Последние дни Прабхупады. Дневник
Прабхупада думал о Маяпуре и о том, как защитить наши интересы там, весь день. Он сказал:
— Это собственность Чайтаньи Махапрабху. Только внешне он выглядит как американский храм. Мои духовные браться согласились сотрудничать. Мы должны сотрудничать так, чтобы на американскую собственность не посягало коммунистическое правительство. Без помощи местных преданных защитить эту собственность будет очень трудно. Я знаю, как это сделать, но сначала надо получить отчет о том, насколько они сотрудничают. Я хочу в каждой деревне проповедовать эту Харе Кришна киртану, раздавать прасадам и продавать книги. Давайте сотрудничать. Если бы все это происходило во времена Кришны, агрессоры были бы лично убиты Кришной.
Сентябрь 1977
1 сентября
Сегодня я прочитал вырезку из маврикийской газеты. Похоже, автор ехал в одном поезде с Прабхупадой в Ришикеш. Его статья была основана на лекции, которую Шрила Прабхупада дал в Ришикеше и была очень доброжелательной и точной. Днем Прабхупада попросил меня снова прочесть ее ему.
2 сентября
Жена Абхирамы купила Прабхупаде новые солнечные очки. Прабхупада сразу узнал фирму — «Цейс».
— Я обычно покупал цейсовскую оптику для своей «Праяг Фармаси» в Аллахабаде. Твоя жена очень добра. Она мне нравится. Если она подарила, я должен носить.
Так что теперь Прабхупада носит их. Они гораздо лучше предыдущих, которые возвращены Гуру-крипе Махапрабхуе в качестве прасада.
Сегодня Гуру-крипа Махапрабху и Бхагаван Прабху уехали, чтобы вернуться к местам своей проповеди.
Поговорив по телефону с Рамешварой сегодня днем, я представил Прабхупаде предварительный отчет об открытии храма на Фиджи. Народ принял этот храм как официальный индуистский. Люди выстаивают многочасовые очереди, чтобы увидеть Кришна-Калию, а женщины складывают к стопам Божества свои украшения. Яшоданандана Махараджа очень искусно провел церемонию. Рамешвара называет открытие храма самым удачным событием в истории ИСККОН.
Я повторил для Шрилы Прабхупады утверждение Рамешвары Махараджи о том, что когда люди узнают правильную концепцию вселенной и поймут, что правительство надуло их, это будет крушением западной цивилизации. Во всем мире начнется бунт. Шрила Прабхупада, похоже, принял это и сказал:
— Однако мы не давим их. Мы предлагаем позитивную альтернативу. Мы не стремимся превратить их в ноль.
3 сентября
Прабхупада спросил, каков будет наш дальнейший маршрут. Похоже, что он собирается дальше.
Когда Джаятиртха Прабху собирался уезжать, Шрила Прабхупада заплакал, благодаря его за то, что он здесь так все привел в порядок, хотя время так много разрушило.
В последнее время эмоции Шрилы Прабхупады стали более явными. Раньше он почти всегда сдерживал чувства, а сейчас он уже не делает этого в полной мере. Может быть, из-за физической слабости. Он часто плачет по малейшему поводу. Слезы, текущие по его лицу, напоминают бриллианты любви к Богу. Будучи полон любви к Кришне, он может в любой момент зарыдать, услышав киртану, увидев Божество, услышав о служении какого-то преданного. Он больше не может сдерживать эмоции. Слезы, льющиеся из его глаз и сбегающие потоками по щекам, делают его еще прекраснее. Иногда он издает долгий, глубокий стон, «М-ммм», но не от боли, потому что он говорит, что чувствует себя довольно хорошо. Он испытывает запредельный экстаз, и это лишь некоторые из его признаков, проявляющиеся, когда Прабхупада плавает в океане любви к Богу. Слава Шриле Прабхупаде, который начал движение Шри Чайтаньи Махапрабху [на Западе] и который позволил преданным отведать капель этой запредельной любви к Богу, которая сейчас изливается из него!
Балаванта был в Вашингтоне, организовывал «зеленую карту», и, кажется, никаких препятствий не встретил. Все чиновники, с которыми он общался, были добры и приветливо воспринимали Шрилу Прабхупаду. Это я и сообщил Шриле Прабхупаде, чьи глаза немедленно наполнились слезами. Прерывающимся голосом он заговорил:
— Америка была так добра ко мне. Она дала мне все: деньги, людей… Ничто не говорит о том, что это моя страна. Но, поскольку она так много мне дала, я не могу забыть своих обязанностей по отношению к ней. Я хочу сделать американцев счастливыми. А через них — и весь мир. Они гостеприимно приняли множество великих людей, по разным хорошим причинам. Со своей стороны, я не виноват. Я болел, и не смог вернуться вовремя.
Шрила Прабхупада сел на свой массажный коврик, его истощенное, хрупкое тело покрывала лишь каупина.
На обед Прабхупада лишь попробовал немного маха-прасада. Абхирама помогал ему. Абхирама просто цветет, радуясь этой возможности личного служения. На самом деле все мы таковы. Кажется, что сейчас Прабхупада постоянно нуждается в нашей помощи. На самом деле это необычайная милость нашего духовного учителя, который позволяет нам таким образом развивать любовь к нему, и, следовательно, к Кришне. Теперь, когда Прабхупада хочет сесть, он обнимает кого-нибудь из нас за шею, и предоставляет нам тянут его вверх. Благодаря этому близкому контакту мы совершаем быстрое продвижение. Когда его кормят, Шрила Прабхупада иногда велит Абхираме класть пищу ему в рот, а иногда на ложку, с которой затем управляется сам.
Разум Прабхупады работает совершенно непознаваемым образом! Никто не может понять, как мыслит ачарья. Думая об Америке с такой любовью, Шрила Прабхупада снова вспоминает об Индии — Маяпур, Вриндавана и Бомбей — и как защитить их. Он вызвал меня и сказал:
— В Маяпуре коммунисты пытаются отнять у нас собственность. А во Вриндаване это делают некоторые Госвами. Это собственность Америки. Американцы приняли эту религию и построили эту недвижимость, чтобы ею могли пользоваться паломники. Американское правительство должно защитить нашу собственность в Бомбее, Маяпуре и Вриндаване. Мы никому не должны позволить лишить нас недвижимости при помощи какой-нибудь уловки.
Я принес Шриле Прабхупаде отчет об урожае в Гита-нагари. Он снова заплакал, поскольку американская земля показала Кришне свое изобилие и богатство.
— Пусть все американцы приезжают туда и свободно там живут. Люди могут вырастить пищу. Зачем они убивают животных? Бедные животные. Нужно раздавать бхагавата-бхакти.
Институт Бхактиведанты прислал издание монографии Садапуты, отрывки из которой я прочитал Прабхупаде. Это было очень научно, и Шрила Прабхупада остался доволен.
Сиддха-сварупа Махараджа прислал телеграмму, в которой молится о выздоровлении Прабхупады и о том, чтобы он посетил Гавайи. Он просил Прабхупаду пролить милость на гавайцев и на него самого. Это вызвало слезы в глазах Прабхупады, и он ответил:
— Я люблю тебя, потому что хотя и бывают между нами недоразумения, но ты искренен.
4 сентября
— Я хочу пожить подольше, чтобы сделать все более совершенно, — сказал Шрила Прабхупада.
— Вы хотите это сделать силами преданных, которых вдохновит ваше присутствие, или у вас есть какая-то особая программа? — спросил я.
— Особая программа, — ответил он. — Я хочу ввести варнашраму. На нашей нью-йоркской ферме решена главная проблема жизни: пища.
Прабхупада об управлении:
— В каждом из наших крупнейших центров должен постоянно находиться крупный преданный. И без крайней необходимости смещать его нельзя.
Прабхупада заявил:
— Как только у меня будет «зеленая карта», я отправлюсь в Нью-Йорк.
— Как долго вы намерены там оставаться? — спросил я.
— Сколько вам захочется.
— Шрила Прабхупада, вы как корова. Вы идете, куда мы вас ведем, но не прекращаете давать молоко.
— Это потому что я — корова сурабхи. Здание в Нью-Йорке достаточно для храма, но мне вы можете предоставить хорошее жилое здание.