Сошедшие с небес и сотворившие людей
В рассматриваемом контексте, конечно же, можно еще раз вспомнить сюжет об уничтожении Содома и Гоморры. В Ветхом завете этот эпизод описывается как бы с двух точек зрения — от Авраама и от Лота. Восемнадцатая глава Бытия рассказывает о том, как средь бела дня Авраам, сидевший в своем шатре, подняв вверх глаза, увидел приближавшихся к нему троих "мужей" (18:1—3) [165], Термин "Anashim" означает "личность"; в каноническом издании он переводится как "муж", однако текст не оставляет сомнения в том, что один из трех посетителей патриарха был самим богом Яхве,
Он поднял глаза свои, и се, увидел трое стоят над ним.
И, увидев их, он побежал в их сторону... и поклонился им.
И сказал: Владыка! если я обрел благоволение пред очами Твоими,
Пожалуйста, не пройди мимо над слугой Твоим [166].
Авраам со своим семейством предложил небесным гостям с неба телятины и хлеба с маслом, и они ели (18:8). В ходе застолья Яхве пообещал Аврааму и Сарре, что в следующем году у них родится сын. Однако цель визита трех божеств состояла не в сообщении столь нежданной вести весьма преклонных лет супругам, а в ином: это была инспекционная проверка положения дел в Содоме (18:20—21). В ходе разговора с Яхве два ангела-мужа "поднялись оттуда, чтобы осмотреть сверху Содом. Авраам пошел с ними, чтобы увидеть, как они отбывают" [167]. Мазоретский текст уточняет, что после этого "Господь остался стоять пред Авраамом" (Быт. 18:22) [408, с. 17]. Далее следует своеобразный "торг" по поводу минимально допустимого числа праведников в Содоме. Он прерывается по инициативе божества: текст на иврите гласит, что "Элохим поднялся от Авраама".
Вечером того же дня ангелы появились в Содоме, где стали гостями Лота и его семьи. Их с радостью накормили и оставили на ночлег. К ночи у дома собралась агрессивная разновозрастная толпа, вознамерившаяся совершить над "ангелами" сексуальное насилие. Как повествует текст, эта толпа была поражена слепотой (вероятно, временной). Учитывая, что ангелы и божества нередко изображались в защитных очках и с продолговатыми предметами в руках, можно допустить, что в данном случае было применено ослепляюшее оружие (некий аналог современных лазерных винтовок "Кобра"). После этого решение об уничтожении Содома и Гоморры отмене уже не подлежало (Быт. 19:13—16).
Похоже, что дата и время Божьей кары ангелам были известны заранее, и они торопили Лота. Тот тянул время, всячески медлил. Тогда они силой вывели его и семью вон (Быт. 19:15—17). То, что произошло вслед за этим, походит на применение ядерного (или аналогичного по производимому эффекту) оружия.
И пролил Господь на Содом и Гоморру
Дождем серу и огонь от Господа с неба,
И ниспроверг города сии, и всю окрестность сию,
И всех жителей городов сих, и произрастения земли.
(Быт. 19:24-25)
Заметим, что и в переводе эпизода о гибели жены Лота имеется неточность. Как уже не раз говорилось, для шумерского языка характерна многозначность слов, и контекст всегда имел первостепенную важность. Известно, что супруга Лота оглянулась, чтобы посмотреть, что произойдет с Содомом и Гоморрой, и превратилась в "соляной столп" (Быт. 19:26). Но родственный шумерский термин NI-MUR одновременно означал "соль" и "пар", поскольку соль добывалась путем выпаривания. Поэтому в точности эта фраза означает, что жена Лота превратилась в "столб пара", то есть испарилась [434, с. 184].
Такое вполне могло произойти при ядерном или ином, но столь же мощном взрыве, разрушившем два города грешников. Во всяком случае, цитата "и пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь от Господа с неба" говорит о пламени, взметнувшемся от земли до неба. После "божьей кары" на месте двух городов и "всем пространстве окрестности" лишь "дым поднимался с земли, как дым из печи" (Быт. 19:28). Вообще, история с Лотом и двумя "ангелами" сильно отдает современной фантастикой. 19-я глава Книги Бытия также наводит на мысль о чьем-то могущественном вмешательстве в жизнь древних землян.
Возможная параллель с месопотамскими документами обнаруживается и на сей раз. В описании борьбы бога Мардука с остальными божествами есть эпизод о боевых действиях, проводившихся им при Поддержке его сына Набу. Целью этого был захват Вавилона и построение Вавилонской башни, "Врат к богам". Пока Мардук успешно продвигался к цели, по приказу главных божеств была предпринята попытка арестовать Набу, скрывавшегося в одном из "городов грешников", но успеха она не имела.
Дальнейшие события описываются в тексте "Erra Epic". Для предотвращения захвата главного космопорта боги Эрра (Нергал) и Ишум (Нинурта), имея при себе "семь ужасных [видов] оружия", отправились в окрестности "наивысочайшей горы". Как мы знаем, в горах находилось "место шемов". Согласно тексту, Ишум "поднял руку свою; гора была уничтожена; затем он сровнял с землей долину при наивысочайшей горе; от лесов ее не осталось ни одного дерева".
В свою очередь, Эрра по Царской дороге, пути, соединявшем Месопотамию с Синаем и Красным морем, направился к городам "грешников". И "Эрра... эти города прикончил, поверг в прах". Одна из деталей текста, возможно, дает подсказку о месте этого события. В эпосе рассказывается о том, что Эрра "вспорол море, нарушил целостность его" и "все, что живет в нем, он уничтожил", а затем "огнем испепелил животных, сжег хлеба, превратив их в пыль" [433, с. 360—361]. Как раз к югу от Ливанских гор находится Мертвое море. Мощный взрыв, вероятно, разрушил песчаную "дамбу", которая частично существует до сих пор, и вполне мог вызвать затопление морской водой лежащей к югу равнины. Следовательно, упоминаемые в Библии ангелы вполне могли быть Нинуртой и Нергалом...
Отголоски этих событий вполне отчетливо звучат и в книгах Иеремии, Исайи и Софонии, говорящих от имени бога Саваофа.
...Разгласите между народами... объявите:
Вавилон взят, Вил [Баал] посрамлен, Меродах сокрушен,
Истуканы его посрамлены, идолы его сокрушены. (Иер. 50:2)
Пал Вил [Баал], низвергся Нево... Низверглись, пали вместе... (Ис. 46:1-2)
Все истреблю с лица земли, — говорит Господь...
Истреблю людей с лица земли, говорит Господь.
И простру руку Мою на Иудею и на всех жителей Иерусалима;
Истреблю с места сего остатки Ваала, имя жрецовсо священниками.
И тех, которые на кровлях поклоняются воинству небесному...
Ни серебро их, ни золото их не может спасти их в день гнева Господа,
И огнем ревности Его пожрана будет вся эта земля... (Соф. 1:2—5; 18)
Теперь немного остановимся на так называемых "вознесениях" патриархов и пророков на небеса. В месопотамском "Эпосе об Этане" говорится, насколько можно судить, что Этана летал в космос в "бронзовых когтях орла", и описывается вид Земли с всевозрастающего расстояния. Этана был тринадцатым по счету правителем Киша, правил 1560 лет, и его имя хорошо известно востоковедам. Согласно эпосу, боги предназначили ему дать человечеству процветание и стабильность, но (генетически?) не дали способности иметь детей. Это и стало причиной его отчаянных поисков — разумеется, на небесах — "Растения, дающего Рождение".
Как и Гильгамеш до него, Этана просит у Шамаша ("Того, который из огненных небесных кораблей") разрешения и содействия, и также просит shem!
О Господь... даруй мне Растение, Дающее Рождение!
Покажи мне Растение, Дающее Рождение!
Избавь меня от этого препятствия! Изготовь для меня shem!
После традиционных молитв Этаны Шамаш соглашается помочь ему, но предоставляет ему не "шем", а орла. Самого орла Шамаш заранее обо всем предупреждает и приказывает исполнить волю человека. В тексте, кстати, говорится не о личном, а об опосредованном общении: "Шамаш сделал так, что его голос стал слышен и заговорил с Этаной" [433, с. 117]. Этана идет к горе, указанной Шамашем, и в яме находит орла. Примечательно, что Этана спускается туда по лестнице с шестью ступеньками и извлекает орла наверх, после чего, используя медь, ремонтирует ему "крылья". Повинуясь воле Шамаша, орел вступил с Этаной в диалог, причем сообщается, что дверь говорила, как живой человек (динамик громкой связи?).