Войны античности от Греко-персидских войн до падения Рима
387
Антал хил блокирует афинский овладсад<от Римом Создание
флот л Ддодэнелпах Дионисий чешре* сйльохих ]ра6 в В«йент-злхвзгыьэет Регий Галлы ской обгвсги
386 I-1
Царский мир (чир Днрэпкилл)
и дротиками. В известных обстоятельствах, котла ноипон отделяли от их баз многие сотни миль вражеской территории, одна из осноимых проблем состояла в пополнении запаса стрел и Спиридон для пращи. Критские лучники использовали для стрельбы стрелы, пыпу-шенные нраюм. В некоторых поселениях. истрепавшихся на пути, нм удавалось найти материал для тетивы и спинет и * которого обычно изготавливались снаряды для пращи. Зачастую грекам приходилось сражаться н крайне непривычных условиях. Вооруженные дротиками легкие пехотинцы моити аффективно действовать только в том случае, если находились выше врага, если же ираг атаковал их сверху, им не оставалось ничего иного, как только спрятаться та щитами гоплитов. Если войско должно было спуститься в ущелье, легкие пехотинцы занимали господствующие высоты. защищая от врага склоны распадка.
Этот трудный поход «Десяти тысяч» стая своеобразным испытанием состоятельности традиционных и новых взглядов. Воины, участвовавшие в нем. были профессионалами, и отношение их к происходящему зачастую объяснялось именно ним обстоятельством. Призы-
386—385 I до н.Э.
Рим побеждает лаынйи, еояь-
сков и геонихов
вал родосцев выйти вперед и поупражняться в метании снарядов из праши. Ксенофонт пообсшал увеличить им плату и улучшить условия их службы, поскольку родосские наемники по договору должны были пользоваться в бою другим оружием. В другом эпизоде один из членов родосского соединения предложил переправиться через реку при помощи надутых шкур, ожидая, что командование шелро наградит его за эту идею. Призывая воинов к решающему сражению. Ксенофонт откровенно говорит. что их главная цель состоит п благополучном возвращении домой, а не в снискании славы героев.
Что касается религиозных предписаний, то они исполнялись неукоснительно. Военачальники сверяли спои действия с предзнаменованиями. Ксенофонт следил за своевременным приношением жертв богам даже в тех ситуациях, когда на благочестие, казалось бы, совершенно не оставалось времени. Эта позиция являлась выражением своеобразной формы патриотизма, который, вероятно, обладал куда большей ценностью, чем прежние формы альянсов между независимыми городами-государствами, Все греки поклонялись Одним и тем же богам, и потому совершение религиозных обрядов способствовало возникновению у членов отряда «Десяти тысяч» чувства солидарности.
Ней гменно соблюдалась и другая греческая традиция, также имевшая непосредственное отношение к религии и состоявшая в пении идущими п атаку воинами «пеана». Названный пеан был гимном, исполнявшимся в особенна торжественных случаях. Вне всяких сомнений. пение это. по мысли командующею. могло наполнить ужасом сердца врагов и наверняка оказывало на азиатских воинов очень сильное воздействие. Пенис боевого пеана практиковалось далеко не всеми греками. Так, спартанцы заменили его музыкой флейты, которая не столько устрашала врага, сколько укрепляла собственных воинов. Тем не менее, у «Десяти 1ысяч» был принят именно пеан, хотя командовали отрядом. в основном, спартанцы. Ксенофонт рассказывает о том, как женщины, шедшие имеете с отрядом, после пения пеана подпали боевой клич.
Боевой клич нисколько нс походил на пеан. Пеан мог петься до соприкосновения с противником. Начало же
до н.э. I 385
Спаргэ гхжорйет Мактинею Пэ-
тикская ииюшю в Сагфике
(справа). Конный воин, изображенный на серебряном фракийском шлеме IV в. до н.э., найденном в Румынии. Греческие и македонские наемники нередко участво-всиш во фракийских войнах.
битвы сопровождалось боевым кличем. В целях опознания своих воинов греками использовался принимавшийся накануне сражения пароль. Так. в битве при Кумаксе этим паролем был лозунг: «Зевс Избавитель и Победа».
Военная карьера _царя Агесилая_
Ксенофонт был близким другом и почитателем спартанского царя Агесилая; Агесгшай, со своей стороны, стремился к повторению ратных подвигов Ксенофонта, совершенных им в Азии. Подобно Ксенофонту, он пытался формировать свое воинство из наемников и был очень рал тому, что некоторые из подвластных ему городов присылали вместо нерадивых новобранцев денежный откуп. Эти деньги могли использоваться им для найма опытных воинов и покупки хороших коней. В отличие от спартанских полководцев предыдущих поколений он очень высоко пенил конницу. Ксенофонт, покидая Кунаксу. увел с собой пятьдесят захваченных лошадей, использовавшихся, главным образом. в качестве пыочпых животных, однако ею конница не смогла защитить греческих фуражиров, на которых в конце долгою пути н местности, лежащей к востоку от Геллеспонта, напали конники Фарпабаза. Греки потеряли здесь около пятисот человек. Тем не менее. конница Фарнабазн потерпела поражение после того, как гоплиты пошли и атаку, что лишний раз под твердило и О] инность одной из аксиом греческой военной мысли, согласно которой конница не может тягаться с тяжелыми пехот иннами.
Надо заметить, что Агеснлай ценил конницу куда выше, чем Ксенофонт. В его распоряжении находился куда больший отряд конников. Он добился значительной победы в ходе своего похода но Фессалии с целью усмирения мятежных греческих государств, сошедшихся с ним и битве при Коронее в394 г. Кониина, которую он привел с собой из Азии, легко одолела конницу фессалийцев. Фессалийские кони были луч-
I 385-383
А^таксерхс воюет с Египтом
шими в Греции, однако они не могли тягаться с азиатскими скакунами.
Агеснлай был очень гибким стратегом и тактиком. В ходе операции против Тиссаферна в Малой Азии он прибег к искусному двойному обману. Намерение напасть на Лидию было высказано им столь открыто, что враг счел его отвлекающей военной уловкой и сконцентрировал свои силы в Карин, которая находилась южнее. Агеснлай же выступил именно протип Лидии, где он не встретил сколько-нибудь серьезною организованною сопротивления.
Этот весьма необычный спартанский царь в зависимости от ситуации мог как подкупать своих недругов, так и воевать с ними. Именно эта гибкость позволила ему сголь стремительно вернуться из Азии в Грецию.
Тактика, избранная Агесилаем в сражении при Коронее. являлась смешением традиционных и новых приемов ведения войны. Битва началась с обычной схватки гоплитов, в которой правые фланги как спартанской, пак и фиванской армий смогли обойти левый фланг противника. Фиванцы несколько ослабили свой натиск и туг же обнаружили, что армия Агесилая отсекает им путь к безопасной гористой мест и ости, ку'да успели бежать и.х союзники аргивяне. Они попытались прорваться к Геликону с юга. но Агеснлай, сделав маневр поворота, встретился с ними лицом к лицу. Увидев, что ею воинам не удастся нарушить сомкнутых рядов противника, он перестроил свое вон- 4
Персидские войска
Полностью экипированный всадник на рисунке - один из воинов Кира Младшего. Влияние греческой культуры прослеживается в одеянии всадника, бронзовый шлем украшает плюмаж, полотняные доспехи укреплены бронзовой чешуей и птеругами е нижней части. Вдобавок к двум копьям с железными наконечниками воин обычно имел при себе короткий греческий меч. Примечательно, что левая рука воина защищена кожаной повязкой. В отличие от греков, персидские кавалеристы прикрывали ноги броней из бронзовых чешуек. Ступни защищены только кожаными мокасинами. Его конь, выведенный на равнинах средней полосы, значительно больше греческих коней. Конь также защищен передником из бронзовой чешуи, нашитой на кожаную или полотняную подкладку. Уздечка сделана из бронзовых дисков, на лбу помещен крылатый символ. Этот всадник - ранний представитель той кавалерии, которая впоследствии превратилась в катафрактариев.