Последние дни Прабхупады. Дневник
Нам было приказано соблюдать экадаши на следующий день, а сегодня продолжать есть зерно. Прабхупада комментировал:
— Большие-большие обезьяны. Большое-большое брюхо.
Джентльмен, который продал землю для Гурукулы во Вриндаване, тоже приготовил обед для Прабхупады и хочет делать это ежедневно. Но Прабхупада неохотно ел пищу, приготовленную им. Он велел мне сказать этому человеку, что мы едим только то, что приготовлено учениками, но если он хочет, он может приносить бхогу, а мы здесь будем готовить.
Пришел один человек с женой и сыном и попросил посвящения. Завтра утром будет церемония. Впрочем, сын не получит посвящения, потому что в школе, где он учится, детям дают мясо.
Прабхупада сказал, что во время даршана никто не должен спорить с ним. Он спрашивал, как поклоняются Божествам в разных местах.
Прабхупада снова проявил интерес к выбору места в Кашмире. Примерное расписание выглядит так: 29 мая мы покидаем Ришикеш, останавливаемся на отдых в Нью-Дели 30-го, и 30-го – 1-го продолжаем свое путешествие в Шринагар. Пробыв там месяц мы едем во Вриндавану, где проведем июль.
14 мая
Сегодня вернулся из Чандигарха Чайтья-гуру и привез Шриле Прабхупаде полный ящик манго, вишен, слив, нефелиумов Толковые словари, которыми располагаю я, не сообщают ничего о litchis Перевод: нефелиум (Nephelium gen.). Британника сообщает о рамбустане (рамбустан, рамботан и т.д.) Nephelium lappaceum. Это, правда, не тот нефелиум, но, по крайней мере, семейство одно. Это ярко-красный плод с кожурой, размером с куриное яйцо. Мякоть сочная, кисловатая, вкусная. и яблок.
Как только Прабхупада увидел нефелиумы, он тут же захотел попробовать их. Он рассказал нам, что когда был мальчиком, его отец покупал нефелиумы и вешал их на стену, и маленький Прабхупада всегда выпрашивал их. Чайтья-гуру пригласил Прабхупаду посетить Чандигарх и Солон, и Шрила Прабхупада согласился, тем самым отменив вчерашние планы. Предположительно мы должны выехать в Чандигарх на машине 20 мая, в пятницу. Там в субботу состоится пресс-конференция и церемония принятия санньясы, а в воскресенье будет большая программа. Затем, 23 мая мы выедем в Солон. Чайтья-гуру сказал, что там намного прохладнее, чем в Ришикеше, и много прекрасных фруктов и овощей.
Чайтья-гуру рассказал Шриле Прабхупаде о программе в Гаудия Матхе, куда он был приглашен. Один духовный брат Шрилы Прабхупады сказал, что Прабхупада превосходный бизнесмен и учит своих учеников тому же. Прабхупада на это сказал, что многие его духовные братья завидуют ему и считают его завзятым карми.
Шриле Прабхупаде очень понравились сегодняшние экадашные блюда. Он попросил завтра снова приготовить их. Он хочет попытаться не есть зерна.
15 мая
Прошедшей ночью Шрила Прабхупада не мог ни спать, ни работать. Дул сильный ветер, знаменовавший начало сезона дождей, потом пошел дождь. Во всем Ришикеше отключили свет, и Шрила Прабхупада был лишен возможности читать и переводить Шримад Бхагаватам. Вентиляторы не работали, а окна пришлось закрыть, чтобы их не разбило ветром, поэтому в комнате было жарко, и Шрила Прабхупада не смог как следует отдохнуть. Он позвал меня в 5:30 утра и выглядел очень слабым. Я массировал его около часа. Позже он сказал мне, что массаж принес ему большое облегчение. Большое беспокойство доставляли стиральщики, которые шлепали своим бельем прямо на ступеньках гхата. Гостиницы за рекой тоже шумели. Это место, которое совсем недавно казалось нам райским, быстро превратилось в ад. Темно, электричество выключено, ветер воет и поднимает тучи песка, и никакого покоя и тишины.
Во время даршана Прабхупада привел такой пример: если у рубашки есть рукава, а у брюк есть штанины, то значит и тело внутри этой одежды должно иметь и руки, и ноги. Так же обстоит дело и с душой и телом. Так как же можно говорить: «Ниракара»? Отставной судья перевел на хинди решение Нью-йоркского суда. На него произвело большое впечатление, что такое благосклонное решение было вынесено зарубежным судом.
Сегодня вечером я обратился к Прабхупаде по поводу увеличивающихся отеков на его ногах и руках. Прабхупаду это рассердило, и он сказал:
— Чего ты пристаешь ко мне с этим?
— Я думаю, это моя обязанность, — ответил я.
Прабхупада сказал:
— Это мое тело, а я не беспокоюсь.
И тут я увидел его совершенное сознание. Впрочем, спустя немного времени Прабхупада сказал:
— С материальной точки зрения, это нехороший признак. Если ты считаешь, что можешь предвидеть, как все обернется в мое отсутствие, чтобы все шло хорошо после моего ухода, составь завещание, я подпишу.
Я сказал, что всегда думал, что Прабхупада сам определяет время своего ухода из тела, а Прабхупада сказал, что все в руках Кришны. Если Кришне угодно, он может остаться здесь еще на десять-двадцать лет, а если Кришна захочет забрать его, он уйдет в один момент. Я сказал, что мы молим его остаться, а Прабхупада ответил, что мы многое могли бы сделать. Он добавил:
— Но я совершенно уверен, что сейчас я еще не уйду.
Я спросил, почему Кришна может забрать его, если Шримад Бхагаватам еще не закончен, и храмы в Индии еще не устроены должным образом.
— Ладно, — прервал меня он, — это очень сокровенная тема. Ты лучше подумай о завещании.
16 мая
В 1:30 утра Шрила Прабхупада внезапно позвал меня. Из-под своей противомоскитной сетки он сказал:
— Как я и говорил тебе, это нехорошие симптомы. Я хочу немедленно уехать во Вриндавану. Если я умираю, то пусть это произойдет во Вриндаване. Во сколько мы выезжаем?
Я сказал, что около 6 часов. После небольшого совещания, мы решили попытаться взять билеты на этот день на поезд, прежде, чем отправиться в путь на машине. Всю ночь мы паковали вещи, а затем я прикорнул на несколько минут в гостиной Прабхупады. Прабхупада вышел в 4:30 и сказал, что за всю ночь ему не удалось уснуть ни на минуту. Как только он ложился, у него начинался спазм сосудов сердца. В 6 утра я поехал на железнодорожную станцию в Хардвар, но лишь для того, чтобы узнать, что все билеты на утренний поезд проданы. А на дневной поезд, который отходил в час дня, заказывать билеты было нельзя. В этих условиях я не хотел рисковать, привозя сюда Шрилу Прабхупаду. Вернувшись в Ришикеш, я нашел Прабхупаду сидящим и беседующим с г-ном Сетхи, управляющим Ганга Даршана, в ожидании моего возвращения. Я отчитался, и мы решили назначить выезд на 10 утра. Прабхупада принял короткий массаж и омовение. С собой мы взяли только фрукты и сабудану. Sabudana. Что это, о Боже мой? Когда мы выезжали, Шрила Прабхупада очень красиво восседал в паланкине, который нес его к лодке, на которой мы должны были переправиться через Гангу. Когда Прабхупада отметил красоту Ганги, я зачерпнул для него немного воды, которой он побрызгал себе голову. Множество паломников, ожидавших на том берегу, были счастливы этим нежданным даршаном чистого преданного Господа. Кришна очень заботится о Своих чистых преданных. Как Он организовал церемонию отъезда Прабхупады, в которой приняли участие множество паломников, предлагавших ему свои поклоны! Мы посадили Прабхупаду в машину и отбыли в Дели — Прабхупада, Упендра и я, и Дамодара Пандита за рулем. Ехали мы без приключений и через четыре с половиной часа прибыли в Дели, к удивлению президента делийского храма, Бхагавата-ашрайи и всех преданных. По дороге Прабхупада велел нам купить какади, что-то вроде тонких маленьких огурцов, которые, как он сказал, уберегут нас от жажды.
Прабхупада попросил меня отменить программы в Чандигархе и Солоне. Когда я сказал, что он выглядит просто счастливым, что едет во Вриндавану, он ответил:
— Да, Вриндавана — мой дом, а Бомбей — моя контора.
Днем Прабхупада смог, наконец, отдохнуть. Когда он проснулся, перед ним стояла тарелка маха-прасада. Он отведал его и похвалил роскошное подношение Божествам. Впрочем, б'ольшая часть того, что он ел, застревала у него в зубах.