Шифры цивилизации: Коды, секретные послания и тайные знаки в истории человечества
Шифры в этих пергаментах настоящие, чего не скажешь о неимоверном количестве теорий их происхождения, появившихся в последние несколько десятилетий. Если верить легендам, в конце XIX в. свитки были найдены настоятелем храма Беранже Соньером [50]. Вместе с ними священник, опять же по преданию, чудесным образом обнаружил и древний клад – огромные деньги, на которые он отреставрировал церковь. Об этих манускриптах с шифрами в 1970–1980-х гг. писал в своем произведении британский сценарист Генри Линкольн (автор нескольких эпизодов сериала «Доктор Кто»). В его труде (не являющемся художественным произведением) он в захватывающей манере связывает легенду о сокровищах с древней тайной, о которой нельзя говорить вслух (внимание, спойлер: в следующих абзацах я раскрою эту тайну!). Исследование Линкольна вдохновило плеяду других выдающихся писателей от Умберто Эко с его философским романом «Маятник Фуко» [51] до Дэна Брауна, подарившего миру отнюдь не философскую, но увлекательную книгу «Код да Винчи» [52]. Так что это за шифр, который вдохновлял и продолжает вдохновлять писателей?
Как было сказано выше, Соньер обнаружил два свитка: один большой, а другой поменьше. Тексты были написаны на латыни, хотя на обоих пергаментах присутствуют странные символы и орфографические ошибки, которые долгое время препятствовали расшифровке. Они пронизаны библейскими образами. И именно Генри Линкольн вместе с соавторами начал собирать по кусочкам детали этого пазла, который впоследствии станет основой для целого ряда конспирологических теорий о событиях, произошедших в Иерусалиме 2000 лет назад. В них были замешаны представители династии Меровингов [53], катары и участники разных тайных обществ герметистов.
Впервые интерес к зашифрованным пергаментам начали проявлять в 1950-х гг.: нового владельца усадьбы священника в Ренн-ле-Шато привлекла местная церковь и необычная личность ее настоятеля Беранже Соньера. Согласно легенде, во время реконструкции церкви Соньер обнаружил, что одна из ее колонн была полая. Разбив ее, он нашел в ней большое количество золотых монет, спрятанных там когда-то аристократами из древнего рода. Часть этого сокровища была потрачена на превращение полузаброшенной деревни в уютное и красивое местечко. Сама церковь была украшена интересными и жуткими символами. Например, над входом в храм высечена надпись на латыни Terribilis est locus iste («Это место ужасно»), а внутри, слева от входа, стоит чаша для омовения рук, которую поддерживает скульптура дьявола. Интерьер здания также украшен барельефами на евангельские сюжеты.
В той же колонне оказались и оба пергамента. Часть письмен на этих свитках, по всей видимости, была зашифрована при помощи шифра Виженера, ключевым словом к которому была надпись на одном из надгробий с местного кладбища. Позже Соньер запятнает свою репутацию, но история со свитками ни при чем: просто он начал брать деньги за проведение месс. Его отстранят от службы в церкви, и всю оставшуюся жизнь он будет жить в бедности, продавая религиозные принадлежности. Но его биография стала пищей уже для новых конспирологических теорий. Так действительно ли в манускриптах, найденных в Ренн-ле-Шато, содержатся откровения настолько важные и невероятные, что церковь не смогла их принять? Может быть, в этих шифрах скрывается правда, способная полностью перевернуть наши представления о христианстве? Когда в 1970-х гг. Генри Линкольн, посвятивший себя изучению тайн Соньера, снимал документальные фильмы об этих загадочных находках, казалось, что их секреты начинают проявляться. Упоминания Святого Грааля, встречавшиеся в тексте свитков, были особенно интригующими. Легенда об этой чаше, из которой пил Христос на Тайной вечере и в которую потом Иосиф Аримафейский собрал кровь распятого Иисуса, издревле будоражит умы (кстати, согласно некоторым легендам, Грааль спрятан где-то в Гластонбери, в Англии).
Линкольн с коллегами прекрасно понимали, что письмена содержат множество метафор, то есть спрятаны не только сами слова, но и их истинные значения. Может быть «Святой Грааль» – просто очередное иносказание? В тексте манускриптов также достаточно часто упоминается Мария Магдалина. Это и открыло глаза Генри Линкольну: Грааль – это не чаша, а чрево Марии! Согласно предположению писателя, Иисус женился на Марии Магдалине и зачал с ней ребенка. Святой Грааль символизировал их потомство. После распятия Христа Мария с семьей якобы бежала во Францию, где потомки ее детей переженились с отпрысками знатных родов. Вот и получается, что представители династии Меровингов были прямыми наследниками Христа!
Дальше еще интереснее. Говорилось, что если Меровинги снова взойдут на трон, – а на это рассчитывали представители разных герметических орденов (включая, по-видимому, тамплиеров), то власть католической церкви окажется под угрозой. Ибо кто такой папа римский по сравнению с прямыми потомками Иисуса? Поэтому всевозможные злые силы старались сделать все, чтобы правда никогда не вышла наружу.
Книга, написанная Генри Линкольном в соавторстве с Майклом Бейджентом и Ричардом Ли [54], стала бестселлером и одно время стояла на полках в миллионах личных библиотек (в том числе у моих родителей). Этот труд вдохновил не только Дэна Брауна, но и куда более изощренного автора, Умберто Эко: у него вся эта история предстает как часть еще более глобального заговора, в котором задействовано еще больше шифров. «Маятник Фуко», написанный в 1989 г., нельзя назвать легким чтением, зато можно по праву счесть признанием автора в любви криптографии. Речь в нем идет о приключениях трех редакторов итальянского издательства, к которым обращается странный полковник, заявляющий, что он раскрыл заговор тамплиеров по захвату всего мира. Но общение с адептами теорий заговоров редакторам не в новинку: такие личности постоянно толкутся в издательстве, требуя, чтобы их опубликовали. Правда вскоре полковник бесследно исчезает. И тогда Казобон, самый молодой из троицы и любитель историй о тамплиерах, предлагает своим коллегам Бельбо и Диоталлеви – оба фанаты конспирологии – забавы ради придумать свою теорию заговора, в которой будут переплетаться разные легенды, созданные во времена Христа и позже. Однако чем дальше они заходят в своей игре, тем страшнее им становится от того, что к их деятельности проявляют зловещий интерес совершенно реальные люди. И чем ближе наши герои подбираются к разгадкам тайн и шифров недавних веков, от Джона Ди до общества розенкрейцеров, тем очевиднее им становится, что члены неких оккультных организаций хотят устранить любопытную троицу, чтобы сохранить свои секреты.
Книга интересна не только увлекательным сюжетом, но и тем, что Эко уснастил ее множеством шифров и тайнописей. Так, главные герои пользуются компьютером, который они назвали Абулафия: они вводят в него фразы, типичные для теорий заговора, а машина их смешивает и расставляет в случайном порядке, создавая совершенно новую конспирологическую концепцию. По сути, механизм работы Абулафии похож на нотарикон, которым пользовались каббалисты: раввины членили отрывки из Талмуда таким образом, чтобы получались новые предложения, обнажавшие истину, скрытую в той или иной части книги. Однако Диоталлеви, старший из трех героев, первым начинает чувствовать, что нельзя так легкомысленно играть с языком. Ведь слова, по его мнению, напрямую влияют на физическое и духовное состояние человека, следовательно, извращая их в поисках скрытых тайн, можно в конце концов извратить собственный разум и тело.
А в целом «Маятник Фуко» – притча об опасности интерпретаций. Фантастическим образом в сюжет замешан реальный маятник Фуко, хранящийся в парижском Пантеоне, – его в XIX в. использовали для экспериментальной демонстрации суточного вращения Земли. Увидев его, герой начинает воображать себе потоки энергии под поверхностью Земли и отвесную линию, идущую через точку крепления маятника к центру мира. Криптография – наука о выявлении закономерностей и использовании этих закономерностей как основополагающего принципа. Таким же можно представить и весь мир: как набор закономерностей, встречающихся тут и там и образующих единое целое. Но если видеть закономерности во всем подряд или применять их ошибочным образом, то недолго и спятить.