Краткий словарь литературоведческих терминов
дый из них дополняет и по-своему видоизменяет былину.
К о л л е к т и в н ы м т в о р ч е с т в о м являются, на
пример, произведения Козьмы Пруткона - под таким
псевдонимом (см . ) писала группа писателей 60-70-х го
дов XIX в. юмористические и сатирические произведения.
К о л л е к т и в н о е т в о р ч е с т в о имеет место в со
ветском искусстве и литературе, где на основе общего
духа коллективизма, присущего советской культуре, пе
ред ним открывается большое будущее. Так, А. М. Горь
кий организовал и руководил к о л л е к т и в н ы м т в о р
ч е с т в о м писателей и ста рых рабочих с целью создать
историю заводов, творчеством лионеров и школьников,
коллективно создавших книгу об Игарке. Известны !<ОЛ
лективы художников, совместно создающих художест
венные произведения искусства: писатели И. И.ТJьф и
Е. Петров, живописцы-сатирики Кукрыниксы (М. Ку·
приянов, П. Крылов и Ник. Соколов.) Некоторые пьесы.
многие киносценарии написаны коллективом авторов.
67
КоллИзия (от лат. collisio - противоположение, столк�
новение) - столкновение противоположных интересов и
стремлений у действующих лиц· в художественном про
изведении, выраженное в ряде изображённых в нём со�
бытий.
КолЯдка, коляда - один из древних видов устной на
родной поэзии: народная праздничная песня, сопровож:
давшая в ста рину на Украине и в Белоруссии рождест
венские обряды.
Комедия (от гр. kбmбdia - весёлое представление, ne�
сни) - один из видов др ам атургических nроизведений,
в котором отражается смешное и несообр азное в жизни ,
осмеивается какое-либо нездоровое общественное или
бытовое явление, смешные черты человеческого харю<·
тер а.
К о м е д и я как вид драматургического nроизведе
ния возникл а в древней Греции и ведёт своё происхож
дение от весёлых народных nредставлений, сопровождав
шихся nеснями и плясками во время карнавальных nро
цессий в честь бога вина и веселья Диониса ( или В акха ) .
В советской литературе создан вид ко м е д и и - дра
матургическое произведение, в котором наряду с осмея�
нием тех или иных пережиткав каnитализма в сознании
и быту советских людей даются радостные, весёлые кар
тины жизни, отражающие успехи и достижения социа
л истического строительства.
Таковы, например, к о м е д и и А.· Е. Корнейчука
«Приезжайте в Звон·ковое!», «В степях Украины».
Комическое - жизненное явление, вызывающее смех.
Комическое в жизни - это внутренне противоречивое
явление, в котором обнаруживается резкое несоответ
ствие между тем, что оно nредставляет собой в действи
тельности и за что оно себя выдаёт, на что оно претен
дует.
Чувство комического, смех вызывается тем, что мы ·
неожиданно обнаруживаем это резкое несоответствие в
данном явлении, что р азоблачает его неполноценность,
несообразность в жизни. Смешным является обнаружен
ное нами несоответствие цели и средств, выбранных для
её достижения; несоответствие действи й и результатов.
68
ями достигнутых, несоответствие возможностей и претен
зий, несоответствие анализа и выводов и т. п., короче
несоответствие содержания и формы ·в данном явлении,
то или иное их р асхождение при кажущемся их соответ·
ствии. Это неожиJ_J.анно обнаруженное несоответствие как
бы разоблачает данное явление, обнажает его несостоя
тельность и тем самым вызывает чувство комического,
смех. Осуждающий, негодующий смех вызывает у нас
человек, творящий подлые, нечестные дела, выдавая
себя за передового, благородного человека. Мы смеёмся,
когда оказывается, что человек, выдающий себя за зна
тока какого-либо предмета, не имеет о нём никакого
п редставления Смешно, когда человек, выдающий себя
. •
за рекордсмена-велосипедиста, неумело ездит на вело
сипеде и то и дело падает.
Так, осуждающий смех вызывает знаменитая коме
дия Н. В. Гоголя, в которой Хлестакова принимают за
правительственного ревизора .,..- перед ним лебезят, даю1'
ему взятки, почтительно слушают его враньё о своей
м нимой жизни сановника в Петербурге, а на поверку
оказывается, что он ничтожный чинуша и враль, поль·
зующийся случае=м.
В з ависимости от значительности жизненного явле·
ния, в котором обнаружено резкое несоответствие, от
значения для общественной жизни р азобл ачения этого
явления смех имеет различное содержание, разную эмо
циональную окраску, различные оттенки � от негодую
щего смеха до добродушной насмешки.
На . художественном воспроизведении комического в
жизни основаны в литературе сатира (см.) , юмор (см. ) ,
ирония ( см.) , комедия ( см . ) .
Комментарий (от лат. commeпtarium - объяснение)·
толкование, р азъяснение смысла какого-либо произведе·
ния или отдельных его мест и фраз и т. д.
Часто к о м м е н т а р и й · или к о м м е н т а р и и печа
таются в виде примечаний, сообщающих дополнитель
ные сведения. о произведении, истории его написания1
изданиях в .разные годы. В к о м м е н т а р и ях приво
дятся также сведения об упоминающихся в произ,
ведении исторических событиях и других фактах, о л.и·
цах, собственных именах, геогр афических понятия""
и т. д.
69
К о м м е н т а р и и помогают глубже изучить произ
ведение, составить ясное представление о н�м. тЬчнее
понять его смысл. Такими к о м м е н т а р и я м и обычно
сопровоЖдают собрания сочинений писатеЛей.
КомnаративИзм (от лат. comparativus - сравнитель
ный) - сравнительно-исторический метод (см. ) буржу
азного литературоведения. Этот метод исследования ху
- дожественной лит·ературы оснш�ан на широком сравни
тельном изучении и сопоставлении образов, характеров,
сюжетов художественной литер атуры и устного творче
ства различных народов.
Рассм атривая литер атуру различны� народов в их
взаимосвязях и взаимовлияниях, приверженцы этого ме
тода широко раздвинули рамки изучения художесп�ен
ной литературы, которую они рассматривали как целост
ное явление мировой литературы. Само по себе сравни
тельное изучение литер атуры нужно и полезно, однако
в своих исследованиях некоторые компар ативисты стре
мились доказать, что сюжеты, характеры и прочее в р аз
личные периоды развития литературы лишь повторяются
в измен�нном виде и могут быть сведены к сюжетным
положениям и характер ам, которые возникли ещ� в древ
ние времен а. К этому грубо ошибочному выводу, якобы
доказывающему, что художественная литература не от