Последние дни Прабхупады. Дневник
— Нет нужды. Западные брахманы.
Мы сказали, что, по нашему мнению, Яшоданандана Свами достаточно компетентен, да и люди в Бомбее не такие нервные.
Гирираджа: Мы назначили открытие на 8 января.
Прабхупада: Какой это праздник?
Гирираджа: Да там несколько месяцев нет больших праздников.
Прабхупада: А день явления Бхактисиддханты?
Гирираджа: Это 28 февраля. Это означает, что здание будет сдано, а потом будет пустовать два месяца.
Прабхупада: Нет, это не хорошо.
Гирираджа: Мы еще думали о Шива-ратри.
Шрила Прабхупада показал жестом, что это неприемлемо.
Гирираджа: Еще мы обсуждали день ухода Бхактисиддханты, 29 декабря, но для большинства людей это обычный день и много народу не придет.
Прабхупада: Это не хорошо.
Гирираджа: Мы можем начать службу 29 декабря, а открытие назначить на воскресенье, 1 января.
Это предложение показалось Шриле Прабхупаде приемлемым.
Тамала Кришна Махараджа: Это ничего, что это день ухода?
Прабхупада: Мы не делаем различий приход или уход. Мы хотим принять вечность. Явление и уход телесны. Не очень важны. Нитья сидха. Нужно определить дату как можно раньше. И по возможности всё должны делать наши люди. Мы можем пригласить двух-трех местных брахманов, если потребуется. Ягья должна быть очень пышной. Если вы сможете раздать местным брахманам посуду, одежду и зерно, они придут. И пусть готовят сами.
Одна из целей, ради которых приехал д-р Г. Гхош, состояла в том, чтобы рассмотреть возможность открытия здесь клиники. Прабхупада же хотел чтобы д-р Г. Гхош сначала стал преданным. Прабхупада велел мне объяснить мне это д-ру Г. Гхошу, но мне это было трудно, потому что д-р Г. Гхош продолжал настаивать на том, что он хочет оставаться активным. Служение Богу для него заключалось в служении людям, и ему не по душе было сидеть целый день и петь. Поскольку я не хотел обидеть его, объясняя, что он слишком материалистично настроен, Шриле Прабхупаде пришлось проповедовать самому: «Вы должны научится жить во Вриндаване:
— Как мне отвязаться от вишайи». Мы привязаны к этому телу, детям, жене и дому. Пока у нас есть это желание, пока тело, жена или дети доставляют мне удовольствие, я не могу жить во Вриндаване.
Д-р Г. Гхош был очевидно слишком привязан к своей семье поэтому Прабхупада посоветовал:
— Пусть они [он и его жена] приедут сюда и поживут здесь некоторое время, а потом мы сможем приступить к этой программе.
Позже Шрила Прабхупада объяснил:
— Для человека естественно быть привязанным к своей семье и жене, поэтому д-р Г. Гхош к ним привязан. Ему нужно практиковать ванапрастху. Постепенно. Его дети выросли. Он должен остаться здесь с женой и практиковать. Как наш д-р Шарма, заведующий гурукулой. Он настроил свой ум. Этот метод описан в шастрах. В противном случае такая схема означала бы лишь потерю времени. У него есть шрадха — вера. Теперь [ему нужна] садху санга [общение со святыми]. Вы все садху.
18 октября
Очень рано, еще до мангала-арати Шрила Прабхупада попросил Бхавананду Махараджу позвать меня. Прабхупада сказал:
— Я не могу спать. Эта аллопатическая медицина не подходит мне.
Я предложил, чтобы врач дал ему какое-нибудь снотворное.
— В этом-то и проблема, — ответил Шрила Прабхупада, — что они дают то одно, то другое…
Прабхупада был очень утомлен бессонной ночью.
Мы попытались поговорить с Прабхупадой о необходимости больше пить.
Прабхупада: Я не могу пить, пить и пить. Мне это противно. Как я могу все время что-то пить?
Тамала Кришна Махараджа: Мы предлагаем вам три или четыре раза в день, но вы пьете очень мало.
Прабхупада: Что я могу сделать.
Бхавананда Махараджа: Это из-за болезни вам кажется, что вы не хотите пить, даже если вы можете. Вам нужно заставить себя пить, чтобы поправится.
Прабхупада: Так что, если что-то случится, они будут насильно …
Тамала Кришна Махараджа: Как человек, не сознающий Кришну, должен заставлять себя следовать правилам, так и больной человек должен заставлять себя принимать лекарство.
Прабхупада: У меня больше нет сил заставлять себя.
Прабхупада был так слаб, что нам пришлось попросить его повторить последние слова, потому что мы их не услышали. Приведя множество аргументов, мы только и смогли, что попросить Прабхупаду стараться поправится.
Преданные: Ваше присутствие на этой планете — единственное, что сдерживает натиск Кали-юги. Мы не представляем себе, что случится, если вы уйдете.
Прабхупада: Все это не в моих руках, а в руках Кришна-Баларамы.
Тамала Кришна Махараджа: Я думаю Кришна-Баларама хотят, чтобы вы сражались.
Прабхупада: Я падаю. (Он повторил это трижды, но мы не могли расслышать.) Я падаю. Как моча?
Тамала Кришна Махараджа: Моча темнее, Шрила Прабхупада. За десять с половиной часов вы выпили всего 150 мл. Постарайтесь пить побольше, тогда моча станет светлее. Будьте решительнее, старайтесь пить больше, и болезнь отступит. Я за то, чтобы увеличивать количество питья и еды. Я знаю это может быть нелегко, но таким путем можно поправится. Мы не за что не позволим положить вас в больницу. Возбуждающий эффект каких либо лекарств там могут погасить при помощи снотворных.
Бхавананда Махараджа: В Гите говорится, что если у тебя желтуха, то даже сахарный тростник покажется тебе горьким. Так что это лекарство тоже может показаться горьким. Но нужно продолжать. Оно сработает.
Бхавананда Махараджа и я так уговаривали Прабхупаду, приводили так много доводов, что он не устоял.
Прабхупада: Этот легкий массаж совсем неплох. Д-р Гхош запрещает массаж, а другие врачи говорят, что вреда не будет.
Тамала Кришна Махараджа: Д-р Гхош немого отстал, работает по старинке. Д-р Гопал знает новые более мягкие способы лечения.
Прабхупада: Так, значит они не согласны друг с другом. Который же из них прав?
Бхавананда Махараджа и я считаем, что д-р Гопал лучше.
Бхавананда Махараджа: Д-р Гопал сказал, что причина отсутствия аппетита и нежелание пить — воспаление почек.
Тут развернулась дискуссия по поводу питья такой жидкости как «Комплан».
Прабхупада: Что вы теперь собираетесь делать? Ладно, дайте мне «Комплан».
Мы все почувствовали глубокое облегчение.
Тамала Кришна Махараджа: Все мы, ваши ученики, считаем, что вам нужно заставить себя есть и пить больше. Что мы будем делать, если вы не …
Прабхупада: Когда я ничего не принимаю, я чувствую себя лучше.
Тамала Кришна Махараджа: Но вам не становится лучше. Это политика самоубийства.
Прабхупада: Так дайте мне спокойно умереть.
Тамала Кришна Махараджа: Но мы же уже объяснили, что мы не хотим чтобы вы умирали.
Прабхупада: Если мне от этого плохо … естественно.
Тамала Кришна Махараджа: Но это только временное ухудшение перед тем, как поправится, а потом вы сможете выбросить все эти лекарства.
Прабхупада (громко зевая): Джая Кришна-Баларама. Сейчас я чувствую себя сносно.
Он не ел и не принимал лекарств почти пол дня.
Бхавананда Махарадж: Но моча у вас снова мутная.
Прабхупада: Как бы там ни было, если вы предоставите меня моей судьбе, я буду чувствовать себя сносно.
Тамала Кришна Махараджа: А если мы принуждаем вас, вы чувствуете себя не сносно. Так, Шрила Прабхупада?
Прабхупада кивнул.
Хамсадута Махараджа: А в другой день вы сказали, что постится таким образом означает самоубийство.
Прабхупада: А?
Тамала Кришна Махараджа: Прошлой ночью я просил вас не постится до смерти, а вы сказали: «Да, да. Это было бы самоубийством».
Прабхупада: Сейчас… я в замешательстве.
Тамала Кришна Махараджа: Мы не может отпустить вас, Шрила Прабхупада. Мы еще недостаточно окрепли. Мы хотим, чтобы вы были с нами. Вы нам еще нужны.
Прабхупада: Ну ладно, сейчас можете дать мне лекарство. Где Гирираджа? Я хочу сказать ему что-то, а он передаст вам всем. Если по воле Кришны меня не будет на церемонии открытия в Бомбее, то церемония должна быть проведена очень пышно. Всем нужно раздавать роскошный прасадам. Буквально всем, кто придет. Разумеется церемонию открытия нужно провести как можно раньше.