Индийская философия (Том 1)
Доктрина о перерождении души, провозглашенная упанишадами - иногда в экстравагантной форме,- приводит к идее, что все вещи в этом мире обладают душой. Джайнисты, естественно, верят в то, что всякая материальная вещь, огонь, ветер и растения тоже содержат в себе дух. С такой точки зрения простая радость, испытываемая ранее жившими людьми от жертвоприношений, не могла сохраняться. Настало время для возмущения. Вера в то, что все вещи, животные и насекомые, растения и листья наделены душой, дополненная, кроме того, идеей перерождения души, приводила к боязни уничтожать жизнь в какой бы то ни было форме. Вардхамана настаивает на том, что мы ни в коем случае не должны причинять вред жизни ни в состязаниях, ни при жертвоприношениях. Для укрепления этой позиции протеста джайнисты отрицают бога, для умилостивления которого приносятся жертвы. Бог не может отвечать за горести жизни. Джайнизм ищет способы показа того, как устранить страдания жизни с помощью внутреннего и внешнего аскетизма. Когда мы станем совершенными, мы не уйдем в нирвану-ничто, но вступим в состояние существ без качеств и связей и устраним всякую возможность перерождения.
Система джайнизма считается неортодоксальной {(авайдика)}, поскольку она не признает авторитета вед. Поэтому джайнистам нельзя рассматривать свою систему мысли просто как откровение Джины. Она претендует на признание своего соответствия с реальностью. Ее схема вселенной, как считают, основана на логике и опыте. В своей метафизике джайнисты признают ведийский реализм, хотя они и не систематизируют его в духе упанишад. Пракрити анализируется, и показывается ее атомистическое строение. Пуруша перестают быть пассивными наблюдателями и становятся активными агентами. Главными отличительными чертами джайнской философии следует признать ее реалистическую классификацию бытия, а также теорию познания с ее знаменитыми доктринами сьяд-вады и саптабханги, ее семеричный способ предикации и ее аскетическую этику. Здесь, как впрочем, и в других системах индийской мысли, практическая этика сочеталась с философскими спекуляциями. Реалистическая метафизика и этика аскетизма, возможно, перешли к Вардхамане от его предшественников, но теория познания, вероятно, создана им, и она не безынтересна современнику, изучающему эту историю философии.
V. ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ
Джайнисты признают пять видов познания: {мати, шрути, авадхи манах-парьяя и кевала}[12].
1) {Мати} представляет собой обычное познание, получаемое с помощью обычных средств чувственного восприятия. Оно включает в себя {смрити} - память и {санджня} или {пратьябхиджня} - узнавание; {чурита} или {тарка} - индукцию, основанную на наблюдении; {абхинибодха} или {анумана} - дедуктивное рассуждение[13]. {Матиджняна} иногда делится на три части: {упалабдхи} восприятие, {бхавана} - память и {упайога} - понимание[14]. Матиджняна - это познание посредством {индрий}, то есть чувств и ума, который называется {аниндрия}, чтобы отличить его от чувств. Прежде чем достигнуть мати-джняны, мы всегда получаем предварительно чувственное представление, или {даршану} [[39]].
2) {Шрути}, свидетельство,- это познание, получаемое с помощью знаков, символов или слов. Если {мати-джняна} дает нам знание путем ознакомления, шрути дает только знание посредством описания. Шрути-джняна бывает четырех видов; {лабдхи} - ассоциация, {бхавана} - внимание, {упайога} - понимание и {ная} - аспекты значения вещей[15]. Ная упоминается здесь постольку, поскольку различные интерпретации текстов священных писаний стали предметом дискуссий.
3) {Авадхи} - это непосредственное познание вещей, даже отдаленных во времени и пространстве. Это - познание, получаемое посредством ясновидения.
4) {Манах-парьяя} - это непосредственное познание мыслей других, подобно телепатическому познанию умов других.
5) {Кевала}, совершенное знание, охватывает все субстанции и их модификации[16]. Это - всеведение, не ограниченное ни пространством, ни временем, ни объектом. Для совершенного сознания вся реальность понятна. Такое познание, которое независимо от чувств, познание, которое можно только ощутить, но не описать, возможно лишь для свободных от оков, очистившихся Душ.
Первым трем способам познания присуще ошибаться, тогда как последние два не могут быть неправильными[17]. Достоверность познания заключается в его практической эффективности[[40]], в том, что оно позволяет нам получить хорошее и избежать зла. Достоверное познание является верным представлением об объектах и потому практически полезно. Недостоверное познание представляет вещи в таких связях, в которых они не существуют. Когда мы ошибаемся, принимая веревку за змею, наше заблуждение, собственно, заключается в том, что мы видим змею там, где ее нет. Недостоверное познание подвержено противоречиям, тогда как достоверное познание свободно от этого. Ошибочное познание - это то, что характеризуется {саншайей}, или сомнением, (присущим мати и шрути), {випарьяйей} - ошибкой, или противоположностью истине (которая может быть найдена в авадхи), и {анадхаявашайей} - ложным знанием, вызываемым небрежностью и индифферентностью. Мы имеем восемь способов познания - пять правильных и три неправильных. И только один способ познания действует в определенный момент[18].
Познание бывает {пратьякша}, или непосредственное, когда оно получается немедленно, и {парокша}, или опосредствованное, получаемое с помощью какого-либо другого вида познания. Из этих пяти видов познания мати и шрути являются парокшей, а остальные виды - пратьякшей[19].
{Мати}, или обычное сознание, которое мы получаем посредством чувств и ума, есть {парокша}, поскольку оно зависит от чувств[20]. Некоторые, однако, рассматривают чувственное познание как {пратьякша}, то есть непосредственное. "Восприятие, или {даршана}, бывает четырех видов: восприятие, получаемое через зрительные ощущения, восприятие, получаемое через не зрительные ощущения, затем то, которое получается через способность {авадхи}, или ясновидения, и последний вид восприятия получается через {кевала}, или неограниченное восприятие, которое беспредельно и охватывает всю реальность"[21].
{Чайтанья}, или сознание, представляет собой сущность {дживы}, а восприятие {(даршана)} и ум {(джняна)} суть проявления чайтаньи[22]. С помощью джняны детали воспринимаются, а с помощью даршаны - нет. Даршана - это простое восприятие, джняна - концептуальное познание. "Восприятие общего {(саманья)} в вещах без частностей {(вишеша)}, присущих им, называется "даршана"[23]. Оно включает в себя несколько стадий, а именно:
1) {Вьянджана-аваграха}, где раздражение действует, на периферийные концы органов чувств и приводит субъекта в известное отношение с объектом.
2) {Артха-аваграха}, где сознание возбуждено и испытываются ощущения, где личность просто сознает данный объект.
3) {Иха}, где ум стремится познать детали объекта, их сходство и отличие от других.
4) {Авая}, где имеет место разграничение настоящего и прошлого и признание данного объекта как этого, а не того.
5) {Дхарана}, где мы узнаем, что ощущения раскрывают качества вещей. Возникает впечатление[24], с помощью которого мы можем вспомнить позднее о данном объекте[[41]].
Этот анализ раскрывает посредствующий характер восприятия, а также говорит нам о том, что вещи являются сверхдуховными реальностями. Джайнисты признают существование объективной реальности за и по ту сторону сознания, которая схватывается восприятиями и понимается интеллектом. Атрибуты и отношения вещей непосредственно даны в опыте и не являются продуктами мышления или воображения. Процесс познания не изменяет объекта познания. Связи между познанием и его объектом являются внешними по отношению к физическим объектам, хотя в случаях самопознания дело обстоит иначе. Сознание дживы всегда активно, и эта активность раскрывает как ее собственную природу, так равно и природу объекта. {Джнея} - объект познания - включает {я} и {не-я}. Как свет обнаруживает и самого себя и в то же время другие объекты, так равно и джняна раскрывает и себя и прочее.