Следствие ведут знатоки
Томин (оживленно). Но зато пришли материалы из бывшей колонии Степана Корнеича Силина. Кстати, среди друзей он зовется просто и скромно — Комод. (Достает семь фотографий, развертывает в руке веером, как карты.) Вот его тамошние приятели. Этот еще сидит. Этот сидит. (По одной бросает фотографии на стол.)
Кибрит. Ой, какой мрачный тип.
Томин. Этот вышел год назад, работает на заводе в Брянске. Этот освободился только что, пока не трудится, но прибыл на место жительства под Киевом. Остаются трое — в принципе возможных. Старый вор Захаркин — рекомендую. (Показывает фотографию.) Года два как в воду канул. Не прописан, не зарегистрирован, не задерживался.
Знаменский. И ни в одной картотеке?
Томин. Нет. Этот — Митька Фрукт, карманник. Отбыл срок, с прошлого лета живет в Москве у матери. Работает шофером и даже женился.
Знаменский (быстро). На какой машине ездит?
Томин. Слушай, я получил эти фотографии и выписки из личных дел полтора часа назад!
Знаменский. Ладно, молчу. Последний?
Томин (держа в руке последнюю фотокарточку). В прошлом «домушник», аферист, всего понемножку. В колонии стал активистом, получил специальность слесаря.
Кибрит (заглядывая через плечо Томина). Глаза неглупые.
Томин. Кличка «Химик». Этот, возможно, тоже в Москве. Митька Фрукт писал одному в колонию, намекал: «Будешь в столице, затекай на Преображенку пиво пить. Старого знакомого встретишь».
Кибрит. Кроме фотографий у тебя есть приметы? Рост, телосложение?
Томин. Спрашиваешь!
Кибрит. Прелестно. (Разыскивает в шкафу фотографии следов у склада, затем достает таблицы для определения комплекции человека по следам. Садится за стол и принимается что-то вычислять.)
Знаменский. Саш, по чьей инициативе Силин был принят в эту компанию? (Указывает на фотографии, присланные из колонии.)
Томин. Может, ты лучше спросишь у Силина?
Знаменский. Не ехидничай. Надо быстро выяснить, кто из них мог играть для него роль покровителя.
Кибрит (удивляется между делом). Силин нуждался в покровительстве?
Знаменский. Представь себе.
Томин (еще раз перебирая фотографии). Самый влиятельный был, пожалуй, «Химик». Как говорится, в большом авторитете.
Знаменский (подсаживается к Кибрит). И что получается?
Кибрит. Кручусь на полупустом месте — походки нет, длины шага нет. Только размер и глубина следа. (Томину.) Я могу примерно вычислить рост и вес. Сверим?
Томин. Минутку… (Листает записную книжку.) Захаркин… «Химик»… «Фрукт»… (Закладывает пальцами нужные странички.)
Кибрит. У меня выходит рост — около ста восьмидесяти. Вес — семьдесят пять — семьдесят шесть килограммов.
Томин. Веса у меня нет, есть рост и телосложение.
Знаменский. Для семидесяти пяти килограммов он высоковат.
Томин. Значит, тощий. Читаем… (Обращается к записной книжке.) Захаркин. Телосложения худощавого, но ростом не вышел — сто шестьдесят пять… «Химик». Телосложения худощавого, рост сто восемьдесят один см… Наконец, Митька Фрукт. Телосложения атлетического.
Кибрит. Значит, если у склада был кто-то из них, то это «Химик»!
Томин (очень довольный). Ну вот, теперь есть четкая, реальная задача: найти, взять и доставить. (Собирает фотографии, вкладывает в записную книжку, хлопает ею о ладонь.)
Знаменский наблюдает за ним, не сразу решаясь сказать то, что думает.
Знаменский. Саш, ну, доставишь ты его сюда… а дальше?
Томин. Дальше, извини, твоя забота.
Звонит телефон, Кибрит снимает трубку.
Кибрит. Да. Слушаю… Хорошо, сейчас. Пал Палыч, я на пять минут. Вы тут не цапайтесь.
Знаменский. Добро.
Кибрит уходит.
Знаменский. Боюсь, что от этого «Химика» будет очень мало проку, если ты его просто возьмешь и доставишь.
Томин (хмурясь). Можно яснее?
Знаменский. Я сегодня часа два потратил на Силина, все остальное время торчал на складе. Перешерстил, по-моему, всех, кого можно. Если бы искомый сват имел ясно видимые связи с кем-то из складских, я бы его нащупал. Согласен?
Томин. Не исключено. Кое-что ты умеешь.
Знаменский. Теперь вообрази, что он доставлен сюда. Мужик, видно, хитрый. Хорошо, если я из него вытяну, что надо. А если нет? Если они с Силиным отопрутся друг от друга на очной ставке?
Томин. Есть еще следы.
Знаменский. Следы мало что доказывают. Даже при условии, что мы найдем и ботинки и «москвича». Ты бы на его месте вывернулся?
Томин. Прав… Подвезли, мол, Комода, куда просил, и уехали. А что он там дальше делал — не ведаем.
Знаменский. То-то и оно. И сядет у нас Силин на скамью подсудимых один, а в приговоре напишут: «Совершил совместно с неустановленными лицами».
Томин (морщится). Понимаю, к чему ты клонишь. Придется влезать изнутри. Ну что ж… Стану блатнягой. На прошлой неделе прибыл из мест не столь отдаленных… Лихой парень… Завсегдатай пивных…
Знаменский. Такая работа.
Томин. В агитации не нуждаюсь. Просто досадно лезть в пекло из-за какого-то Комода.
Знаменский. На всякий случай имей в виду вот что… Складывается странная картина… Похоже, Силин попался не случайно. Похоже, его хотели завалить.
Томин. Свои же?! Брось, зачем?
Знаменский (пожимает плечами). В пивную, Томин, в пивную!
Кибрит (входя). По какому случаю?
Томин. Искать силинских коллег.
Кибрит. Бедный Шурик!
Знаменский. И не забудь про Митьку Фрукта с его машиной. (Взглядывает на часы.) Мне нужно к начальству. (Уходит.)
Томин (после задумчивой паузы). Зинаида, срочно требуется наколка. Чтобы выглядела как старая, но потом чтобы легко свести. Способна на такое наука или не способна?
Кибрит. Наука способна, но не сегодня. Рабочий день кончается, а у меня еще вот! (Показывает на горло.)
Томин. Зинаида!..
Кибрит (вытаскивает коробку с ботинками Силина). Видел? Я за них почти не бралась. И вообще… обойдешься ты без татуировки!
Томин. В том смысле, что и так бандитский вид? Слушай, Зинаида, ведь мне не для пижонства. Когда на руке изображено нечто мудрое, скажем: «Пусть я лучше отсохну, чем буду работать!» — это вроде удостоверения личности, понимаешь?
Кибрит (колеблясь, смотрит на силинские ботинки, потом на Томина и кладет перед ним бумагу). Рисуй картинку. (Ищет в шкафу и выставляет на стол какие-то пузырьки и инструмент.)
Томин рисует.
Томин (показывая, что вышло). Будем считать, что это орел. Когда я смогу обмыть его в компетентной компании?
Кибрит. Краснота сойдет завтра.
Томин (вздыхая). Значит, завтра превращусь в блатного…
Сцена пятая
День. Уютный кабинет директора пивного бара. Директор — миловидная молодая женщина — за столом. Перед ней какие-то бумаги, которые она просматривает, и канцелярские счеты. В дверь заглядывает официантка, несколько грубоватая и вульгарная особа средних лет.
Официантка. Товарищ директор, тут какой-то блатной. Боюсь, будет скандалить.