на Сергея сверху, поскольку ростом был повыше примерно на пядь, и провозгласил с пафосом:
— Юноша! За храбрость твою дарована тебе честь встать пред ликами Единого! Гордись и цени сию милость! Не каждому чужеземцу дозволено сие!
Сергей подумал и решил не обижаться на «юношу». Да и этот святоша сам давно не мальчик. Судя по седине в бороде, пятый десяток точно разменял. И вообще, жрецы, они такие… жрецы. Чуть что, так и норовят горло перерезать. Даже если идол твой размером чуть покрупнее козы. А здесь вон какую храмину соорудили. Еще и с крышей. Значит, и награду Сергей должен получить соответствующую. Приличествующую месту. И это хорошо. Будет чем со спутниками поделиться. Рисковать жизнью из-за такой сомнительной добычи, как несколько лютичских девок, это несерьезно.
— … Дышать старайся пореже, — наставлял жрец. — Не оскверняй божество своим смрадным смертным духом.
Что-то это Сергею напомнило. Шевельнулось в памяти насчет смрадного духа… Ладно, после.
Сергей вдохнул поглубже и шагнул за завесу.
М-да.
Такого он не ожидал.
Идолище-Свентовит был… изрядный. По величине.
Но не величина поражала, а наличие у него аж четырех голов. Две глядели вперед, вернее, вперед-направо и вперед-налево, а две контролировали тыл. Мечта любого воина. Круговое зрение.
А вот с руками у Свентовита оказалось не так воинственно. Во-первых, их было всего две, а во-вторых, обе безоружные.
В одной из них бог воинской славы держал здоровенный рог, сваренный, судя по окраске, из разных металлов, а второй ручищей подпирал собственный бок. Брони на огромном тулове тоже не имелось. Судя по замыслу изготовителя, божество, разоблачившись вплоть до рубахи, собиралось бухнуть после хорошо выполненной ратной работы.
О том, что работа именно ратная, говорили лежавший у ног божества мечуган соответствующего размера, а также седло, уздечка и иные предметы, свидетельствующие о божественной профессии. Меч, как водится у воинов, был изготовлен с особым тщанием. Помимо резьбы на рукояти, еще и серебряная отделка.
Но в целом Сергей замысел одобрил. Не слишком агрессивно, да, но зато победоносно. Сразу видно: никаких врагов поблизости нет. Все побеждены могучим четырехголовцем.
Надо отметить, что стрижка, вернее, стрижки у божества тоже свидетельствовали о роде его небесной деятельности. Никаких бород до пояса или патл. Все коротко, функционально. Как раз для походов. Кстати, типичная стрижка половозрелого руянина. Ну если не считать жрецов.
Жрец, кстати, повел себя странно. Первым делом, привстав на носки, заглянул в рог и удовлетворенно кивнул.
Потом повернулся к Сергею и потребовал:
— Склонись! Бог тебя заметил.
Сергей кланяться не стал. Но кивнул. Мол, благодарю за внимание.
Это был не его бог. Да его вообще тут сейчас не было, Свентовита. Сергей не мог объяснить откуда, но он знал это совершенно определенно.
Патлатому не понравилось. Но гнуть Сергея к полу он не стал. Да и не получилось бы. Так что он лишь пихнул гостя в бок: на выход.
Сергей не понял. А где, собственно, награда? Та, которая великая? Например, что-нибудь из того, что хранится вон в тех, окованных серебром ларях? Вряд ли там зерно с прошлого урожая.
Жрец не унимался. Шипел, толкал уже всей массой.