Дневник странствующего проповедника 1-13
Том 2
Нитай Нимай-Сундара - Божества Индрадьюмны Свами ванде шри-кришна-чайтаньйа нитйанандау саходитау гаудодайе пушпавантау читрау шан-дау тамо-нудау «Я предлагаю почтительные поклоны Шри Кришна Чайтанье и Господу Нитьянанде, которые подобны солнцу и луне. Они одновременно взошли на небосклоне Гауды, чтобы рассеять тьму невежества и тем самым пролить на всех свои благословения». (Чайтанья-чаритамрита, Ади-лила, 1.2)
Вступление
В этом дневнике описаны реальные события. Мой духовный брат из Новой Зеландии, Алаланатх прабху, однажды сказал, что я - самый большой выдумщик, среди всех, кого он знает. Однако я уверяю читателей, что в этой книге нет преувеличений. На многих страницах вы найдете описание реалий материального существования - рождения, смерти, болезней и старости, но я не искал именно этого, само собой так получается, что я, как проповедник сознания Кришны, сталкиваюсь с этой реальностью в путешествиях. В «Источнике вечного наслаждения» (глава 29), Шрила Прабхупада говорит: «Проповедник сталкивается со многими трудностями, борясь за распространение чистого сознания Кришны. Иногда ему приходится страдать от телесных ран, а иногда он встречает и смерть. Все это считается величайшими испытаниями ради Кришны». Из-за трагичности некоторых событий читатель может счесть определенные части повествования неприятными. Но здесь описаны реальные исторические события, и их нельзя игнорировать. Важно увидеть то, что преданные всегда остаются в сознании Кришны и вверяют себя Господу. Их действия поучительны для всех нас, кто находится во временном мире и желает вернуться домой, обратно к Богу. Шри Шри Лакшми Нрисимхадев - Божества Индрадьюмны Свами шримат-пайо-нидхи-никетана чакра-пане бхогиндра-бхога-мани-раджита пунйа-мурте йогиша шашвата шаранйа бхавабдхи-пота лакшми-нрисимха мама дехи караваламбам «О Господь, живущий посреди молочного океана, о Господь, держащий в руке чакру, о Господь, восседающий на покрытых драгоценными камнями кольцах царя змей Ананты, о Господь, обладающий трансцендентной формой, о повелитель йогов, о вечный Господь, о лодка, переносящая через океан рождения и смерти, О Лакшми-Нрисимха, пожалуйста, протяни Свою руку и спаси меня». (Шри Нрисимха-става) Часть I
Балканы17 апреля 1996 года
Я начинаю этот выпуск «Дневника странствующего проповедника» в Сплите, бывшем курорте на побережье Хорватии. Вместе с Его Святейшеством Гунаграхи Махараджем, Шри Прахладом и группой из двадцати пяти преданных из разных стран мы путешествуем по этому региону и проводим фестивали в крупных городах.
Недавно закончилась война между Сербией и соседней Хорватией, которая охватила Балканы в 1992 году после распада бывшей Югославии. Проезжая по деревням, я почувствовал облегчение людей после окончания зверств войны. В моем уме постоянно возникает мысль о том, что война является результатом греховной деятельности, и только прекращение такой деятельности остановит войны.
В одной беседе 11 июля 1974 года, в Париже Шрила Прабхупада сказал, что причиной войн является массовое убийство коров, это один из видов греховной деятельности, упомянутой в Ведических писаниях: «Мы хотим закрыть эти дома убийств - скотобойни. Это очень греховные места. Из-за них в Европе происходит так много войн. Через каждые десять-пятнадцать лет начинается большая война, и погибает большая часть населения. Но этого никто не видит. Обязательно должна последовать реакция. Вы убиваете невинных коров и других животных. Природа отомстит… Люди начнут воевать между собой: протестанты с католиками, Россия с Францией, Франция с Германией. Так и происходит. Почему? Таков закон природы: «Око за око». Вы убивали, - теперь убивают вас».
Окончание войны в Хорватии означает, что накопленный запас грехов исчерпался. Но если по невежеству люди будут продолжать убийство коров и убийство детей в чреве (аборты), то война снова вернется.
В связи с этим Движение Сознания Кришны очень важно, ведь мы даем людям образование в этой сфере знания. Во время нашего путешествия по Хорватии мы очень успешно проповедовали. Несколько дней назад на нашу программу в Загребе, столице Хорватии, пришли более трех тысяч человек. В лекции я говорил о необходимости духовного образования общества, а также коснулся темы кармы, и того, что проблемы, встающие на нашем пути, являются результатом наших прошлых греховных действий. Говоря об этом, я чувствовал силу нашей философии и закончил лекцию, рассказав о методе решения проблем для этой эпохи Кали - совместном воспевании святых имен Господа. Кришна меня вдохновлял, и в конце лекции раздались громкие несмолкающие аплодисменты. Я напомнил себе о том, что зал аплодирует не мне, а совершенной, выразительной истине «Бхагавад-гиты». Проповеднику нужно быть очень осторожным, чтобы не присваивать себе заслуг за успех в преданном служении. Если все же так случится, то это станет началом его падения, поскольку «гордость приходит перед падением».
Когда на программе в Загребе мы с гостями принимали прасадам, ко мне обратился элегантно одетый человек. Он представился как миротворец из Организации Объединенных Наций, родом из Соединенных Штатов. Пожав мне руку, он сказал: «Вашей организации удалось достичь того, к чему ООН стремится уже пятьдесят лет. Позвольте выразить вам мое глубочайшее уважение». Я подумал, как бы обрадовался Шрила Прабхупада, услышав такое высказывание.
После обеда мы снова пошли на харинаму в Сплите. Мы пели около церкви Святого Доминика, одной из самых древних в мире. Говорят, что тысячи лет назад это был храм полубогов, но первые христиане превратили его в церковь.
Пока Шри Прахлад играл на своем аккордеоне, и тридцать преданных радостно танцевали и воспевали святые имена, вокруг собралась толпа зрителей, которые с недоверием пристально смотрели на нас. Я заметил, как отличается настроение местного населения, пережившего войну, от настроения людей в Польше, где наши киртаны пользуются успехом.
Во время беседы с собравшимися я упомянул о том, что все преданные - вегетарианцы, и, в подтверждение этого сказал, что в Харе Кришна все практикуют ахимсу, или ненасилие, и не обидят даже муравья. Из толпы внезапно раздался выкрик: «А серба вы бы убили?» Это был напряженный момент, все смотрели на меня в ожидании ответа. Скажи я «нет», это бы настроило толпу против нас, ведь в этой войне очень многие потеряли членов своих семей. Но сказать «да» - значит вступить в противоречие или пойти на компромисс с моим предыдущим утверждением. Поэтому я поступил так, как поступаю очень редко: просто проигнорировал вопрос и заговорил на другую тему. Казалось, что такая тактика действовала, но лишь до тех пор, пока внезапно на меня не начал кричать парень крепкого сложения лет двадцати. Иногда случается, что на харинамах пьяные пытаются заставить нас замолчать, но этот парень выглядел очень разозленным.
Я быстро окончил беседу и сказал Шри Прахладу начать киртан. Когда он запел, этот парень подошел и потребовал, чтобы мы немедленно ушли. Он прокричал: «Хорватия - христианская страна, и вас здесь никто не ждал!» Я посмотрел на собравшихся и увидел, что они вообще не собирались нас защищать. Внезапно подпрыгнув, этот человек попытался ударить Шри Прахлада ногой в голову и промахнулся лишь на несколько дюймов. После этого двумя ударами ноги он разбил аккордеон и был готов продолжить, но двое наших местных брахмачари (в обычной одежде) отбросили его назад. Тогда друг этого парня достал нож и подбодрил своего приятеля. С еще большей злостью, чем раньше, нападавший снова пошел вперед. В этот момент двое «друзей Кришны» оказали парням сопротивление и вытащили их из толпы.
Все случившееся осквернило атмосферу и возбудило некоторых молодых парней, большинство из которых только что вернулись с войны. Когда мы снова начали петь, некоторые из них стали бросать камни и пригрозили нас избить. Куда бы я ни посмотрел, на лицах у всех была зависть и ненависть. Казалось, что к сложившейся ситуации мы не имели никакого отношения, ее можно было объяснить только тем фактом, что люди все еще находились в настроении войны.