Шифры цивилизации: Коды, секретные послания и тайные знаки в истории человечества
«Камасутра» была написана примерно в III–IV вв. автором по имени Малланага Ватсьяяна. О жизни этого человека нам ничего доподлинно не известно. Зато книга содержит множество интересных подробностей об обществе и сексуальных отношениях в те далекие времена. На протяжении всего повествования мы встречаемся с двумя героями, мужчиной и женщиной, которые попадают в разные жизненные ситуации, а также с их друзьями и знакомыми. Помимо всем известных подробных описаний различных сексуальных техник, в «Камасутре» рассматриваются проблемы отношений между мужчиной и женщиной. Как недавно заметил один исследователь, «в этом трактате рассказывается об искусстве жизни». В тексте рассматриваются девственность, искусство обольщения и брак; не ускользнула от внимания автора и обратная сторона любовных отношений – измены, расставания и проституция. Затрагивается в книге и вопрос «третьей природы», то есть однополой любви.
Премудрости искусства любить и сохранять любовь, описанные в «Камасутре», сами по себе считаются чем-то вроде шифра. Однако упоминание в первой части книги техники кодирования сообщений говорит о том, что уже тогда люди предпочитали хранить дела сердечные в тайне. Шифровальная техника под названием mlecchita vikalpa описана в первом томе. В то время различными методами шифрования активно пользовались многие, от царей до торговцев, путешествовавших по Великому шелковому пути. Но Камасутра советует применять шифры и женщинам (это умение названо в числе 64 женских искусств). В более позднем комментарии к «Камасутре» рекомендуется использовать шифр Каутильи [20]. Это разновидность шифра подстановки, при котором все буквы алфавита размещаются по парам в случайном порядке, а потом буквы в открытом тексте замещаются их парами при кодировании. В этом и состояло одно из 64 искусств: знание «различных видов условного языка».
Прочитав все это, можно прийти к выводу, что Ватсьяяна жил в очень свободомыслящем обществе, где у женщин были такие же права, как и у мужчин. Но это не так. В древней Индии считалось, что мужчина должен быть сильным и агрессивным добытчиком, а женщина – слабой и послушной. Но искусство шифрования затрагивало более тонкие материи в психологии отношений между мужчинами и женщинами. «Камасутра» призывала представительниц прекрасного пола изучать и другие искусства, такие, например, как кулинария и массаж. Но умение кодирования давало им тайное право голоса. С его помощью девушки могли писать секретные любовные письма молодым людям, вступать в связь с которыми им было запрещено. К тайнописи могли прибегнуть и гетеры, общавшиеся с богатыми и могущественными мужчинами.
При помощи шифров женщины также могли обсуждать с подругами свои тайные связи и вести дневники. Это еще раз показывает, чем, помимо прочего, хороша криптография: она наделяет людей пусть небольшой, но властью, и открывает перед ними двери в потайной мир, где они могут скрыть все, что пожелают. Несомненно, искусство кодирования было описано в «Камасутре» еще и потому, что оно предоставляет доступ к скрытым знаниям, а значит, и обретению духовной мудрости. В пьянящем мире, описанном Ватсьяяной, нашлось место даже смене пола (так, в одной из индийских легенд царь Судьюмна, забредя в лес, где бог Шива занимался любовью, превращается в женщину, но позже «милостью господа Шивы Судьюмна обрел возможность в течение месяца иметь облик женщины, а в течение другого месяца – облик мужчины»). В этом мире все знания и чувства были направлены на расшифровку намерений другого человека. А шифры непременно входили в тайный язык любви.
16. СОБЛАЗНИТЕЛЬНЫЕ ЗАГАДКИ КАЗАНОВЫ
Имя человека редко становится нарицательным. И еще реже оно становится нарицательным исключительно благодаря любовным похождениям этого человека. Но «игрок, дамский угодник и шпион из Венеции», как назвал его солист группы The Divine Comedy, не только оставил след в истории: сама его фамилия стала синонимом авантюризма и любовных приключений. Речь идет, конечно же, о Казанове. Кстати, у вышеупомянутой группы есть целый альбом, названный его именем. Такую репутацию Казанова заслужил во многом потому, что люди, читавшие его мемуары, больше интересовались откровенными моментами его биографии, чем необыкновенными событиями, происходившими с ним за пределами будуаров его любовниц. Жизнь Джакомо Казановы, родившегося в Венеции в 1725 г., безусловно, была колоритной и увлекательной: помимо погонь за дамскими юбками, этот человек также много путешествовал, писал книги и занимался шпионажем. Но нас в его биографии интересуют те моменты, которые были связаны с шифрами.
Родители Казановы были актерами из Венеции – великолепного города, где знали толк в лицедействе. Знойными вечерами неземная красота палаццо, словно плывущих по Венецианской лагуне, дополнялась ярким светом разноцветных фонарей, превращавшим весь город в мерцающую живую картину, мир, где обитали искушенные куртизанки и азартные игроки со всей Европы. Юный Джакомо был очень одинок: отец умер, когда он был еще ребенком, а мать все время гастролировала с театром. Мальчика воспитывала бабушка, а позже аббат Гоцци, его первый учитель. Казанова был достаточно смышлен и уже в 12 лет поступил в Падуанский университет. Там он изучал медицину, юриспруденцию и математику и сделался настоящим эрудитом. Но примерно тогда же проявился и его необычайный интерес к женщинам (возникший после первого сексуального опыта с двумя сестрами). В силу своего порывистого характера он сделался азартным игроком, а потом поступил на службу в армию. В конце концов фортуна улыбнулась Казанове, и он обрел покровителя в лице венецианского сенатора Маттео Джованни Брагадина.
Это знакомство позволило молодому красавцу и повесе вести разгульную жизнь, рядясь в роскошное обличье аристократа. Венецианские власти не одобряли скандальных похождений Казановы, и он не раз оказывался на волосок от тюрьмы. В промежутках между плотскими страстями, азартными играми в притонах, работой у Брагадина и заточением во Дворце дожей, откуда ему удалось чудесным образом сбежать, Джакомо научился шифрованию. Буквально через пару лет, после ряда приключений (временами шпионских), бросавших его из Венеции то в Дрезден, то в Париж, эти знания найдут себе весьма причудливое применение.
В Париже Казанова начал вращаться в блистательном кругу маркизы де Помпадур, где познакомился со знаменитым в то время «чародеем» Калиостро. Там же он привлек к себе внимание неимоверно богатой маркизы Жанны д'Юрфе, которая была старше его на 20 лет. Париж XVIII в. был тесным лабиринтом темных улиц и высоких домов. Маркиза д'Юрфе, как и многие в те времена, истово верила в алхимию, нумерологию и прочие оккультные развлечения. Однажды она написала зашифрованное письмо, доставить которое попросила Казанову. Маркиза была уверена, что он не сможет прочесть содержания сообщения, но позже поняла, что недооценила его острый ум.
Как оказалось, у него была природная предрасположенность к дешифровке: буквально за пару дней ему удалось взломать код и узнать, о чем было послание. Для этого Казанова провел анализ частотности употребления букв и длины закодированных слов. Более того, он смог найти ключевое слово, при помощи которого составлялся шифр, что и позволило ему справиться с задачей в такие короткие сроки. Но еще важнее то, что он и без дешифровки сумел догадаться, о чем шла речь в письме. Казанова справедливо предположил, что в нем маркиза говорила о своей навязчивой бредовой идее превращения ржавчины в золото. Своим достижением он незамедлительно похвастался перед мадам д'Юрфе. То, что он смог отгадать ключ к шифру, известному только ей одной, потрясло маркизу. Ключом было слово «Навуходоносор», имя библейского царя, которого мучили вещие сны (речь о нем шла в главе 3).
Но успех на ниве дешифровки раскрыл и циничную сторону личности Казановы. Он сразу понял, что сможет добиться от маркизы всего, чего пожелает, если объяснит свою удачу мистическим даром, которым якобы владеет. Вот как он описал эту ситуацию в автобиографии: «Я мог сказать ей правду, что те же подсчеты, какие помогли расшифровать рукопись, открыли и ключ, но мне взбрело на ум объявить, что его сообщил мне Дух. Ложным этим признанием я поработил г-жу д'Юрфе. В тот день она предалась мне душой, и я злоупотребил своей властью» [21].