Священный роман
О мире и войне — к чему наш спор?Однажды мы, решившись на войну,Все потеряли. Мира не просилНикто, да и никто не предлагал.Какого мира вправе ждать рабыПлененные? Оковы, да тюрьма,Да кары произвольные…НайдемВозможностей немало для борьбыПомимо новой, гибельной войныИ штурма неприятельских валов,Которым ни осада не страшна,Ни приступы, ни адовы набеги.Нельзя ли что полегче предпринять?Показав, как безрассудно было возлагать надежду на то, что они захватят небеса или каким-то образом ускользнут от Бога и построят собственное царство, Веельзевул предлагает другой способ отомстить Богу — уничтожить или соблазнить новое и любимое творение Божье — человека.
Есть место некое (когда молва,Издревле сущая на Небесах,Неложно прорицает), мир другой,Счастливое жилище существа,Прозваньем — Человек; он должен бытьПримерно в это время сотворенИ сходен с нами, хоть не столь могущИ совершенен; и превыше всехСозданий Тем, кто правит в Эмпирее,Возлюблен. Так Господь провозгласилВ кругу богов, обетом подтвердивИ клятвою, потрясшей Небеса.Туда направим помыслы; узнаем,Что это за творенья, из какойСубстанции и чем одарены,В чем сила их и слабость, как вернейИх совратить, употребив обманИль принужденье. Путь на НебесаНам прегражден; Властитель там царит,Уверенный в могуществе своемНезыблемом. Быть может, новый мирНаходится на крайнем рубежеВладений царских и его охранаПоручена насельникам самим.Здесь, может быть, удастся учинитьНам кое-что: огнем пекельным сжечьМир новозданный или завладетьИм нераздельно, жителей изгнавБессильных, как с Небес изгнали нас.А если не изгоним, — привлечемНа нашу сторону; тогда их БогВрагом их станет; гневною рукой,В раскаянье, свои же истребитСозданья. Мы простое превзойдемОтмщение, блаженство умалив,Которое испытывает ОнОт бедствий ваших и к тому ещеВозрадуемся от Его смущенья,Когда увидит Он любимых чад,Стремглав летящих в Ад, чтоб разделитьМученья наши, и клянущих деньРожденья своего, в слезах, в тоскеО кратком счастье, сгинувшем навек.Курсив авторовСатанинский легион не в состоянии победить Бога в открытой схватке и поэтому решает уязвить Создателя как можно больнее, украв любовь Его возлюбленных, соблазнив их. И, убедив их перейти на свою сторону, похитить их душу и тело, а после похищения надругаться над ними; даже если они попадут в самую глубину ада, Бог не сможет спасти их, потому что они отвергнут Его. Этот план движет сатаной в отношении любого мужчины, любой женщины или ребенка, в которых Господь вдохнул жизнь. Как рыкающий лев, он жаждет поглотить нас.
Господь давно мог бы отступиться от человечества в этой истории любви. Он мог бы давно прибегнуть к силе и потребовать нашего повиновения или сделать нам что-то вроде духовной лоботомии, удалив саму возможность выбора — любить Его или нет. Даже сейчас Он может с легкостью уничтожить нашего врага и требовать верности от наших сердец, но любовная история, которая началась смехом Троицы, подошла бы к концу, по крайней мере для нас. И сатанинское обвинение, что царство Божие держится только на силе и власти, было бы подтверждено.
Как только мы поймем желание Божье покорить наше сердце не силой, а любовью, то постигнем и страдания Бога, когда Он через пророков просит Израиль одуматься и вернуться к Его любви. Мы также сможем понять ту неистовость, с которой Он печется о сердцах и духовном благополучии Своих избранных, когда Он поднимает народы и армии, чтобы стереть с лица земли целые государства, которые стали благодатной почвой для вражеского обольщения избранных. «Я делаю это, чтобы вы знали, что это Я — Бог ваш, — вот суть послания, которое Он передал Израилю через Иезекииля и Иеремию. — А когда вы были беспомощны и подвергались поруганию, то ваши сердца снова обратились ко Мне, чтобы Я спас вас, и Я приду и уничтожу ваших врагов».
Все мы когда-нибудь переживали неповторимый сердечный восторг от любовной истории, который потом сменяла непереносимая боль и потрясение, когда мы узнавали, что наш избранник все же оставляет нас ради кого-то другого. А случалось ли вам встретить кого-то и с первой же минуты понять, что это именно тот человек, с которым вы готовы провести всю свою жизнь? Когда вы радуетесь и восхищаетесь чем-то вместе и чувствуете, что ваша любовь становится все сильнее и вы никогда не захотите освободиться от нее. Случалось ли вам потом испытать шок от того, что тот единственный, которого вы так горячо полюбили и который, как вы думали, полюбил вас так же страстно, ходил на свидание с другим, и более того, проводит все больше и больше времени с вашим злейшим врагом?
Случалось ли вам в буквальном смысле поставить свою возлюбленную лицом к лицу со своим смертельным врагом и раскрыть перед ней его истинные намерения? Приходилось ли вам лежать в постели, зная, что она поверила его лжи и спит с ним каждую ночь? Случалось ли вам безнадежно сидеть на автостоянке, в то время как ваш враг со своими дружками по очереди насиловали вашу возлюбленную, несмотря на то, что вы были неподалеку, но не смогли завоевать ее сердце настолько, чтобы она позволила вам спасти ее? Доводилось ли вам звать ту, которую вы так давно любили, даже в тот день, когда ее изнасиловали, и спрашивать ее, готова ли она вернуться к вам, чтобы услышать в ответ, что ее сердце по-прежнему принадлежит вашему врагу? Наблюдали ли вы, как красота вашей возлюбленной медленно угасает и блекнет в алкогольном угаре, наркотическом опьянении, оккультных практиках и абортах, пока ее душа и тело не изменятся до неузнаваемости? Любили ли вы кого-нибудь так сильно, что даже послали собственного сына, чтобы поговорить с ней о вашей любви к ней, зная, что она убьет его? (И несмотря на то, что и он знал об этом, он желал этого, потому что тоже любил ее и верил, что вы созданы друг для друга.)
Все это и сверх того пережил Господь, потому что не перестал нас любить. Ведь на самом деле именно глубина и неизменность Его чувств к нам, подкрепленная желанием, чтобы мы добровольно отдали Ему свои сердца, позволяет сатане беспрепятственно наносить Ему такие страшные раны и превращать нас во врагов Божьих.
Каждое отдельно взятое сердце, так же как и целые нации, действительно проходит испытание этой духовной войной. Это основной сюжет III акта Священного романа, действие которого происходит во время земной жизни. На самом деле, все сюжетные линии наших жизней выходят из него. Сатана на протяжении веков маскирует эту очевидную истину с помощью других религий, психологических и философских систем, отраслей знания, мистики, но тлеющие угольки этой истории любви, подогреваемые Божьей верностью, отказываются затухать и остывать навсегда.