Современный русский язык. Графика и орфография
2. Не отвечают морфологическому принципу такие написания, как таблитчатый (ср.: таблица), крупитчатый (ср.: крупица),добытчик (ср.: добыча) и т.п. Написание буквосочетания тч вместо цч и чч для обозначения /чч/ чисто условно (в русских словах не приняты буквосочетания цч и чч. Но ср. заимствованное: каприччо).
3. Нарушают морфологический принцип орфографии написания, отвечающие фонетическому принципу. Они рассмотрены особо (см. ниже, § 16).
От написаний, нарушающих морфологический принцип, следует отличать написания, также не сохраняющие единства графического облика морфем, но не сохраняющие это единство абсолютно непреодолимо. Их считают ограничениямиморфологического принципа1.
Выделяют ограничения, связанные с наличием исторических чередований (бегу - бежишь), и ограничения, вызываемые слоговым принципом русской графики (ср.: зола, но земля).
В приведенных образцах морфемы пишутся, действительно, не единообразно (бег-, но беж-; -а, но -я), однако ни в первом, ни во втором случае нет орфограмм, и случаи эти - вне компетенции орфографических принципов вообще. В словоформах бегу - бежишьпозиции для чередующихся согласных сильные, и фонемы могут быть обозначены только адекватными им буквами.
Таким образом, не морфологический принцип ограничен историческими чередованиями, а за счет исторических чередований фонем, которые должны передаваться только адекватнофонемно в исторически обусловленных вариантах морфем, а также за счет вариантов основ ограничено графическое единообразие морфем. Ср.: баран - барашек; приемлю - приять; сухой - сохлый, засушливый и т.п.
Морфологический принцип никакого отношения к обозначению исторически чередующихся фонем (кроме случаев, когда исторические чередования совпадают с позиционными) не имеет.
1 Подобная система обозначения степени редукции гласного проводится в кн.: Буланин Л. Л. Фонетика современного русского языка. С. 105-112. Так, надбуквенный значок ` у Буланина - показатель ненапряженности, значок - показывает еще большую ненапряженность.
1 Слабые позиции называют также "позициями минимального различения фонем", "позициями наименьшей дифференциации", "позициями нейтрализации", "сигнификативно слабыми позициями". Для названия противоположных, а именно - сильных позиций используются антонимы вышеприведенных синонимичных названий слабых позиций. Бодуэн де Куртенэ называл сильные позиции еще "привилегированным положением", "местами произношения независимого", "самым благоприятным положением". Как видим, термины "сильная" и "слабая" позиции (созданные в рамках МФШ) - наиболее экономны и выразительны среди синонимичных и поэтому именно они стали наиболее употребительными.
1 Термин "фонемный ряд" употребляют в специальной литературе для обозначения разных (хотя и сходных) фактов языка. Так, Р. И. Аванесов в кн. "Фонетика современного русского литературного языка" (М., 1956) употребил его для обозначения позиционио чередующихся звуков /ó/‖/Λ/‖/ъ/ (сторожка) и назвал /Λ/ и /ъ/ слабыми фонемами, а /ó/ - сильной фонемой. Л. Р. Зиндер позиционно чередующиеся /о́/‖/а/ называет морфонемой, или, иначе, фонемным рядом (см.: Зиндер Л. Р. Общая фонетика. М., 1979. С. 76). В таком же значении употребляется термин "фонемный ряд" в нашем пособии.
1 Позиционные чередования согласных фонем подробно описаны в кн.: Буланин Л. Л. Фонетика современного русского языка. С. 137-141.
2 Запятая вверху перед скобками означает, что гласная фонема следует после мягкой согласной, парной по твердости-мягкости.
1 Парадигматика (от гр. paradeigma - пример, образец) - рассмотрение элементов речи как совокупности структурных единиц, объединяемых в памяти и связанных отношениями противопоставления.
2 Синтагматика (от гр. syntagma - нечто соединенное) - рассмотрение элементов речи в их линейном соотнесении.
1 См.: Буланин Л. Л. Фонетика современного русского языка. С. 73-74.
2 Только благодаря возможности обозначить безударную фонему /а/ буквой о может быть достигнуто выгодное во многих отношениях графическое единство морфемы (обозначение же ударной морфемы /ó/, как было показано, может быть только адекватнофонемным).
1 Зиндер Л. Р. Очерк общей теории письма. Л., 1987. С. 96.
1 Этимология- 1. отдел языкознания, изучающий происхождение и первоначальное значение слов. 2. само происхождение того или иного слова. От гр. etymon - истина, основное значение слова и logos - учение, понятие.
2 Брандт Р. Ф. О лженаучности нашего правописания (публичная лекция) // Филологические записки. М., 1901. Вып. 1-2. С. 9.
1 Бодуэн де Куртенэ И. А. Об отношении русского письма к русскому языку. С. 41.
1 Грот Я. К. Спорные вопросы русского правописания... С. 303.
2 Грот Я. К. Русское правописание. Спб., 1886. С. 42.
3 Грот Я. К. Там же. С. 39.
4 Там же.
5 Ломоносов М. В. Российская грамматика // Полн. собр. соч. Т. 7. § 184. С. 460.
1 Знаком /о/ обозначается звук /о/ и после мягких согласных. Знак /о/, таким образом, заменяет здесь и далее знак '/o/.
1 Грот Я. К. Спорные вопросы русского правописания... С. 302.
1 Ср. название современного спектакля: "Поросенок Чок".
2 Грот Я. К. Спорные вопросы русского правописания... С. 298.
1 См. об этом также: Мейеров В.Ф. Мелочовка или мелочёвка? / Русск. речь. 1989. № 3. С. 76-78; Иванова В. Ф. Актуальные проблемы русской орфографии // Русск. яз. в школе. 1991. № 1. С. 70.
1 См.: Ломоносов М. В. Российская грамматика // Полн. собр. соч. Т. 7. § 154. С. 448.
1 См.: Зиндер Л. Р. К итогам дискуссии о русской орфографии // Вопр. языкознания. 1969. № 6; он же: Еще раз об "ы" и "и" // Славянскаяфилолотя. Л., 1969. С 34-39.
1 Впрочем, на этот вопрос можно посмотреть и иначе: можно увидеть здесь наложение морфем (аппликацию), т.е. считать, что в словерассориться первое с одновременно является и конечным согласным приставки и начальным согласным корня. При таком истолковании словообразовательной структуры слова нарушения здесь морфологического принципа можно уже не усматривать.
2 Орфографический словарь русского языка / Под ред. С. И. Ожегова и А. Б. Шапиро. М., 1956.
3 Орфографический словарь в кн.: Былинский К. И., Никольский Н. Н. Справочник по орфографии и пунктуации для работников печати. М., 1952. С. 141; Ушаков Д. Н., Крючков С. Е. Орфографический словарь для учащихся средней школы. М., 1957. С. 52.
1 Ограничения морфологического принципа выделил А. И. Гвоздев. Сохраняет термин "ограничения" по отношению к написаниям типа смех - смешной А.И. Моисеев в кн.: Звуки и буквы, буквы и цифры... С. 127.
§ 16. ФОНЕТИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП
Фонетический принцип орфографии традиционно понимается как такой, при котором следующие друг за другом цепочки звуков в словоформах обозначаются на основе прямой связи "звук - буква", без учета каких-либо иных критериев. Коротко этот принцип определяется девизом "пиши, как слышишь".
Но очень важным является вопрос, какие же звуки следует обозначать при фонетическом принципе, с какой их детализацией.
В практическом письме, каким является любое буквенно-звуковое письмо, и при фонетическом принципе правописания могут и должны обозначаться только фонемы.