Русский стиль выживания. Как остаться в живых одному в лесу
Но есть специальная практика, помогающая добиться этого, – это одиночная ночевка в лесу. Надо одному пойти в лес – в безлюдное место, где опять же не слышен антропогенный шум, и там переночевать. С собой можно взять только нож и спички (зажигалку, огниво). Никаких палаток и сверхтехнологичных примусов. Идти в том, в чем ходишь в лес обычно. Ситуация – как будто ты заблудился в лесу и вынужден заночевать [2]. Вдобавок это задача на смекалку – как и на чем спать? Чем укрываться? И ночью, когда вокруг будет шум непонятного происхождения, когда будут раздаваться странные шорохи и совсем рядом трещать ветки, надо будет «просто» взять и уснуть. Не напрячься, а расслабиться, что труднее [3]. И это на уровне подсознания поможет «отпустить» себя, став психологическим «якорем» на всю жизнь. Как бы внутренней отметкой. Такие психосоматические практики работают лучше, чем когнитивные (основанные на сознании).
Такая практика вызовет лишь ироничную улыбку какого-нибудь таежного охотника – «Вечно эти городские что-нибудь выдумают», но для современного представителя урбанистической среды это действительно будет испытанием. Ночью обостряются все чувства, тем более в лесу, который кажется таинственным в это время суток, и тогда можно приблизительно почувствовать то, что чувствовали наши далекие первобытные предки. Не все могут уснуть в первый раз, а некоторые вообще возвращаются домой. Естественно, что проводить такие опыты на себе надо в теплое время года (летом).
К сожалению, Владимира Викторовича Антипова, познакомившего нас с этими простыми, но эффективными приемами, которые, в свою очередь, являются частью более обширного мировоззрения, сегодня нет с нами. Но остались его книги, в которых ясно отражается его стремление сделать этот мир лучше и поделиться с нами крупинками удивительной мудрости.
Я не свой, я – Божий.
Советы по обустройству стоянки:
Сначала сделай лежанку. Возьми два параллельных бревнышка (сухостоя в лесу полно) и положи на них поперек ряд жердей потоньше. А уже на жерди положи кучу лапника, чтобы образовалась «подушка» минимум 15 см толщиной.
Также можно положить охапку веток. Либо сноп камышовых стеблей. Все по ситуации.
Бревна можно добыть вручную, без инструментов (если их нет с собой). Сухостой легко выламывается из земли. Также в лесах полно уже упавших, сухих деревьев. Но на стволах полно веток – как их убрать? Отламывать по одной долго. И нудно. Тем более надо торопиться, пока не стемнело. По темноте искать лапник не очень интересно. Направь бревнышко (они легкие) на любое дерево и проведи с силой до конца – ствол сам обломает все ветки. Потом поверни и обломай ветки и с других сторон.
Затем можешь сделать экран из веток за спиной и за костром, чтобы тепло от костра не рассеивалось бесполезно в пространстве, а грело твои косточки. Можно сделать его в виде плетня: воткнуть в землю ряд палок (забив их толстой палкой, как молотком) и переложить ветками с листьями (чтобы экран был более плотным и тепло меньше проходило). Можно сделать экран из лапника, воткнув ветки в землю или же сделав опору из палок, к которым можно прислонить или прикрепить лапник. Если ты расположился рядом с ручьем или рекой (где есть глина), можешь обмазать плетень глиной – так будет даже лучше, чем листья. Отражающийся жар будет намного мощнее. И на стоянке будет светлее.
Чтобы было теплее, можно набить под одежду сухую траву или сухие листья.
Для североамериканских посвящений характерно то, что значительная их часть осуществляется в одиночестве. Мальчики в возрасте от 10 до 16 лет уходят в горы или леса. И речь идет не только о их разрыве с матерями – традиционном элементе всякого обряда взросления, – но о разрыве с жизнью общины. Религиозное испытание неофита начинается с его погружения в мир космоса и духовного совершенствования путем аскезы. При этом он предоставлен сам себе, наставники в этом процессе не принимают участия.
Глава 3
Неделя в лесу (На грани)
Вторая легенда подчеркивала характер Андреева – во время своего очередного отпуска он брал в части автомат, тридцать патронов, нож, спички, компас, рюкзак с песком и на три недели пропадал в глухой дальневосточной тайге. Появлялся из тайги он заросший, одичавший, искусанный комарами… Отлеживался пару дней, после чего выглядел как ни в чем не бывало. Делал он это для того, чтобы поставить свой организм на самый край человеческих возможностей, пройти по этому краю и обрести ту первобытную человеческую уверенность в своих силах перед силами матушки-природы и перед всем остальным…
Нет смысла заниматься боевым искусством или тяжелой атлетикой для того, чтобы «постоять за себя» – все это работает, только пока ты «в форме».
Стоит прекратить тренировки хотя бы на месяц (семья, работа, болезнь) – и все. Гибкость уходит первой. За ней – физическая сила. Третьей сдувается сердечно-сосудистая система.
Да, навыки (автоматизмы) остаются. Какое-то время. Можешь пробить прямой, можешь провести заднюю подножку… Но постепенно нейронные цепочки слабеют, утончаются. И полагаться на это тоже уже нельзя.
Что же тогда остается? Остается Дух, характер, закаленный тренировками.
Именно бессмертный Дух всегда с тобой, и он никогда не пропадет. В отличие от силы и скорости, которые все равно уйдут со временем. Делай упор на практики, которые меняют твою личность, а не твое тело. И ты всегда будешь побеждать.
Конкретный метод может быть каким угодно – например, можно работать со страхом высоты, который есть практически у каждого человека: прыжки с парашютом, роуп-джампинг, скалолазание. В спецназе и ВДВ для проверки характера разбивают бутылки об голову. Кто-то может посчитать это дикостью, но это «дешевый и сердитый» способ понять, способен ли человек переступить через себя, преодолеть свой инстинкт самосохранения. Вышеупомянутый Алексей Суконкин пишет, что те, кто не смог этого сделать, в итоге по тем или иным причинам выбыли из роты спецназа, значит, это не просто так, значит, это испытание.
Вот еще рассказ контрактника, который служил в ВДВ и попал на курсы турецких инструкторов: «Много раз ставили как бы на грань перелома психики, например, на горной подготовке мы спускались с высоты около 60 метров по отвесной стене, у всех был страх сделать шаг назад, чтобы поднабить веревку. Пара спусков – и все решалось. Были ситуации, когда бойцы от страха бросали веревку и просто не могли шевелиться. Во время ночного перехода одного даже парализовало посреди подъема, было еще то приключение его достать».
В общем, метод может быть каким угодно, главное, чтобы он помог тебе выйти на край своих возможностей – и немного дальше… И есть один древний воинский метод, который относится и к проверке себя, и к закалке Духа, и к повышению навыков выживания. Три в одном.
У древних спартанцев подросток должен был один прожить в лесу или горах год. Только после этого он имел право вернуться домой – мужчиной. Понятно, что мог и не вернуться – дикие животные, болезнь, упавшее дерево, а то и лихой разбойник. Но те, кто возвращался, потом останавливали армии персов.
Мы живем в другое время. Сейчас даже тот же спецназ отправляют в лес всего лишь на неделю. Еще отрывок из рассказа вэдэвэшника: «Также был курс выживания, где на протяжении недели мы толком не ели, ибо зимой в горах есть нечего, от голода начался острый психоз, из-за какой-то мелочи мы с командиром нашей группы чуть не поубивали друг друга, причем реально. Видимо, действительно от нехватки пищи человек становится самым лучшим хищником, ты готов убить любого – хоть зверя, хоть человека. Шлифовка психической закалки происходила именно на курсе выживания, падали последние барьеры, и становился действительно СВЕРХЧЕЛОВЕКОМ. Ты перестаешь ценить чужую жизнь и готов пойти до конца. Для тебя остальные люди становятся как быки для волка, да, у них есть рога, но потрепыхаются немного, и ты их съешь. Ты – хищник, они – жертвы.