Краткий словарь литературоведческих терминов
высшей власти ... » в народной драме А. С. Пушкина «Бо
рис Годунов» .
.\1 о н о л о г о м называется также пьеса с одним дей
ствующим лицом.
Монорйм ( фр. monorime)
стихотворение с повторя
-
ющейся одной рифмой. М о н о р и м ы часто встречаются
в старинной восточной поэзии.
В русской поэзии м о н о р и м как стихотворная форма
обычно используется в сатирической и юмористической
поэзии.
Например, м о н о р и м А. Апухтина, в котором поэт
даёт иронические советы будущему царскому чиновнику:
Когда будете, дети, студентами,
Не ломайте голов над моментами,
Над Гамлетами, Лирами, Кентами,
Над царями и над президентами,
Над морями и над континентами,
Не якшайтеся вы с оппонентами,
Поступайте хитро с конкурентами,
А как кончите курс эминентами 1,
И на службу пойдёте с патентами
Не глядите на службе доцентами,
И не брезгайте, дети, презентами 2 .. ,
и т. д.
1 Эминент - выдающийся, отмеченный отличием.
2 Презентамrt - nодарками- взятками,
89
Монтаж (от фр. montage - сборка ) - литерату рное
nроизведение, составленное из отдельных сцен и эnизо
дов, взятых из одного или нескольких художественных
произведений. Литературный м о н т а ж на определённую
тему или м о н т а ж, знакомящий с большим nроизведе
нием в сокращённом виде, - одна из распространённых
форм радиовещания.
Моралите (от лат. moralis - нравственный) - сред
невековые нравоучительные драмы в З ападной Европе с
действующими лицами-аллегориями (см.) , олицетворяю
щими отвлечённые понятия, чувства и т. п . : разум, спра
ведливость, правду, покаяние, веру, отчаяние и т. д.
Мотив ·(фр. motif - мелодия, напев) - основной эле
мент музыкаJIЬНОГО ПрОИЗВедеНИЯ. М О Т И В О М В литера
турНОМ произведении в отличие от основной его темы и но
гда называют дополнительные, второстепенные темы про
изведения, которые в сочетании с основной темой обра
зуют единое сложное художественное целое. Термин этот
·сейчас применяется редко.
Мотивировка - зависимость всех элементов художест
венной формы произведения от его содержания. Понять
художественные средства произведения - зн ачит понять,
чем м о т и в и р о в а н ы, например, поступки тех или
иных действующих лиц, появление их в произведении, как
м о т и в и р о в а н язык действующих лиц их психологией,
культурой, сюжетной ситуацией, в которой они находят
ся, и т. д. Правильно понять ту или иную особенность
художественного произведения можно, только установив
его м о т и в и р о в к у содержанием.
Мужская рифма - рифма, в которой ударение падает
на последний в рифмуемом слове слог: весна - красна;
тобой - голубой; Нева :..__ острова.
Муссаба - в тюркоязычной классической поэзии семи
стишие однотипной рифмовки.
Мусаддас - в тюркоязычной кл ассической -поэзии ше- ·
стистишие однотипной рифмовки.
90
Мусамман - в тюркоязычной классической · пОЭзии
стихотворение, состоящее из восьмистрочных строф с од
нотипной рифмовкой и повторением двух последних строк
первой строфы в конце всех последующих строф.
Мухаммае - в тюркоязычной классической поэзии пя
тистишие с общей рифмой.
Н апевный стих - см. Народное стихосложение.
Н аперсник, н аперсница (от древнерусск. пере и
грудь) - одно из постоянно дсlkтвуЮщих лиц в старин
ной трагедии и драме - друг, доверенное лицо главного
героя или героини. В этом смысле, обращаясь к своей
«верной и задумчивой» лире, писал А. С. Пушкин: «На
персница моих сердечных дум ... »
Народное стихосложение - система стихос.rюжения,
которая лежит в основе произведений русского устного
народного творчества - былин (см.) , сказов (см.) , песен
(см. ) . Н а р о д н ы й с т и х неразрывно связан с напевом,
который сопровождает его исполнение и служит его му
зыкальной основой. Р у с с к о е н а р о д н о е с т и х о с л о
ж е н и е называется поэтому народным н а п е в н ы м
с т и х о с л о ж е н и е м. Каждая стихотворная строка его
имеет одинаковое с другими строками количество г л а в
н ы х ударений, определяющих ритм стиха. Эти ритмиче
ские ударения (два-три, реже - четыре) при чтении стиха
н араспев как бы лишают другие слова в строке, на кото
рые ритмические ударения не падают, своих обычных
ударений. Вследствие этого «безударные» слова в стихо
творной строке как бы сливаются при н апеве друг с дру
гом, соединяются в одно слово.
На пример: «Матьсыраземля», «ПолечИстое», «Солнце-
·
красное».
Н а р о д н ы й р у с с к и й с т и х обычно не имеет
рифм. ·
Н ародное творчество - поэтические произведен и я, со
зданные безымёнными н ародными поэтами, передавав
шиеся из уст в уста, часто из поколения в поколение.
91
R- видам у с т н о г о н а р о д н о г о .т в о р ч е с т в а
относят: былины, народные песни, сказы, сказки, частуш
ки, народные пословицы, поговорки, загадки. Произведе
ния н а р о д н о г о т в о р ч е с т в а . (былины, исторические
песни; сказки,. пословицы) , созданные зачастую в древние
времена, подвергаются в устной передаче переработке,
отражая ИЗf'!Iенения в воззрениях, в жизни и быту народа
в ра�личные 11сторические эпохи, а также особенности
творческой манеры исполнителЯ этих произведений - ска
зителя, его личное отношение к жизненным явлениям и
событиям, художественные вкусы, мастерство. Так появ
ляются различные варианты (см.) одной и той же были
ны, исторической песни, сказки и т. п.
Н ародность литературы - один из главных, определя
ющих признаков художественности произведений искус
ства и литературы.
Н а р о д н о с т ь произведения прежде всего опреде
ляется важностью для народа вопросов, которые освещены
в нём художником, существенными явлениями жизни, от
ражёнными в произведении.
Отражение жизни в такого рода произведениях отли
чается глубиной проникновения в жизненные явления,
правдивостью изображения существенных их сторон и
таким изображением человека, ко'торое воспитывает в н а
роде лучшие человеческие мысли и чувства.
Н а р о д н о с т ь требует от художника простоты, яс
ности и выразительности формы произведения, доступной
широким народным массам, простоты и выразительности ·
его языка. В: Г. Белинский .писал, что народная книга