Индийская философия (Том 1)
Джайнизм не считает бытие перманентным, лишенным становления, изменения и конца. Все возникает, продолжается и снова разрушается. Определение субстанции зависит от нашей точки зрения. Субстанция - это то, что всегда существует, подобно вселенной, которая не имеет ни начала, ни конца. Это субъект качеств и модификаций. Все, что имеет происхождение, существование и разрушение, является субстанцией. Кроме того, это именно то, что выполняет известные функции. Вообще говоря, существующие вещи должны рассматриваться как перманентные в отношении своей субстанции и случайные в отношении своих изменчивых аспектов. Материальные вещи продолжают существовать как материя; как частные вещи они изменяются. Бытие не неизменно по своей природе. Джайнисты не касаются трансцендентного бытия, а только бытия, известного из опыта. Вещи этого мира подвержены изменению, приобретают новые качества и теряют старые. Совместное обладание определенными качествами дает нам возможность сказать, что новое и старое являются формами единой субстанции. Реальность для них - это единство в различии и не что иное. Они принимают теорию {бхедаабхеда}, или различия в тождестве. Субстанция - это есть то, что сохраняется в своих качествах и модификациях и через посредство их. Субстанция и качество неотделимы. Вещь определяется как то, что обладает многими качествами[48]. Это - динамическая реальность, тождественность, которая изменяется[49]. "Субстанция, являющаяся единой извечной сущностью всех вещей и проявляющаяся в различных формах, имеет три отличительные черты - созидание, разрушение и становление - и может быть описана способом от противного"[50].
Качества, или {гуны}, извечны в субстанции так же, как материальность - в атомах, и они не могут существовать сами по себе. Основные качества следующие: 1) существование, 2) приятность; 3) субстанциональность, 4) познаваемость, 5) специфический характер, или тождественность, или сущность, 6) качество обладания каким-нибудь видом формы. Эти общие качества соответствуют дравьям, и каждая из последних также имеет свои собственные специфические черты. Мы не абстрагируем какое-либо из этих качеств и не доводим его до субстанционального уровня. Тем не менее "нет качества без субстанции и субстанции без качества"[51].
Теория ньяйи об абсолютном отличии субстанции от качества опровергается джайнистами. Вещь существует в качествах и через посредство их, а качества составляют вещь. Разница между субстанцией и качеством - в области их отношений, а не существования. "Если субстанция совершенно обособлена и отлична от своих качеств, в таком случае она может переходить в бесконечное число других субстанций; и к тому же, если качества могут существовать отдельно от своих субстанций, тогда вообще нет надобности в субстанции"[52].
Теория ниргуна-Брахмана, а равно и кшаника-вада безоговорочно отвергаются[53]. Отношение субстанции и качества может быть внешним, как, например, в выражении "корова Девадатты", или внутренним, как в выражении "высокая корова". "Подобно тому как {дхана} и {джняна} (богатство и мудрость) делают обладающих ими {дхани} и {джняни} - богатыми и мудрыми (хотя и выражают два способа отношений между ними - единства и разности), так и отношение субстанции и качества предполагает два аспекта - тождество и различие"[54]. "Отношение между субстанцией и качеством представляет собой одновременно тождество, единство, неотделимость и существенную простоту; единство субстанции и качества не является результатом объединения или сочетания"[55].
Дравья с качествами должна существовать в некоторой форме или состоянии. Эта форма существования есть {парьяя} и подвержена изменениям. Субстанция золота с его качествами ковкости и желтизны не подвержена изменению. {Гуны}, или качества, сохраняются, в то время как {парьяйи}, или формы, меняются. Существуют два вида парьяй, или модификаций: 1) Модификации существенных качеств вещи, или субстанции. Цвет воды может меняться, хотя цвет является постоянным свойством[56]. 2) Модификации случайных качеств, таких, как мутность. Вода не всегда должна быть мутной[57].
Вся вселенная бытия прослеживается вплоть до двух вечных несозданных сосуществующих, но независимых категорий - дживы и адживы. {Джива} - это наслаждающийся, а {аджива}, или {джада},- это доставляющий наслаждение. Имеющие сознание - это джива, а не имеющее сознания, то, что можно ощутить, испробовать, увидеть и попробовать, на вкус,- аджива. Последний лишен трех видов сознания. Это есть объект[58]. "Тот, кто познает и воспринимает различные объекты, желает удовольствий и боится страданий, поступает милостиво или жестоко и испытывает плоды всего этого,- тот и есть джива"[59]. Джива и аджива не соответствуют {я} и {не-я}. Именно эта объективная классификация вещей вселенной определяет разделение на дживу и адживу. Одушевленные существа состоят из души и тела, и их души, будучи отличны от материи,- вечны. Адживы разделяются на два основных класса - на тех, что без формы {(арупа)}, например дхарма, адхарма, пространство, время, и на тех, что имеют форму {(рупа), как пуд гала}, или материя.
Первой {аджива дравьей,} или неодушевленной субстанцией, является {акаша}, или пространство. Оно разделяется на: 1) часть, занимаемую миром вещей,{лока-акаша} и 2) пространство вне его, {алока-акаша}, которое абсолютно пусто и есть ничем не занятое бездонное ничто[60]. Относительно точки пространства, или прадеши, дается следующее определение: "Знай, что существует некая прадеша, которая заслоняется одним неделимым атомом пудгалы и которое может дать пространство всем частицам"[61]. В такой прадеше могут существовать один элемент дхармы, один - адхармы, одна частица калы, или времени, и многие атомы материи в тонком состоянии. Пространство само по себе не является условием движения и покоя[62]. Вещи, предоставленные самим себе в пространстве, привели бы к хаосу. Чтобы создать космос, они должны быть связаны законами движения и покоя. Дхарма является началом движения. "Дхарма лишена качеств вкуса, цвета, запаха, звука и контакта. Она пронизывает собой весь мир; сохраняется в силу своей нераздельности; имеет протяженность вследствие сопряженности с пространством. Хотя в действительности - {экапрадеши}, но во вьявахаре имеется множество прадеш"[63]. Дхарма - {амурта}, или бестелесна, сохраняется и не делится. "Она реально существует, потому что бесконечно проявляет бестелесную природу, {агурулагху}, и в силу своей диалектической природы - постоянство через видимость и невидимость. Сама оставаясь не затронутой движением, она обусловливает движение тех вещей, которые могут двигаться,- материи и жизни"[64], "подобно тому как вода, будучи сама индифферентна, или нейтральна, представляет собой условие движения рыб"[65]. Дхарма не имеет никаких специфических свойств материи, и все же Она - самостоятельно существующая реальность, лишенная всяких чувственных качеств. Она является посредником движения, а не его причиной. Адхарма - это начало покоя. Она также лишена чувственных качеств, бестелесная сосуществует с лока-акашей[66].
Эти два начала по своей структуре не активные, не физические, не атомные и не дискретные. Дхарма и адхарма суть нейтральные условия - {удасинахету} движения и покоя. Действующне причины отличны от них. Иначе объекты были бы всегда в движении или покое. Дхарма и адхарма не просто сопутствующие условия движения и покоя, но выступают как космические начала, образующие основу всех движущихся и покоящихся вещей этого мира. Они представляют собой соединяющего посредника, связующего хаотическую массу изолированных фрагментов в одно упорядоченное целое. Необходимо особо отметить, что дхарма и адхарма в философии джайнизма не должны приниматься за достоинство и недостаток - для этого имеются другие термины: {пунья} и {папа}. Дхарма и адхарма являются силами, которые вызывают движение и покой. Пространство совместно с дхармой и адхармой образуют условия для поддержания существования всех вещей, душ и материи. Пространство дает место для существования, дхарма дает возможность вещам двигаться или быть движимыми, а адхарма дает возможность находиться в состоянии покоя. Эти три функции-существования, движения и покоя приписываются в современной философии пространству. Они взаимно проникают друг в друга. С точки зрения локальности, все они одинакового размера и формы и представляют собой нераздельное единство. Они отличаются только по различию своих функций.