Последние дни Прабхупады. Дневник
После прогулки Яшоданандана Махараджа предложил свои молитвы, сочиненные в том же духе, что и раньше, и Прабхупада сказал:
— Я не имею ничего против. Мне нравится ваше общество, и во всех наших храмах — настоящая Вайкунтха. Мой Гуру Махараджа ушел в состоянии глубокого неудовлетворения. Но я — ничуть. На все воля Кришны.
Однако горячая любовь и забота преданных и их желание, чтобы он оставался с ними, тронули Шрилу Прабхупаду. Он больше не говорит с такой уверенностью о смерти, и выглядит получше. После этого разговора он поел немного твердой пищи.
Он поговорил с Джаяпатакой о некоторых своих духовных братьях из Гаудия Матха, процитировал бенгальскую поговорку, и перевел ее:
— Если кто-то может извлечь выгоду из дующего ветра, мимо он не пройдет. Ужас! Может быть, у тебя получится лучше? By passing wind, if there is somebody benefited, they’ll not pass.
Наш комитет встретился со Шрилой Прабхупадой и внес предложение о том, как дальше быть со счетами Шрилы Прабхупады. Он одобрил все наши предложения. Днем мы задавали Прабхупаде вопросы, и он дал нам наставления.
— Члены Джи-Би-Си назначаются пожизненно. Если найдется какой-то опытный и разумный человек, его можно добавить в состав в качестве дополнительного члена, но никак не взамен кого-то. Но если человек не соблюдает общих принципов, его нужно заменить. Я выбрал нескольких из вас, чтобы вы давали посвящения ученикам. Те, кому они дадут посвящения, станут их учениками, а моими духовными внуками. Они становятся гуру по моему приказу. Амара аджняйа гуру. Если человек не осознал себя, он не может переводить, и его не надо публиковать.
К составу Джи-Би-Си был добавлен Васудева.
В конце дня пришел Нараяна Махараджа из Гаудия Матха. Он дал несколько медицинских советов и провел киртану.
Вчера Прабхупада три раза за день поел жареной пищи. В последний из этих трех раз Бхавананда Махараджа и я попытались предостеречь Шрилу Прабхупаду. Он рассердился и сказал:
— Теперь давайте мне есть, что я захочу.
Одно из двух: «Хорошо то, что вызывает аппетит» или «Положение настолько безнадежно, что уже не важно, что я ем». Когда он начал есть, мы внимательно наблюдали за ним, и он сказал:
— Не смотрите!
Это тоже может означать одно из двух: «Не смотрите, как я убиваю себя, поедая то, что причинит мне вред» либо «Нечего смотреть на меня, когда я ем, потому что это отбивает мне аппетит». Эти различные значения можно приложить также к убийству Кришной Путаны. Потом Прабхупада сказал:
— Яд иногда может стать лекарством.
29 мая
Приехал Хари-шаури и сразу же присоединился к киртане. Когда он уже собирался уходить, он сказал, что пойдет и побреется. Прабхупада сказал:
— Да, а то ты стал таким красивым, прямо как Бхагавата дас, — намекая на отросшие волосы Бхагавата даса.
Прабхупада еще сказал:
— У всех всегда находятся извинения, но я не принимаю их. Это все влияние хиппизма. Семена хиппизма лежат в глубине сердца, и при первой возможности прорастают и приносят плоды. Вот смотрите: сейчас поля сухи, но как только пройдут дожди, сразу вырастет много растений. Мы должны придерживаться принципов. Если ты одеваешься так, а другой санньяси — иначе, один санньяси бреет голову, а другой отращивает волосы, люди будут думать, что у нас нет принципов. Везде пишут: «С выбритой головой».
Он привел в пример Ади-кешаву, который заставил людей говорить, что у нас нет принципов, когда первый вышел с длинными волосами и в костюме.
— Почему сейчас нельзя распространять наши книги с бритой головой, как много лет назад? И тилака нужна. Здесь в Индии вас не принимают всерьез. Они думают, что все это, кроме моих книг и Божеств, просто хиппизм. Все потому, что нет стандарта. Вот и Гаргамуни и Гуру-крипа приводят какие-то оправдания, но я их не принимаю.
— Вы можете петь «Шри Кришна Чайтанья» или «Джая Шри Кришна Чайтанья», но только не «бхаджа». Просто славьте этих Пятерых, и они позаботятся о вас.
Я сказал Прабхупаде, что мы устроили собрание, чтобы еще больше освободить его, но на него это не произвело никакого впечатления, и он сказал:
— Проблема в том, что у вас нет мозгов.
Сегодня днем Киртанананда Махараджа стал массировать стопы Прабхупады. Прабхупада же наставлял его:
— Кастрируйте быков, когда они молоды, тогда они будут послушными и их можно будет запрягать. Никаких машин или тракторов, которые есть не что иное, как олицетворенная смерть. Вам не нужно электричество или скоростные средства передвижения. Фермы — это важнейший проект.
Потом Киртанананда ушел.
Брахмананде Шрила Прабхупада сказал:
— Ты станешь величайшей личностью в истории Африки. Устрой ферму, раздавай прасадам и пусть люди танцуют. Я видел это в Детройте. Они приходили в наш храм, и у них были счастливые лица. Африка — это огромное поле.
Вечером Прабхупада спросил Джаяшачинандану о делах в храме Радха-Дамодары. Джаяшачинандана сказал Прабхупаде, что он отослал туда свою жену. Вид у Прабхупады при этом был очень недовольный. Тогда Гаргамуни Махараджа сказал, что с этого момента он сам будет следить за всеми делами, и Прабхупада сказал, что он самый подходящий для этого человек.
Ночью Прабхупада очень бранил Раджива Гупту, который просил дать ему посвящение, но не хотел обрить голову. Прабхупада особенно подчеркнул, что ученик должен быть совершенно искренним.
30 мая
Рано утром Прабхупада попросил дать ему рубашку. Акшаянанда Свами случайно надел ее задом наперед, но, когда он спросил, не исправить ли, Прабхупада ответил:
— Моя мать всегда надевала мне рубашку задом наперед, чтобы я не мог снять ее. Теперь я снова становлюсь как ребенок.
Брахмананда стал вспоминать детские игры Шрилы Прабхупады. Когда Прабхупада видел троллейбус, который движется потому, что присоединен к проводам, он думал, что если его самого присоединить к проводам, он тоже поедет. Прабхупаду развеселили эти воспоминания. Он еще вспомнил, что когда Балмер Лори рекламировал вентиляторы, он думал, что внутри вентилятора сидит дух и крутит лопасти.
Во время утренней киртаны читали стих о предании себя через служение чистому преданному. Прабхупада попросил каждого высказать свое понимание этого предмета. Потом он заговорил об анартхах — сексе и т.д. — которые совершенно не нужны для жизни.
Судама Махараджа уехал. Прабхупада подал ему руку, благословляя, и велел ему развивать свою театральную группу и возить ее по всему миру, особенно в Россию. Судама плакал и благодарил Прабхупаду, выражая свою вечную признательность духовному учителю.
Сегодня назначено посвящение новых санньяси: Чайтья-гуру, Гопинатха и Прем Йоги. По поводу Прем Йоги Прабхупада сказал Бхавананде Махарадже:
— Сделайте церемонию очень роскошной, чтобы он прочувствовал, что принимает санньясу.
Прем Йоги показал Шриле Прабхупаде несколько иллюстраций к Шримад Бхагаватам, Пятой Песни, и кратко объяснил их. Прабхупада был впечатлен его правильным пониманием. Прабхупада показал ему модель Маяпура и объяснил, что мы собираемся там делать. При этом Шрила Прабхупада выразил свою позицию:
— Мы должны строго следовать описаниям, данным в Бхагаватам. Поскольку мы собираемся вкладывать много кроров рупий в это дело, обязательно найдется немало желающих найти недостатки в нашем деле, поэтому «жена Цезаря должна быть вне подозрений». Все, что мог, я объяснил в моих книгах. Сейчас я уже не могу как следует работать головой. Вы, молодые люди, должны нагрузить свои мозги изучением описаний на санскрите и английском, а потом изобразить все это.
Прабхупада еще упомянул, что между этой планетой и другими планетами есть связь.
— Место этой связи находится в Швейцарии. Там есть большая гора, которая уходит вверх все выше и выше, так высоко, что ее вершины не видно. Она достигает других планет. Я видел ее.