Дневник странствующего проповедника 1-13
В сорок восьмом тексте он продолжает: “Преданный сын, отправившись зарабатывать деньги, впоследствии приносит накопленное богатство своему отцу, после этого он может попросить у отца часть этих денег, и сколько бы отец ему ни дал, он может все полученное потратиь на свои наслаждения. Точно также, ученик может выслушать какие-либо наставления от другого продвинутого вайшнава, но получив хорошие наставления он обязан преподнести их своему духовному учителю. После этого он должен от своего духовного учителя снова услышать эти же самые наставления и сопутствующие поучения”.
Далее, в пятидесятом тексте Шрила Нарахари Саракар Тхакур говорит: “…По этой причине, при всех обстоятельствах всем вайшнавам выражают такое же почтение, как и духовному учителю. Однако, своим телом, словами и умом ученик служит своему духовному учителю”. И в итоге, в пятьдесят первом тексте он дает такое наставление: “Даже если занимаясь преданным служением ученик не подчинился духовному учителю, все равно он не должен отказываться от своего учителя, но наоборот, он должен с верностью оставаться рядом, поскольку все авторитеты говорят, что прибежище у своего духовного учителя лучше и надежней, даже если другие учителя сильнее”. Вторник, 30 мая
Готовясь вчера вечером ко сну я испытывал тревогу по поводу нашего сегодняшнего путешествия. Из-за недостатка средств мы не могли вылететь прямым рейсом в Азербайджан, в Баку. Поэтому мы планировали двумя короткими рейсами, пересекая южную Россию, добраться до Махачкалы, а оттуда вдоль побережья на машинах выехать на юг. Бакинские преданные переедут российскую границу, встретят нас в Махачкале и отвезут в Азербайджан. Но идея въезда из России в чисто мусульманскую страну через отдаленную границу тревожила мнея.
Поднявшись в четыре утра, мы поехали в аэропорт. Там мы погрузили наш багаж в пропеллерный самолет и за час долетели до Минеральных Вод. Оттуда мы вылетели другим часовым рейсом до Махачкалы, но из-за облета вокруг зоны боевых дествий под Грозным этот рейс занял три часа. После посадки мы снова наблюдали выстроенные на летном поле российские военные вертолеты для использования в Чечне. Мы были счастливы увидеть, что нас все еще ждали несколько азербайджанских преданных, чтобы отвезти в Баку. Пока наши сумки укладывали в машину, я улучил момент поговорить с небольшой группой окруживших меня мусульман. Они спросили, кто мы такие, и я ответил, что мы -преданные из Харе Кришна. Я упомянул, что несколько преданных раздают в близлежащей Чечне пищу. Они выразили свою признательность и пообещали молиться Аллаху, чтобы мы невредимыми добрались через пустыню до Азербайджана. Нам были нужны их “благословения”.
За семь часов езды до границы ничего особенного не случилось. Хотя нас много раз останавливали у постов милиции, для нас это уже было привычной обыденностью. Говинда Махарадж обычно выходит из машины и начинает обнимать милиционеров, тогда они смеются и пропускают нас. Но если это не действует, мы даем немного денег. Это действует всегда.
Много раз мы проезжали мимо небольших мусульманских деревень, где люди живут на маленьких фермах. Чуть ли не через каждые пятьсот метров дети продают во всевозможных емкостях бензин. Бензоколонок здесь нет, если вам нужен бензин, вы покупаете его на обочине дороги.
Проблемы начались примерно за десять километров до границы, когда мы выехали на старую грязную дорогу. Сначала мне было непонятно, что происходит. Я сказал Виноду Бихари спросить у водителя, куда мы направлялись по этой грязной дороге. Водитель объяснил, что когда утром он выехал вместе с преданными из Баку, русские пограничники на главном пропускном пункте не разрешили им въехать в Россию. Им просто было сказано возвращаться обратно. Предчувствуя проблемы, преданные привезли с собой начальника милиции Баку, он хороший друг нашего Движения. Они надеялись, что он сможет уговорить пограничников пропустить их, но пограничники даже не обратили на него внимания. Когда преданные сказали, что ехали в Россию, чтобы встретить своих духовных лидеров, пограничники заявили, что если преданные привезут этих лидеров на границу, то они будут арестованы. На вопрос преданных, почему, пограничники ответили: “Мы здесь хозяева!”
Не имея другой альтеранативы, преданные поехали в ближайший город и спросили местных жителей, нет ли где-нибудь другого, возможно, менее известного пропускного пункта. Им встретился человек, который согласился показать переезд в деревне, находящейся в пятидесяти километрах оттуда. Именно к этому пункту мы и направлялись! Мое беспокойство усиливалось.
Через два километра после того, как мы выехали на эту дорогу, у нашей машины спустило колесо. Когда водитель заглянул в багажник, он обнаружил, что запасного колеса не было! Мы остались ждать, пока на одной из машин сдутое колесо отвезли в деревню, через которую мы проехали, и там отремонтировали его.
Пока мы ждали, я разговаривал с нашим водителем. Он сказал, что последний раз санньяси приезжал в Баку год назад, это был Гопал Кришна Госвами. Также он сказал, что к ним редко приезжают старшие преданные, поскольку политическая ситуация очень нестабильна. Выбранный демократическим путем президент был сброшен военными, в результате была установлена диктатура. Страна сотрудничает с Турцией, которая своей постоянной гуманитарной помощью предотвращает голод, который иначе бы захлестнул весь Азербайджан.
Когда колесо отремонтировали, мы продолжили свое путешествие. Дорога становилась все хуже, и нам два раза пришлось пресекать небольшие ручьи. Через пять часов езды по пыльной дороге мы приблизились к пограничному пункту. С некоторого расстояния были видны низкие ржавые ворота поперек дороги и небольшой домик, в котором находилось семь или восемь человек. Повернувшись к водителю я спросил: “Что за люди пользуются этим переездом?” - он, улыбаясь, ответил: “Торговцы наркотиками, преступники, те, кто стараются избежать службы в армии, беженцы… и теперь преданные Харе Кришна”. Я повернулся к Говинде Махараджу и сказал: “Давай в следующий раз наберем денег, чтобы отправиться в Азербайджан самолетом”.
На Российской границе мы проехали мимо двоих или троих пьяных русских солдат, которые были не старше восемнадцати, на плечах у них были автоматы АК-47. Уже смеркалось, и, возможно они не могли нас хорошо разглядеть, и потому, просто отмахнувшись, пропустили нас. Но когда через пятьдесят метров мы подъехали к воротам азербайджанской границы, выбежали семь человек и окружили нашу машину. Держа автоматы в руках, они спросили наши документы и азербайджанские визы. В тот момент мы впервые услышали, что для въезда в Азербайджан нам были нужны визы! Винод Бихари сунул им наши российские визы и сказал: “Держите, вот наши визы!” В замешательстве и из-за темноты солдаты не могли разглядеть, что это были на самом деле не азербайджанские, а российские визы. Поэтому они собрались их проштамповать. Но если бы их проштамповали, они стали бы недействительными для въезда в Россию, поэтому мы попросили не ставить на них печати. Пограничники не могли понять, почему мы просили об этом. Быстро разговаривая, чтобы отвлечь их, Говинда Махарадж вышел из машины и начал шутить. Я тоже вышел и гордо объявил, что я из Америки, но это был глупый шаг, поскольку США поддерживают Армению в войне против Азербайджана. Неожиданно солдат, который держал наши визы, обнаружил, что у него с собой не было штампа, поэтому он решил что-то написать на наших визах. Когда мы снова возмутились, он схватил ручку и стал писать, но в ручке кончилась паста. Тогда я сказал: “Давайте сфотографируемся все вместе!” Каким-то образом эта идея захватила их, и пока мы много раз позировали, они побросали свои дела. Потом мы обменялись адресами, осторожно забрали наши паспорта и визы, запрыгнули в машины и проехали через ворота!
Уезжая, мы не могли поверить, что нам удалось пересечь границу. Но кроме того, мы понимали, что поскольку для переезда через границу у нас не было виз, то мы находились в стране нелегально. Возник следующий вопрос: “Как мы будем выбираться из страны?”