Краткий словарь литературоведческих терминов
сообщает поясняющие сведения о действующих лицах
после завязки; о б р а т н о й, - когда он сообщает эти
сведения в- конце - произведения, объясняя, что было
до начала событий в Произведении (предыстория ) ; или
что было между ними ( межистория} ; или, наконец,
после завершения событий в произведении ( послеиtто-
р ия ) .
.
. -
. .
.
Место ·э к с п о з и ц и и в po:vtaнe зависит от ·замьiсла
писателя, от того, ка_к он п онимает жизнь в её развитии,
как хочет её изобразить и пояснить.
Так, в поэме «Мёртвые души» Н. В. ГоГоля э к с п о
з и ц и я 3 а д е р ж а н н а я:. пояснение исторической и
б ытовой обс'Г�шовки дано после завязки действия, а
сведения о Чичикове, гЛавном действующем лице; - в
конце повествования; писатель сначала показал ЧичИ
кова, а потом объяснил, в каких условиях мог вырасти
такой человек.
'
Э к с п о 3 и ц и я в романе . « Как закалялась сталь»
прямая: это первые сцены, рисующие детство · Павки
Корчагина ( исключение из школы, работу в кубовой
_
и :г. п.) до появления I{р асного отряда (завязка романа ) .
Экспрессия (от л ат. expressio - выражение) - выра
зительность речи, явления, художественного произведе
ния. О стихах, я рко выражающих чувство поэта, о порт
р ете, передающем с ·большой выразительностью харак
_терные черты человека, о пейзаже, в котором подчёрк
н уты особенности природы данной местности и ярко
выражены настроения · художника, говорят как о худо
ж ественных п роизведениях, написанных с большой
_
_
э к с п р е с с и е й. Выразительность, э к с п р е с с :и Я в
177
художественном произведении достигается использова
нr.ем самых разнообразных художественных средств
ритма, звуковых повторов, стилистических фигур, тро
пов (см.) и т. п.
Экспромт (лат. exprom (р) tus - готовый, скорый) �
быстро, без предварительной подготовки написанное
стихотворение, обычно шуточного или сатирического
характера.
Элегия (от гр. elegos - жалоба) - один из видов
лирической поэзии в древней Греции: стихотворение,
проникнутое грустью. Известны элегии древнеримских
поэтов Проперция, Тибулла, Овидия.
Название э л е г и я сохранилось в запаДноевропей�
ской и русской лирике XVI I I -XIX вв.
Известны э л е г и и В. А. Жуковского, А. С. Пушки"'
на, М. Ю. Лермонтова и др.
Например: «Элегия» А. С. Пушкина:
Безумных лет угасшее веселье
Мне тяжело, как смутное nохмелье .••
и т. д.
Эпигон (гр. epigonos - рождённый после) - осуж
дающее, презрительное определение запоздалых после
дователей какого-либо отжившего свой век литератур
ного течения, механически повторяющих в своём твор
честве идеи, методы и художественные средства своих
предшественников.
Эпиграмма (от гр. epigramma - надпись) - один из
видов сатирической поэзии, небольшое стихотвор�ние,
зло высмеивающее какое-либо лицо.
Первоначально э п и г р а м м о й в древней Греции
называли стихотворную надпись н а храме, пьедестале
статуи, сосуде. В последствии в Риме э п и г р а м м о й
называли небольшое сатирическое стихотворение.
Известны э п и г р а м м ы А. С. Пушкина, например
«На Воронцова» :
Полумилорд, nолукуnец,
Полуnодлец, но есть надежда.
Полумудрец, полуневежда,
Что будет nолным, наконец.
Есть э п и г р а м м ы у советских поэтов: В . В . Мая•
ковского, А. И. Безыменского, С: Я . Маршака и дР.�
178
ЭпИграф (гр. epigraphё) - так называли у древних
греков надписи на памятниках. Впоследствии э п и г р а
ф о м стали называть краткий отрывок из произведения
другого автора, фразу, стихи, которые помещает , писа
тель в начале своего произведения или в начале отдель
ных его глав для пояснения основной мысли, срсд�ржа-
ния, темы.
. .
Например: стих П. А. Вяземского «И жить торопится
и чувствовать спешит», помещённый А. С. Пушкиным
как эпиграф к первой главе «Евгения Онегина», опреде
л яет отношение Пушкина к своему герою в этой главе.
Э п и г р а ф к роману А. Н. Толстого «Хмурое утро»:
«Жить победителями или умереть со славой» (С в я т о
с л а в) - поясняет гл авную мысль этого произведения.
Эпизод ( от гр. epeisodion, буквально: «сверх того
входящее», случившееся) - в художественном произве
дении - одно из связанных между собой событий в сю
жете, и меющее в поэме, повести, романе, драме более
или менее самостоятельное значение. Н апример, э п и
з о д дуэли Пьер а Безухова с Ан атолем Курагиным в
романе Л . Н . Толстого «Война и мир» или э п и з о д
поджога фашистского штаба в романе А. Фадеева «Мо
лодая гвардия».
Эпилог (гр. epilogos, от epi - после, logos - сло
во) - так н азывали в древнегреческой драме заключи
тельное обращение к зрителям, в котором автор объяс
нял свой общий замысел или характер пьесы. Иногда
такое обращение предшествовало спектаклю, и тогда
оно называлось п р о л о г ( см . ) .
Э п и л (j г о м в художественном произведении назы
вается заключительная часть произведения, сообщаю
щая о дальнейшей судьбе действующих лиц после изо
бражённых событий.
Н апример: сообщение автора о дальнейшей судьбе
действующих лиц в романе И. С. Тургенева «Отцы и
дети», помещённое в последней его главе.
ЭпистолЯрная литература (от гр
epistolё - посла.;
.
ние) - собрание писем общественных деятелей, учёных,
п исателей. Э п и с т о л я р н о й формой литературы на
з ывают художественные произведения, изложенные в
179
виде ·nосла ний · :( е-м.) к какому-.тшбо лицу, ряда n исемr
nереписки действующих лиц между собой.
Например: .рассказ И. С. Тургенева «Фауст» или по·
весть Ф. М. Достоевского «Бедные л юди».
Эпитафия (от гр. epita phios - н адгробн ый) - н ад�
гробн�& надпись, которая часто бывает в стихотворной
форме.· Иронические э п и т а ф и и с давних пор стали
одним из распространённых видов сатирической поэзии:
под видом надписи на несуществующей могиле высмеи
ваются смешные и порочные черты какого-либо благо
получно здравствующего лица. П риводим ироническую
старинную англи йскую эпитафию:
Он умер оттого, что б ы л 0 1 1 скуп,
Не nолечился - денег было ж алко.
Но если б знал о н цену катафалка,
Он ожил бы, чтобы нести свой труп ..
(«Надпись на могиле скряги'�>.
Перевод С. Я. Маршака.)_
ЭпИтет
(от гр. epitheton - приложение) - слово,
.
определяющее, nоясняющее, характеризующее какое-ни