Дневник странствующего проповедника 1-13
27 октября
Сегодня одна ученица сказала мне, что ее постоянно преследуют духи. До прихода в Сознание Кришны я не верил в существование духов. Но из Ведической литературы ясно, что они существуют. Шрила Прабхупада говорит в «Шримад-Бхагаватам», (3.20.40, комментарий): «Призраки и злые духи тоже являются творением Брахмы; не следует думать, будто они иллюзорны. Они созданы для того, чтобы причинять обусловленным душам всевозможные страдания. Считается, что Брахма создал их, выполняя волю Верховного Господа».
Я посоветовал своей ученице принять прибежище в святых именах. Такое средство от духов рекомендуется в священных писаниях, и на нем же делает акцент Шрила Прабхупада («Источник вечного наслаждения», глава 6): «Так мама Яшода повторяла имена Всевышнего, чтобы охранить различные части тела маленького Кришны. Она была твердо уверена, что ей нужно защитить своего ребенка от разных духов и привидений, которые зовутся дакини, ятхудхани, кушманды, якши, ракшасы, винаяки, котары, ревати, джьештхи, путаны, матрики, унмады, - и других им подобных злых духов, которые заставляют человека забыть о своем собственном существовании и тревожат его жизненный воздух и чувства. Иногда они приходят в снах и вызывают большое смятение, иногда они оборачиваются старушками и сосут кровь маленьких детей. Но все эти приведения и злые духи не могут оставаться там, где повторяют святое имя Господа. Мама Яшода твердо верила ведическим наставлениям о важности коров и святого имени Вишну, поэтому она целиком вверила себя коровам и святому имени Вишну, чтобы охранить своего сына Кришну».
Ученица ответила, что от преданных слышала, что святые имена нужно повторять чисто, чтобы они повлияли на духов. Но «Шримад-Бхагаватам» прославляет результат даже неосознанного повторения святого имени: апаннах самсритим гхорам йан-нама вивашо гринан татах садйо вимучйета йад бибхети свайам бхайам
«Живые существа, запутавшиеся в хитросплетениях рождения и смерти, немедленно могут освободиться, стоит им даже неосознанно произнести святое имя Кришны, которого боится сам страх». (Шримад-Бхагаватам, 1.1.14)
Встречаются и другие упоминания: «О Харинама, о Имя, воспетое мудрецами, о трансцендентные слоги, несущие людям блаженство, произнесенные лишь раз, произнесенные даже без уважения, вы немедленно уносите тяжкие страдания каждого». (Шри Намаштака, текст 2)
«Веды провозглашают, что хотя медитация на безличный Брахман не способна освободить от накопленной кармы, при Твоем явлении, о Святое Имя, вся карма исчезает». (Шри Намаштака, текст 4)
28 октября
Вместо утренней программы я провел церемонию инициации и принял новых учеников, вот их имена: Говинда Чаран дас, Рупа Рагхунатха дас, Ниламани даси и Шьямали Прия даси. Когда инициирующиеся подходили за четками, я восхищался тем, что Движение Господа Чайтаньи, распространяется в этом отдаленном уголке света.
29 октября
Сегодня после полудня я вылетел из Азербайджана, чтобы вернуться в Россию. В аэропорту нам пришлось пройти через пять проверок. Мы стояли в очереди вторыми, в это время прибыла группа из двадцати американцев, они сразу прошли в начало очереди, чем вызвали большое возбуждение среди азербайджанцев. Я ничего не сказал, прикинув, что самолет все равно не взлетит, пока все не поднимутся на борт.
Во время второй проверки со мной заговорил один американец. Он сказал: «Прости, друг, ты из Движения Харе Кришна?» «Да,» - ответил я, тогда он с сарказмом произнес: «Мы проходили про вас на уроках по Библии!». Я не стал утруждать себя вопросами, узнал ли он про нас что-то положительное или отрицательное, а просто улыбнулся в ответ на его слова. Потом он агрессивно сказал: «Я Баптист, и верю, что Иисус - это истина и свет. И человек не достигнет отца, кроме как через него».
Зная из двадцатисемилетнего опыта, что разговоры с такими людьми - это просто бесполезные споры, я спокойно ответил: «Это здорово. Желаю удачи!» Видя, что ему не удается втянуть меня в спаринг, он сказал, что его «Церковь Доброго Дерева» пользуется в Азербайджане успехом, но он никогда не слышал здесь о Харе Кришна. «О, - ответил я, - нас здесь хорошо знают». Снова с сарказмом он сказал: «Сомневаюсь!» Я решил не продолжать разговор и захотел куда-нибудь отойти, но был не в состоянии сдвинуться с места в очереди даже на дюйм.
Таможенные офицеры старались ускорить поток пассажиров и начли проверять по два человека. Судьба распорядилась так, что мы с моим «другом» подошли к стойке вместе. Когда офицер охраны, огромный мужчина с хмурым лицом, увидел нас, то неожиданно улыбнулся, сказал: «Харе Кришна!» и взял мой паспорт первым. Посмотрев краем глаза на «друга», я увидел, что у него отвисла челюсть. Офицер пропустил меня без всяких проблем, но с пристрастием задал моему «другу» несколько вопросов.
Вскоре мы обнаружили, что вместе стоим в очереди перед третьей проверкой. На этот раз нужно было просвечивать багаж. Когда мы одновременно поставили наши сумки на ленту транспортера, женщина, отвечающая за пост, с энтузиазмом звонко сказала: «Харе Кришна!», и мой «друг побледнел. Эта история была бы невероятной, если бы тоже самое случилось и при следующей проверке… но этого не случилось.
Однако, когда мы вместе стояли на взлетной полосе у самолета, офицер, обыскивавший на выбор пассажиров перед посадкой, подойдя ко мне, улыбнулся самой дружелюбной улыбкой, которую только можно представить, и произнес: «Харе Кришна!» Он не стал обыскивать меня, но немедленно принялся за моего «друга».
Когда офицер закончил свою работу, я спросил «друга»: «Все еще сомневаешься, что мы здесь достаточно популярны?» - он покраснел и устремился вверх по ступенькам к самолету.
31 октября
Я уехал из России в Южную Африку, чтобы начать подготовку к декабрьскому фестивалю Ратха-ятры в Дурбане. Это будет девятый год празднования фестиваля в Дурбане, и в честь столетия Шрилы Прабхупады мы надеемся сделать его в этот раз самым грандиозным.
1 ноября
Преданные дурбанского храма Радха-Радханатха, Храма Понимания, устроили мне замечательный прием. В обращении я сказал, что как путешествующий санньяси имел возможность за год посетить много разных комнат дома Шрилы Прабхупады, и везде дела идут хорошо (я имел ввиду утверждение одного социолога о том, что Шрила Прабхупада «построил дом, в котором может жить весь мир). Еще я сказал, что по милости Шрилы Прабхупады мне всегда предоставлялась возможность жить в замечательной духовной обстановке.
После обеда я получил от одной из учениц следующее письмо:
Дорогой Шрила Гурудев, примите, пожалуйста, мои смиренные поклоны у Ваших лотосных стоп. Вся слава Вашей Божественной Милости. Вся слава Шриле Прабхупаде.
Хотя мое сердце терзают ядовитые сорняки, я молюсь о том, чтобы росток моей преданности превратился в ароматный цветок лотоса. Меня посещают некоторые мысли. Я жажду узнать, кто я в духовном небе. Я хочу узнать, как меня там зовут. Я хочу узнать, как нужно одеваться, чтобы доставить удовольствие Кришне. Я хочу узнать, где я живу в вечном Вриндаване, также я желаю осознать путь моего служения Божественной Чете. Я хочу больше узнать об играх Радхи и Кришны и Их спутников. Иногда мне очень хочется узнать, какие игры происходят на холме Говардхан или на Радха-кунде.
Я хочу узнать, кто мой духовный учитель в духовной форме сиддха-деха. Я хочу узнать, кем в духовном мире является Шрила Прабхупада, и как он там служит Радхе и Кришне вместе с Их спутниками. Мне известно, что мой духовный учитель очень дорог Шримати Радхарани и Ее любящим спутницам. Мне так хочется попробовать каплю нектара, которым наполнено такое чистое сердце. Я очень хочу ощутить вкус капли радха даси бхавы.
Пожалуйста, поместите меня в ту ситуацию, которая бы способствовала достижению всего этого. Я предаюсь Вашим лотосным стопам, о мой дорогой Гурудев. Ваша слуга
Вот что я ответил:
Моя дорогая ученица, прими, пожалуйста, мои благословения. Вся слава Шриле Прабхупаде.