Лицо суфизма
одному лишь Аллаху… Ведь если бы Пророк (мир ему и благословение Аллаха) с самого
начала знал правду, он сразу бы объявил ложью слова клеветников, не сомневаясь, верить
им или нет. Таким образом, проблема решилась бы сама собой, и Пророк (да благословит
его Аллах и приветствует) был бы спокоен сам и сумел бы успокоить других.
А вот другая история – Присяги Довольства (бай’ату-р-Ридван). Пророк (да благословит
его Аллах и приветствует) отправился в Мекку для совершения ‘умры, и когда он и те, кто
был с ними, достигли Худайбиййи, его верблюдица, на которой он ехал, опустилась на
колени, по причине, ведомой одному лишь Аллаху. Пророк (мир ему и благословение
Аллаха) послал ‘Усмана ибн ’Аффана к жителям Мекки, чтобы сообщить им, что они
пришли только для посещения Дома Аллаха (Ка’абы), то есть для совершения ‘умры, а
вовсе не с целью начать войну с ними. Но курейшиты задержали у себя ‘Усмана и
сопровождавших его людей, и до Пророка (да благословит его Аллах и приветствует)
дошла весть о том, что ‘Усман убит, хотя на самом деле это было совсем не так. И Пророк
(мир ему и благословение Аллаха) не усомнился в том, что услышанное им – правда, и
решил сражаться с курейшитами, сказав: «Мы не уйдем до тех пор, пока не сразимся с
ними!». После чего призвал своих сподвижников принести клятву в том, что они будут
сражаться и не обратятся в бегство. Это и была Присяга Довольства (бай’ату-р-Ридван).
После того, как была принесена эта клятва, курейшиты узнали о ней и, испугавшись за
свои жизни, освободили ‘Усмана, и он вернулся к Пророку (да благословит его Аллах и
приветствует). И стало ясно, что известие о его убийстве – всего лишь слух, не имеющий
к истине никакого отношения.
И если бы Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) знал Сокровенное, он бы
сообщил своим сподвижникам о том, как обстоят дела на самом деле, и сказал бы им, что
‘Усман в полном здравии и благополучии, и с ним не произошло ничего дурного. Но он
(да благословит его Аллах и приветствует), находясь рядом с Меккой, не знал о том, что
происходит внутри города.
Рассмотрим еще один случай, имевший место в самом начале Пророческой миссии
Пророка (мир ему и благословение Аллаха), когда он находился в пещере Хира’ и к нему
пришел Джибриль и трижды сжал его в объятиях. Пророк (да благословит его Аллах и
приветствует) решил, что это - Шайтан, и он не знал, что это Джибриль… И подобных
примеров множество.
И что же мы слышим от приверженцев суфизма по этому поводу? Неужели они
утверждают, что их шейхам дано знать то, что не дано было знать Пророку (да
благословит его Аллах и приветствует)?
Убеждения Ахлю-с-Сунна ва-ль-Джама’а: кто верит в то, что кто-то, кроме Аллаха, знает
Сокровенное, тот совершает ширк, потому что он в своем утверждении противоречит
Корану и хадисам, и приписывает творению то, что присуще одному лишь Всевышнему
Аллаху.
3 - Обращение к шейхам с мольбами (ду’а), и испрашивание у них помощи
Суфизм: они обращаются со своими ду’а к шейхам наравне с Аллахом и обращаются к
ним за помощью для устранения опасности и вреда и получения выгоды и пользы, при
этом неважно, жив ли этот шейх, к которому они обращаются, или мертв, сидит ли он
перед просящим или находится совсем в другом месте. И они часто приходят на могилы
этих шейхов и просят у них помощи, исцеления, пропитания, детей, руководства,
благополучия и всего того, что никто не может дать, кроме Аллаха. И они считают
дозволенным обращаться с мольбой (ду’а) не к Аллаху, и говорят: «О Джиляни,
помощи!» или «О Дусуки, о Рифа’и, походатайствуйте за нас перед Аллахом!» или
«избавьте меня от этой беды» или «излечите моего больного». При этом они приводят в
качестве доказательства разрешенности подобных ду’а странные истории, весьма
напоминающие сказки, вроде: «Однажды, когда я шел по тропинке в лесу, на меня напал
волк, и тогда я сказал: «О Кунта-хаджи!», и волк убежал от меня так, словно его ударили
по голове». Или еще: «Я тонул в реке и воскликнул «О Аллах!», но ничего не произошло.
Тогда я воскликнул: «О наставник!», - и невидимая рука подняла меня из воды и
поставила на берег».
Из той же серии история одного из мюридов шейха Мухаммада аль-Ма’сума. Однажды
он (этот мюрид) ехал верхом, и неожиданно его конь шарахнулся в сторону, и он упал на
землю, а нога его запуталась в стремени, и конь стал таскать его по земле так, что, в конце
концов, он решил, что гибели ему не избежать, и тогда он стал звать на помощь шейха
Мухаммада аль-Ма’сума. Он рассказывает: «И я действительно увидел его стоящим
передо мной, и он заставил лошадь остановиться и помог мне сесть на нее». Спустя
некоторое время тот же самый мюрид оказался в море и стал тонуть, поскольку не умел
плавать, и тогда он снова позвал на помощь своего шейха, тот явился и спас его.
Рассказывают также, что один человек, находясь на готовом затонуть корабле, стал
призывать на помощь шейха, и тот протянул руку – а в это время он сидел у себя дома в
кругу учеников, - и вытащил корабль, и при этом его рука намокла. Расстояние же между
ним и просившим у него помощи было очень велико, и все его ученики чрезвычайно
удивились, увидев, что его рука стала мокрой после того, как он протянул ее в воздух.
В один из дней на деревню Мавляны ‘Арифа спустился огромный поток, началось
наводнение, и люди, испугавшись, что все они утонут, бросились к ‘Арифу, и тот вышел, сел в месте разлива и сказал, обращаясь к воде: «Если у тебя есть сила, подними меня!» И
вода отступила!..
Ахлю-с-Сунна ва-ль-Джама’а: утверждают, что ду’а, обращенные не к Аллаху, и
испрашивание помощи у кого бы то ни было, кроме Аллаха, в делах, помочь в которых
может только Он, однозначно запрещено, поскольку это является поклонением, а
поклонение кому бы то ни было, кроме Аллаха, запрещено.
Обращение к кому-то с мольбой или просьбой о помощи подразумевает веру в то, что он
способен ответить на мольбу и помочь просящему, с которым случилась беда. И если бы
не эта вера, он не обратился бы к нему с мольбой и не взывал бы к нему о помощи. Но
Всевышний Аллах отрицает способность кого бы то ни было из тех, к кому обращают ду’а
помимо Аллаха, ответить на эти ду’а и отвести зло от обратившихся к ним. Сказал
Всевышний: «Кто отвечает на мольбу нуждающегося, когда он взывает к Нему и
устраняет зло?.. » (Муравей,62). И сказал Он: «Если Аллах коснется тебя бедой, то
никто не сможет избавить от нее, кроме Него» (Скот,17). Так что же можно сказать о
том, кто требовал от другого совершить что-то из того, на совершение чего способен
только Всевышний Аллах?..
В Коране можно найти множество аятов, содержащих в себе ясное и не вызывающее
сомнений запрещение обращаться с мольбами (ду’а)_к кому-либо, кроме Аллаха. Сказал
Всевышний: «Не взывай помимо Аллаха к тому, что не приносит тебе пользы и не
причиняет тебе вреда. Если же ты поступишь таким образом, то окажешься в числе
нечестивцев» (Йунус, 106). И сказал Он: «Скажи: «Я взываю только к своему Господу
и никого не приобщаю в сотоварищи к Нему» (Джинны, 20) Аллах также сказал:
«Скажи: «Мне запрещено поклоняться тем, к кому вы взываете наряду с Аллахом».
Скажи: «Я не стану потакать вашим желаниям. В противном случае я собьюсь с
пути и не окажусь в числе следующих прямым путем» (Скот,56).
И сказал Пророк (да благословит его Аллах и приветствует): «Если просишь, проси у
Аллаха, и если обращаешься за помощью, обращайся к Аллаху…».