Краткий словарь литературоведческих терминов
дов торжественной лир ики, схожей с одой (см.) и тим
ном (см. ) .
В наше время о неуместных и преувеличенных пахва
л ах иронически гов·орят: «петь дифирамбы».
ДневнИ к - каждодневная запись событий внешней и
в нутренней жизни какого-либо лица, составленная им
самим. Д н е в н и к является подчас и литературной фор
мой художественного произведения. Это либо п оследо
вательная за пись писателя о событиях, в которых он
участвовал, его переживгния и разм ышления, либо ху
дожественное произведен.ие в виде д н е в н и к а, кото
рый ведёт его герой: в нём от первого лица рассказано
о н аиболее важных событиях его жизни.
Например: В. Г. Кор·оленко - «За пис�:�ые книжки»
(дневник писателя 1 880- 1 900 rr. ) ; В. Инбер - «Три го
да» (дневник писательницы 1 94 1- 1 944 rr. в Ленин
граде) .
Примерами художественных произведений, написан
ных в виде д н е в н и к а литературного гepost, могут
быть «дневник лишнего человека» И. С. Тургенева ,
«Дневник провинциал а в Петербурге» М. Е . Салтыкова
Щедрина, �<Журнал Печорина» из «Героя нашего вре
меню> М. 10. Лермонтова.
Долгий слог - см. Античное стихосложение.
Дольник (от русск. доля, часть ) - один из видов то
н ического стихосложения (см.) : трёхсложный размер с
пропуском одного-двух безударных слогов внутри стро
ки. Благодаря этому ударение звучит резче, обособлен-
. нее и стихотворная строка_ как бы распадае'Гся не на
трёхсложные стопы, как в силлабо-тоническом (см.)
стихе определённого размера, а на ритмические доли с
неодинаковым количеством слогов.
._
В зависимости от количества уда рений в стихотвор
ной строке д о .11 ь н и к бывает трёхуДарным, четырёх
ударны м, реже - пятиударным.
45
Пр имер трёхударного д о л ь н и к а:
Не знаю. что значит такое,
Что скорбыо I Я I смущён;
Давно не даётlпокоя
Мне сказка 1 старых времён 1•
(Г. Ге й н е, Не знаю, что значит ... Перевод А. Блока.)
Во всех строках этой строфы по три ударения, опре
деляющих ритм стиха. В первой строке - полные стопы
амфибрахия; во второй - неполная вторая стопа, в тре
тьей - тоже непол ная вторая стопа, пропущен ВТОF)ОЙ
безуда рный слог; в четвёртой - неполная вторая стопа,
пропущен первый безударный слог.
Д о л ь н и к встречается в народной песне, в стиха х
М. Ю. Лермонтова, А. А. Фета, А. А. Блока, В . Я. Брю
.сова.
Им пользуются и мно гие современные советские
поэты.
Драма (от гр. drama -.действие) - один из основ
ных родов художественной литературы. В широком
смысле слова д р а м о й называ.ется всякое литературное ·
произведение, написанное в форме разговора действую
щих лиц, без авторско й речи.
Автор романа, повести, рассказа, очерi<а, для того
чтобы читатель мог представить себе жизненную кар
тину или действующих в ней лиц, повествует об обста
новке, в которой они действуют, об их поступках и пе
реживаниях; автор лирическ-ого произведения передаёт
переживания человека, его мысли и чувства; автор д р а
м а т у р г м ч е с к о г о произведения показывает всё это
в действии, . в поступках, речах и переживаниях своих
персенажей и к тому же и меет возможность показать
действующих лиц своего произведения на сцене. Д р а
м а т у р г и ч е с к и е произведения по большей части
nредназначены для представлен'ИЯ в театре.
Д р а м а т у р г и ч е с к и е произведения бывают раз
личных видов: трагедии (см. ) , драмы, комедии (см.) ,
водевили (см. ) , театральные обозрения и др.
В узком смысле слова д р а м а в отличие от других
видов д р а м а т у р г и ч е с к и х произведений - литера-
1 Значок 1 означает здесь пропуск слога,
46
турное произведение, изобр ажающее сложный и серьёз·
ный конфликт, напряжённую борьбу между действую
щими лица ми.
Например, в д р а м е «Любовь Яровая» К. Тренёва
перед нами напряжённая борьба действующих лиц,
которая отражает столкновение интересов борющихся
· классов в годы гр ажданской войны.
Драматург - автор про изведений, написанных в др а
матургической форме.
ДраматургИя -:- совокупность произведений писателя,
написанных в др ам атургической форме. Д р а м а т у р
г и е й называются также драм атургические произведе
ния какого-либо народа либо исторической эпохи в це
лом. Например: драматургия А. С. Пушкина, русская
драматургия, советская драматургия послевоеююго вре
мени.
Думы - украинские народные песни об исторических
событиях и народных героях, напомин ающие по своему
характеру и содержанию русские былины (см.) и исто
рические песни (см.) . Сложенные былинным стихом, с
запевом и исходом-концовкой, они так же, · как и бы
лины, исполнялись ·сказителями-бандуристами, или коб
зарями, - нар аспев, под звуки на родного украинского
инструмента бандуры, или кобзы.
Д у м ы возникли в XVI-XV I I вв.; мно гие из них по
священы борьбе украинского казачества с Турцией и
польскими панами, повествуют о казацких пленниках в
турецкой неволе, их страданиях и борьбе: «Песня про
Самойла Кошку», «0 побеге трёх братьев из Азова»
и др. Позднее «думами» в рус.ской поэзии называли
иногда стихотворения, посвящённые зн ачительным об
щественным темам.
Д у м а м и назвал, например, п оэт-декабрист К. Ф.
Р ылеев книгу своих стихотворений, посвящённых исто
рическому прошлому России. В дальнейшем название
д у м а потеряло свой исторический характер. Например,
Д у м ы - лирические размышления у А. В. Кольцова,
Д у м а - стихотворение М. Ю. Лермо нтова «Печально
я гляжу на наше поколенье .. . ».
47
Духовные стихи - ·древние н а родные повествователь
ные песни религиозного сод.ержания н а сюжеты . церков
ных легенд, которые в старину пели нищие, слепцы
«калики перехожие». Д у х о в н ы е с т и х и складыва
ли·сь русским напевным народным стихом ( см.) , как бы
лины и исторические песни.
Е
Единоначатие или Анафора - одн а из стилистиче
ских фигур (см.) : оборот поэтической J?ечи, состоящий в
повторении созвучий отдельных слов или одинаковых
синтаксичес�их построений в начале стИхотворных строк
и строф или отдельн'ых фраз в прозаическам художест..,
венном произведении.