Последние дни Прабхупады. Дневник
— Да благословит тебя Кришна. Все это благословения Кришны. Это не обычные переживания.
Прабхупада заявил:
— Каждый в материальном мире — безумец. В том или ином. Но безумен каждый.
С утра дочь Кутичук играла с подружками. Роясь в мусоре она нашла какие-то выброшенные таблетки и съела их. Через несколько минут она впала в кому, а еще через некоторое время умерла. Родители привезли ее во Вриндавану всего несколько недель назад. Она немного отставала в развитии. Мы рассказали Шриле Прабхупаде о ее смерти. Он сказал:
— Вот в чем опасность аллопатической медицины. Эта смерть — это судьба. Она нашла их в мусоре. Никто не давал ей их специально, это судьба.
На следующее утро Прабхупада сказал мне:
— Я думаю о девочке, которая отравилась. Это несколько загадочно.
Я спросил, какова судьба тех, кто умирает в коме, но во Вриндаване. Шрила Прабхупада ответил:
— Предполагается, что они получают освобождение. Личное освобождение.
Во Вриндаване было два художника: Пушкара даса и Панду даса. Оба писали картины, а закончив их, принесли их и показали Шриле Прабхупаде. На картине Пушкары был изображен Кришна, играющий на флейте, и несколько мальчиков-пастушков вокруг Него. Когда Его Божественная Милость увидел ее, он сказал:
— Не выдумывайте ничего. Что это нарисовал?
Пушкара объяснил, что он прочитал в «Нектаре Преданности», как Кришна играет со Своими друзьями, и почувствовал вдохновение написать эту сцену. Он сказал, что это удивительно, что игры Кришны бесконечны. Прабхупада тут же предостерег его:
— Нет. Не говори, что они бесконечны. Кришна бесконечен. Но мы конечны. Не выдумывай ничего такого, чего нет в книгах.
Панду нарисовал Гаура-Нитай. Прабхупаде картина, похоже, очень понравилась, и он велел повесить ее в его комнате. Однако присмотревшись, он сказал, что Господь Чайтанья изображен на картине слишком темным. Он должен быть светлокожим.
Днем мы читали Шриле Прабхупаде письма. Мы — это Сатсварупа, Гуру-крипа, Мадхудвиша, Шрутикирти и я. Когда мы пришли после обеда, Прабхупада сказал:
— Как только я доберусь до фермы в Пенсильвании, все станет хорошо.
Один астролог из Тирупати прислал гороскоп. Д-р Аркасомайяджи, астролог, составив гороскоп Прабхупады сделал следующее наблюдение:
— Прабхупада есть аватара-пуруша. Его жизнь более благочестива, чем вообще может быть человеческая жизнь в эту эпоху Кали. Будучи дживан-муктой, он очень могуществен, благодаря своему духовному статусу, он велик, хотя и не заботится о преходящем. Продолжительность его жизни очень велика. Теперешнюю его болезнь можно рассматривать как следствие изнурительной сверхсильной работы как тела, так и ума — ума также, потому что он страстно желает исполнения своих определенных планов. Сейчас он приближается к концу Кету-дасы, а эта даса, которая началась 19 января 1971 года и продлится до 19 января 1978, является дасой окончательного оформления дживан-мукти. К 19 января 1978 года Шрила Прабхупада должен завершить установление так сказать божественного порядка, среди людей, трудящихся под покровом темной материальной ментальности и не вполне человеческих стремлений. Я ясно вижу и уверен, что он сможет преодолеть эту болезнь силой своей духовности и у него будет возможность исполнить свою миссию, дожив до 19 января 1984, то есть, до начала Шукра-крипы.
Этот астролог, доктор наук, обладатель ученых степеней в области астрономии и астрологии, подтверждал все свои утверждения, подробно представляя позиции планет и астрологические вычисления. Выслушав чтение гороскопа, все присутствовавшие преданные остались очень довольны. Шрила Прабхупада подтвердил: «Вычисления хороши. Он образованный ученый».
В конце дня повидать Шрилу Прабхупаду пришел управляющий Пенджабским Национальным Банком. Прабхупада хотел дать Гуру-крипе Свами право распоряжаться вриндаванскими срочными вкладами. Управляющий, который был против этого, привел множество доводов, ни один из которых не был существенным, но поскольку он был так категорически против того, чтобы вкладами распоряжался иностранец, Шрила Прабхупада оставил эту затею. Я опасаюсь, что если со Шрилой Прабхупадой что-нибудь случится, Банк может попытаться воспрепятствовать нам распоряжаться этими депозитами, оспаривая наше право подписи в суде. Когда посетители ушли, Шрила Прабхупада сказал, что есть такая индийская поговорка: «Деньги и жену всегда держи при себе. Иначе их можно лишиться». Прабхупада согласился со мной, и в середине ночи позвал меня и сказал:
— Не беспокойся. Я могу получить деньги в любое время. По крайней мере сейчас, я знаю, что они готовы. Сейчас, увези меня на некоторое время в Америку, чтобы там не было бизнеса.
25 августа
Ночью Шрила Прабхупада был очень слаб. Всю ночь он просыпался и стонал. Он сказал:
— Прошлой ночью у меня была колика. Боль непереносимая. Я прихожу в ужас при одном воспоминании о ней. Это из-за слизи. Несварение. Это очень критическое положение.
Из-за сильной боли мы позвали кавираджу. Он пришел и сказал, что все это из-за несварения. Он вдохновил нас, сказав, что на самом деле состояние Прабхупады улучшается. Он дал ему лекарство «лаван бхаскар».
В середине дня мы сообщили Шриле Прабхупаде, что в лондонском аэропорту забастовка. Из-за несварения Прабхупада решил отложить свою поездку в Лондон. По расписанию мы должны были выехать из Вриндаваны завтра утром, но нам пришлось свой выезд отложить.
Всю ночь и весь день Прабхупада пытался вырвать. Он подумывал, не принять ли ему «Лазикс». Если бы ему удалось испражниться и помочиться, это автоматически вернуло бы ему аппетит. Уже полгода ни врачи, ни медикаменты не помогают ему восстановить аппетит.
Сегодня вечером Шрила Прабхупада вызвал нас наверх и попросил помочь ему. Из-за боли он не мог сидеть в одном положении больше нескольких минут. Я определил область боли. Это была область прямой кишки. Мы решили сделать Шриле Прабхупаде клизму, и отнесли его в ванную и положили. Гуру-крипа и Упендра руководили процедурой, а мы с Мадхудвишей помогали им. Шрила Прабхупада полностью доверился нашей заботе. Все врачи промахнулись, но Шрила Прабхупада полностью доверяет своим любящим ученикам. Словно маленький ребенок, он позволил нам делать с собой все, что нам казалось правильным. Мы сделали ему три клизмы. Потом Бхагатджи предложил нам завернуть асафетиду в хлопок и положить Шриле Прабхупаде в пупок, чтобы вывести газы. Прабхупада согласился и на это. В конце концов я дал ему изрядную дозу магнезии. Ночью Шрила Прабхупада смог, наконец, облегчиться.
26 августа
Когда Прабхупада проснулся, он был слаб, но уже не страдал от газов. Мы стали беседовать о Порт Рояле, ферме в Пенсильвании, и как она будет развиваться в соответствии с принципами варнашрамы. Потом Шрила Прабхупада дал ферме имя, назвав ее «Гита-нагари». Он сказал, что сельское хозяйство — это наидостойнейшее занятие для домохозяев.
Я рассказал Прабхупаде, как сильно все преданные хотят ему служить.
— Это, — сказал он, — и есть любовь. Ты служишь мне сверх обязанности, и тебе все кажется недостаточно. Так же и у гопи с Кришной. Это из-за любви.
Прабхупада дал мне поручение получить для него американское гражданство.
Сегодня утром Балаванта вернулся во Вриндавану. Билеты на субботу мы не сдавали, потому что оставалась еще возможность, что Шрила Прабхупада поправится и решит ехать. По воле Кришны, именно это Шрила Прабхупада и решил сделать.
В полночь мы выехали в аэропорт Дели. Шрила Прабхупада лежал на ложе, устроенном на заднем сидении «Мерседеса». Когда мы приехали в аэропорт, Балаванта Махараджа уже был там, чтобы проводить Шрилу Прабхупаду.
Отъезд наш проходил не совсем гладко, возникли некоторые трудности на таможне и на границе. К тому времени, как мы оказались на борту, тело Шрилы Прабхупады отекло больше, чем за много последних недель. Наша группа состояла из Его Божественной Милости, Гуру-крипы Махараджи, Прадьюмны с женой, Абхирамы с женой, Упендры и меня.