Дневник странствующего проповедника 1-13
Так или иначе, Кришна заботится о тех, кто служит ему. У нас уже шесть полных баков воды, этого должно хватить на два или три дня.
Мы узнали, что школа теперь занята русскими. Как там дела у Гарика? Сегодня мы немного воспряли духом, но все же мы хотим покинуть это место при первой же возможности. Здесь наше будущее также неясно, как и в школе. Я могу только догадываться о том, что думают преданные в Москве. У нас не было связи с ними уже четыре дня. Наверное, они очень волнуются. У Маюрадхваджа слабое сердце, и я уверен, что отсутствие новостей от нас не принесет ему ничего хорошего. Как он воспримет отчет о том, что в горящем Грозном пропали преданные. Что же нам делать? Мой дорогой Господь Кришна, все твои планы совершенны, мы просто должны их выполнить. 11 августа 7:00 Сегодня уже шестой день, как мы изолированы от реального мира. Конечно, это тоже реальный мир. В «Бхагавад-гите» говорится, что материаль-ный мир - это место страданий.
Мы только что слушали по радио новости. Сказали, что бои будут продолжаться еще долго. Чеченцы были совершенно правы, когда говорили, что пришли «не для того, чтобы снова уйти». В новостях сообщалось, что организации гуманитарной помощи собираются проложить из мест, охваченных боем, гуманитарный коридор, через который сможет выйти местное население. 10:30 Прочитал восемь кругов джапы. Каликрит дал очень интересную лекцию по «Шримад-Бхагаватам». 12:00 Приняли прасадам. У нас кончается бхога. Прочитал еще восемь кругов. Как сложно контролировать ум. Из-за нестабильности нашего положения и навязанного бездействия мой ум все больше и больше беспокоится. 13:35 Проходившие мимо местные жители сказали, что чеченские боевики захватили продовольственные склады, находившиеся под контролем правительственных сил, и открыли их для всех, кому нужна пища. Это напомнило мне о деятельности Большевиков в 1917 году. Вся эта псевдо-благотворительность устраивается ради завоевания дешевого признания. Поскольку у нас практически не осталось продуктов, мы послали нескольких преданных за бхогой. Через некоторое время они вернулись с большим мешком спагетти и тремя ящиками дешевого итальянского сливочного масла. 20:25 Сегодня нам не удалось покинуть это место, потому что здесь идет напряженный бой. Я смеюсь над собой, потому что уже могу определять вид оружия по звуку выстрела.
Для сохранности нашего «Рафика» я снова снял с двигателя несколько запчастей и переднее колесо. 21:40 На сегодня это последняя запись. У нас закончились свечи, и я пишу эти строки при свете лампочки в «Рафике». Завтра будет ровно неделя с того дня, как начался бой за город. Мне хочется куда-нибудь убежать, лишь бы заняться хоть каким-то активным служением.
Сергей сказал, что по радио в какой-то передаче он слышал голос Мадана-мохана даса, Мадана-мохан озабочен тем, что в Грозном пропала группа преданных миссии «Пища для жизни». О мой Господь, как же нам выбраться из этого сумасшедшего места? Здесь мы просто едим и спим. Я удивляюсь, зачем вообще мы отдали радиостанцию, которая была у нас? Это произошло всего за три дня до начала боя. Сейчас мы могли бы использовать ее для связи с внешним миром. 12 августа 7:10 У нас опять не хватает воды, на каждого было воды только чтобы умыться и почистить зубы. 10:00 Удалось прочитать восемь кругов перед арати. Сегодня я дал лекцию по «Шримад-Бхагаватам». 12:40 Слушал кассету с бхаджанами Шрилы Гурудева и одну из моих любимых лекций, которую он прочитал в Москве в 1990 году по второй песни «Шримад-Бхагаватам». Она очень уместна в нашей ситуации. В тексте говорится: анта-кале ту пуруша агате гата-садхвасах чхиндйад асанга-шастрена сприхам дехе ‘ну йе ча там
«На последнем этапе жизненного пути нужно решительно отринуть страх смерти. Однако, прежде следует разрубить узел привязанности к материальному телу и всему, что с ним связано, и избавиться от вех сопутствующих телу желаний».
Из школы пришел Гарик. Мы очень обрадовались, увидев его живым. 14:40 Провели собрание по поводу нашего положения. Присутствовали все десять преданных. Некоторые говорили, что мы должны оставаться здесь, некоторые - что нужно попробовать уйти. Я спорил, утверждая, что оставаясь здесь, мы очень сильно рискуем. Я сказал: «Где гарантия того, что одна из ракет или снарядов, которые целый день летают над крышей, не попадет в наш маленький кирпичный домик?» В конце концов все согласились, что нам надо уходить.
Мы решили послать несколько человек на разведку местности вокруг нас, чтобы найти отсюда дорогу. Меня попросили пойти в школу, чтобы взять там некоторые запчасти от нашего «Рафика», потому что нам, возможно, придется преодолеть большое расстояние. Сразу же после того, как закончилось собрание, на соседний дом напали чеченские боевики. 18:45 Вместе с Гариком я пошел в школу, но как только мы немного отошли от нашего дома, нас арестовали чеченские боевики. Они подумали, что мы - российские солдаты в гражданской одежде. Они повели нас по дороге, чтобы показать своему командиру, и по пути заставили тащить большой мешок с мороженной рыбой. Их штаб находился недалеко, а командир оказался интеллигентным пожилым человеком. Он проверил наши документы, немного поговорил с нами и отпустил.
Добравшись до школы, мы увидели, что она была в плохом состоянии. Я прихватил те запчасти, которые были необходимы, и еще нашел карту автомобильных дорог вокруг Грозного. Услышав, что рядом началась стрельба, мы быстро ушли. На обратном пути я увидел тело чеченского боевика без головы. Я пытался сосредоточить ум на Кришне. 21:00 Мы вместе спели киртан. Решили больше не слушать новостей, поберечь батарейки в нашем радиоприемнике и попусту не нервничать. Новости всегда дурные, и наполовину все они - вранье. 13 августа 12:00 Засыпая вчера вечером, я вспомнил молитву: «О Кришна, сколько еще будет длиться эта проверка?» Вокруг нас продолжается ожесточенный бой, поэтому мы не можем уйти. 14 августа 8:00 Проснувшись сегодня утром, я перечитал подношения разных лет моего духовного учителя на Вьяса-пуджу Шрилы Прабхупады. 10:15 Мы соорудили алтарь и спели киртан. На последнем комплекте батареек мы слушали лекцию Шрилы Прабхупады. 12:00 Вкусили прасадам. Прочитал двенадцать кругов. Заклеил свои рваные туфли. Мы снова начали обсуждать, как отсюда поскорее выбраться. 14:30 Сегодня утром пришли чеченские боевики, и один из них представился как Начальник Государственной Безопасности и потребовал отдать «Рафик». Мы не могли им сопротивляться. С ними был водитель, который попытался поставить на двигатель недостающие запчасти. Желая как можно больше замедлить процесс, в надежде, что им все надоест и они уйдут, я добровольно согласился помочь. «Рафик» - это наша надежда на то, чтобы выбраться отсюда. Каликрит подошел ко мне и спросил на английском, смогут ли они завести двигатель. Я ответил тоже на английском: «Нет». Чеченцы с подозре-нием посмотрели на нас. У них не получалось завести двигатель, но им удалось вытолкнуть «Рафик» из двора на улицу. 19:20 Через некоторое время Начальник Государственной Безопасности вернулся с солдатами, и они начали нас избивать. Они вышвырнули нас из дома и потребовали, чтобы мы подошли к машине. Нам стало ясно, что мы покидаем это место навсегда. Сергей попросил хозяев сохранить наши Божества.
Вокруг «Рафика» стояли несколько чеченцев и пытались завести двигатель. Они посадили нас на задние сиденья и потом сказали мне, что застрелят всех нас, если я не заведу двигатель.
Тем временем вокруг собралась толпа местных жителей. Они признали в нас преданных из «Харе Кришна - Пища милосердия» и спросили офицера, куда они собрались нас везти. Он объяснил, что нас увозят на допрос. Я завел двигатель, и мы поехали. Через сорок пять минут мы приехали к дому, где у них было что-то вроде импровизированного штаба. Заведя внутрь, они по одному нас обыскали, забрали все документы, бумаги и все, что им понравилось. Когда пришло время мне отвечать на вопросы, они попросили мои личные вещи. Все что у меня было - это простая матерчатая сумка, в которой лежал том «Шримад-Бхагаватам», записная книжка, ручка и две фотографии (на одной был Шрила Гурудев, а на другой - нрисимха-шалаграм, который Гурудев всегда носит у себя на шее). Ничто из этого их не заинтересовало. Они не заметили мои наручные часы, потому что у моего свитера были достаточно длинные рукава. После допроса они втолкнули меня в темную комнату, где находились другие преданные.