Последние дни Прабхупады. Дневник
Шрила Прабхупада околдовал нас всех своими милостивыми наставлениями. В заключение он сказал:
— У меня столько мыслей, но жизнь моя подходит к концу.
В конце дня пришел внук почившего Хануман Прасада Поддара из «Гита Пресс», Горакхпур. Сначала ему было сказано, что доктор не велел Прабхупаде принимать посетителей, но когда я вошел в комнату Прабхупады с коробкой манго, которые передал с г-ном Поддаром Джайдаял Дальмия, Прабхупада спросил, кто привез эти фрукты и попросил меня пригласить этого человека. Прабхупада очень душевно спросил, как поживает каждый член семьи. В конце беседы внук попросил разрешения прикоснуться головой к лотосам стоп Прабхупады, и он согласился. Посмотрев на меня Прабхупада сказал:
— Он мне как внук. К нему особое отношение.
Позже молодой человек рассказывал мне, что у его деда и Прабхупады были одинаковые взгляды, но его дед не хотел покидать Индию. Он, впрочем, признал, что Прабхупада сделал в сотни раз больше, чем его дед.
26 июня
Шрила Прабхупада спокойно проспал всю ночь, но не занимался переводом. В конце концов он согласился принимать лекарство Бхагатджи.
Шрила Прабхупада дал Шатадханье Махараджи новую мантру для прославления здешних Божеств: «Джая Нитай-Гаура Радха-Шьяма, Джая Кришна-Баларама».
Прабхупада говорил о разуме животных. Например, когда змея сражается с мангустой, случается, что змея жалит мангусту. Ужаленная ядовитой змеей мангуста бежит и находит определенное растение и натирается им. (Прабхупада изображает, как мангуста трется о растение). Потом она снова бросается в бой.
После даршана Прабхупаду посетили Д-р О.Б.Л. Капур и Сурендра Кумар. Сурендра Кумар очень помог нам во взаимоотношениях с г-ном Ваджпаи, и Шрила Прабхупада хочет, чтобы Гопала Кришна всегда пользовался помощью Сурендры Кумара в этих вопросах. Прабхупада объяснил, что политики любят иметь дело с личностью.
Вечером, когда я выразил восхищение книгами Шрилы Прабхупады, Шрила Прабхупада заплакал и сказал:
— Я всего лишь ребенок. Но я старался доставить радость моему Гуру Махарадже. Не я писал. Это все Кришна. Кришна и мой Гуру Махараджа.
Позже Шрила Прабхупада отругал Упендру, что он оставил дверь в свой кабинет открытой. При этом он сказал:
— Я браню тебя очень строго. Но на самом деле я молюсь Кришне: «Я не могу освободить их. Сделай это Ты».
27 июня
«Мои Шримад Бхагаватам и Чайтанья-чаритамрита не имеют себе равных в мире. Это драгоценные камни. Их оценил весь мир. Д-р О.Б.Л. Капур хочет, чтобы мы продавали его книги. Зачем? Если мы можем получать по восемьсот рупий за Чайтанья-чаритамриту, зачем нам продавать твои книги по пять рупий? Прабхупада хотел, чтобы ты присоединился, ты не захотел, а теперь приходишь и предлагаешь нам продавать твои книги. Ты цитируешь Рамакришну, но Гуру Махараджа называл его «муркха пуджари». Бон Махараджа тоже стремился к мирскому почету. Поэтому Гуру Махараджа не любил его».
Когда кто-то оставил дверь открытой, Прабхупада проворчал:
— Американцы — избалованные дети.
Шрила Прабхупада о Санджае Ганди:
— Чанакья Пандита сказал: «Если в лесу есть одно благоухающее дерево, весь лес благоухает. Подобным образом, если в одном дереве в дупле загорится огонь, он может уничтожить весь лес».
Яшоданандане, который вошел и забыл закрыть за собой дверь, Шрила Прабхупада сказал:
— Ты научился столь многим вещам, но только не закрывать за собой дверь. Когда я был школьником, один мой одноклассник пришел на экзамен и забыл закрыть за собой дверь, и провалился. А другой закрыл дверь и сдал.
«Во Вриндаване все домохозяйки ходили жаловаться Матери Яшоде на несносного Кришну. Она все бросала и слушала. Как обычному человеку понять эту философию? Но Кришна обещает, что каждый, кто будет слушать о Его проказах, будет освобожден».
«В Бенгалии берут горячий рис, немного гхи, лайм и нарезанный portal (портулак?) и немного красного перца. О! Это так вкусно!»
Днем Шрила Прабхупада не мог переводить потому что шли какие-то ремонтные работы, и электричество отключали. Когда я вошел, я услышал еще и крик ребенка.
— Это проблема нашего общества, — сказал Шрила Прабхупада. — Приходит женщина, и потом они, муж и жена, заводят детей. Они не созданы для духовной жизни. Они приходят за сексом. Они хотят наслаждаться. Они находят себе мужа или жену, занимаются сексом, делают детей, потом меняют мужа или жену. Прямо как собаки, ходят и вынюхивают: одно влагалище, другое… Это не брак. Это провал. Почти все без исключения, такие браки разваливаются. Они не хотят брать ответственность, но хотят секса. Они хотят наслаждаться сексом, а потом укрыться в ИСККОН. Я сказал им все устроить как надо, условия для жизни, все. Живите как благородные люди. Но они не могут. Они совсем не благородны.
Вечером пришел Джайдаял Дальмия со своей семьей. Шрила Прабхупада велел мне прочитать им, как и другим гостям, югославский отчет Гханашьямы. Потом Прабхупада сказал:
— Мой Гуру Махараджа всегда говорил: «Если вы чисты, множество богатых людей сами упадут к вашим ногам. Зачем вам ходить за ними?»
Сегодня Прабхупада разместил один лакх рупий в Индийском Заморском Банке Вриндаваны, чтобы побудить их скорее занять помещение в здании гурукулы. В то же время прямо напротив, через улицу открылся филиал Банка Аллахабада, получив разрешение Резервного Банка открыться вместе с нами. Увидим, какой же банк придет сюда в будущем.
Поздно вечером пришел г-н Арора, чтобы взять у секретаря оригинал завещания. После его ухода Шрила Прабхупада сказал:
— Следующий шаг будет состоять в том, чтобы когда я умру, получить решение суда о том, что это действительно мое завещание. Нужно все это провести очень аккуратно. Там ясно сказано: «Если лицо не является моим учеником, оно не может быть назначено». Тут так много людей приходит. Дальмия приходит. Они в восторге, это потрясающее движение.
Прабхупада выслушал, как я читал завещание.
Когда Прабхупада встал, чтобы его отнесли наверх, он сказал:
— Когда я был один, у меня не было собственности, не было и тревоги. Теперь я не один, и много собственности, и много тревог. Но тревоги все таки не так много. Мой Гуру Махараджа часто говорил: «Нельзя бросать дело, которое можно сделать для Кришны».
Еще Шрила Прабхупада сказал, что к вриндаванскому комитету душеприказчиков надо добавить Яшоданандану Свами.
В середине ночи Шрила Прабхупада вызвал меня. Он не мог уснуть: мысль о завещании не давала ему покоя.
— Вы выбрали кого-то из Джи-Би-Си, кто смог бы добиться успеха, когда я умру?
Я ответил, что нам казалось, что мы должны управлять вместе, сообща, потому что никто из нас не превосходит других качествами.
— Да, каждый из вас может быть ачарьей в своей зоне.
Потом он спросил:
— Зачем ты решил ехать в Китай?
Утром я спрашивал о Дхриштадьюмне и о моем плане поехать в Китай, но Шрила Прабхупада отговорил меня. Сейчас я объяснил ему, что мои духовные братья критиковали меня за то, что я не действую в соответствии с приказом. Чтобы избежать этой критики, я хотел поехать, но на короткое время. Шрила Прабхупада сказал:
— Не езжай! Я хочу обучить тебя. По крайней мере один из вас должен знать все, иметь квалификацию.
Я ответил, что у меня совершенно нет качеств, чтобы быть избранным из всех, и что меня абсолютно удовлетворяет служение в качестве секретаря Шрилы Прабхупады. Я понимаю, что Шрила Прабхупада просто хочет, чтобы я не был таким неустойчивым и непоседливым. Он хочет, чтобы мой ум сосредоточился на моем секретарском служении. Я этого и желаю.
28 июня
Проснувшись сегодня утром, Шрила Прабхупада сказал, что чувствует себя лучше после лечения лекарством садху, и попросил нас приобрести еще [этого лекарства].
Шрила Прабхупада становится разговорчивей. Сегодня утром, сидя в совей комнате наверху, где он теперь, с приходом муссона, переводит, он долго беседовал о варнашрама-дхарме и о положении женщин.