Сошедшие с небес и сотворившие людей
Наконец, Библия утверждает, что от третьего сына Адама и Евы, Сифа, родился Ецос, который и положил начало роду человеческому. Енос на иврите означает "человек, человеческое существо". Согласно Библии, во времена Еноса "люди начали призывать имя Господа Яхве" (Быт. 4:26) [85], то есть установилась цивилизация с религией.
Здесь уместно задаться вопросом: а была ли распространена религия или концепция Сверхсущества у самих "сошедших с небес"? Месопотамские и ветхозаветные тексты указывают на то, что боги сначала жили на Земле и общались с людьми, а затем удалились на небо. В ряде текстов на иврите чувствуется тоска по великим былым временам.
Доколе, Господи, будешь скрываться непрестанно,
[Доколе] будет пылать ярость Твоя как огонь?
Вспомни, какой мой век: на какую суету
Сотворил Ты всех сынов человеческих?
(Пс. 88:47-48)
Господь на небесах поставил престол Свой...
Господи, Боже мой! Ты дивно велик...
Ты одеваешься светом, как ризою...
Шествуешь на крыльях ветра.
Ты творишь ангелами Твоими духов,
Служителями Твоими — огонь пылающий.
(Пс. 102:19, 103:1-4)
Поистине, Богу ли жить на земле?
Небо и небо небес не вмещают Тебя.
(3 Цар. 8:27)
О каком "небе небес" говорится в Библии? Быть может, о Небесах богов? В Псалме 92:2 мы читаем: "Престол Твой утвержден искони; Ты — от века [Olam]". В Книге Бытия говорится, что Авраам призвал имя "Господа, Бога вечного [Olam]" (Быт. 21:33), У Иеремии Яхве называется "Царем вечным [Olam]" (Иер. 10:10), а у Исайи — "вечный Господь Бог [Olam] (Ис. 40:28)". Последний термин требует комментариев. В "Библии короля Якова", "Новой американской Библии" и "Новой английской Библии" он переведен как "предвечный" и "вечный; вечность". В этом смысле ему синонимично слово "Ad", порой соседствующее с ним. Между тем известно, что "Ad" — это существительное, образовавшееся от корня слова, означавшего "исчезающий, таинственно сокрытый".
Как видно из Псалма 23, понятие "Olam" было тесно связано с Вратами Небесными. О "таинственно скрытом" божестве мы читаем:
Таков род ищущих Его, ищущих лица Твоего...
Поднимите, Врата, верхи ваши, и поднимитесь,
Двери вечные [Olam], и войдет Царь славы [Kabod]!
Кто сей Царь славы ? — Господь крепкий и сильный,
Господь, сильный в брани... (Пс. 23:6-10)
О термине "Kabod" и силе Господа в брани речь пойдет в главе 20, а в рассматриваемом контексте отметим, что Ветхий завет называет Бога не только "El Olam", но и "El Elohim" ("Бог богов Господь" (Нав. 22:22, Пс. 49:1, Пс. 94:3, Пс. 135:2)). Смысл последнего термина раскрывается в одном из псалмов. Похоже, в нем верховное божество сурово отчитывает божеств рядовых. Зная о таком эпизоде, говорить о строгом монотеизме Библии как-то неловко. Приведем этот "отчет об одном из заседаний Совета Богов" почти полностью.
Бог в сонме богов; среди богов произнес суд.
Доколе будете вы судить неправедно
И оказывать лицеприятие нечестивым?
Дайте суд бедному и сироте;
Угнетенному и нищему оказывайте справедливость...
Я сказал: вы — боги, и сыны Всевышнего — все вы,
Но вы умрете, как человеки, и падете, как всякий из князей.
Восстань же, Боже, суди землю...
(Пс. 81:1-8)
В этой же связи упомянем о еще одной небесспорной, но занятной гипотезе. Как известно, первой буквой ивритского алфавита является "алеф". Между тем текст первой книги Ветхого завета начинается с его второй буквы — "бет". Однако в целом ряде высказываний Всевышний присваивает себе номера и буквы алфавита. "Так говорит... Господь Саваоф: Я первый [алеф], и Я последний [омега]" (Ис. 44:6). А стих Исайи 42:8 в переводе с иврита звучит еще определеннее: "Я первый и Я последний, и нет Элохим без Меня!" (То есть существует нечто или некто, стоящий выше богов.) Это же дает основания полагать, что и первый стих Пятикнижия мог бы начинаться с первой буквы алфавита.
Фонетически первый стих Бытия можно воспроизвести как "Breshit bara Elohim et Ha'Shamaim v'et HaAretz" ("В начале сотворил Бог небо и землю"). Как считали многие ученые и теологи, текст о начале начал начинаться должен с первой буквы, означавшей одновременно число "один" или "первый". Если допустить, что они правы, и подставить перед "бет" "алеф", получится совершенно иной смысл первого стиха:
Ab-reshit bara Elohim, et Ha 'Shamaim v 'et Ha 'Aretz
Отец-Изначальный сотворил Элохим [богов], Небеса и Землю.
При всей фантастичности это предположение, возможно, имеет под собой почву. Божества, принесшие на Землю идею о Боге-Творце и религию, сами также верили в существование Творца Вселенной, создавшего в том числе и их.
Библия не менее 10 раз называет обитель бога Яхве термином "Olamim", что во Второзаконии и Книгах Царств переводят как "небо небес". Но речь, по сути, идет о том, что у Яхве есть много обителей-небес (в нашем понимании, различных небесных тел). А само имя Яхве (YHWH) представляет собой три временные формы глагола "быть" ("был", "есть", будет"). Таким образом, сотворение мира и ветхозаветных божеств приписывается Вечному Богу. К сожалению, сама тема корней древних мировых религий слишком масштабна и многопланова для того, чтобы сколько-нибудь серьезно рассматривать ее в рамках данной работы, мы ограничимся лишь контекстом выдвигаемой гипотезы.
Итак, анализ рассмотренных выше древних текстов и терминов позволяет говорить об имевшем на заре истории человечества место клонировании протолюдей и эксперименте по созданию Евы. Эти положения подтверждаются данными генетики и антропологии.
Глава 15.
ЭДЕМСКИЙ САД И ЗМЕЙ-ИСКУСИТЕЛЬ
"Змей был хитрее всех зверей полевых,
которых создал Господь Бог ".
Прежде всего, попробуем окончательно определиться с географической стороной вопроса: где именно находился Райский сад. Теологи практически единогласно помещают его в Месопотамии. Из библейского описания явствует, что это была территория, расположенная на сравнительно высоком плато, окруженном величественными горами. Там же имелось большое озеро, питаемое водами реки, берущей свое начало в этих горах. Упоминаются и четыре реки, истекающие из сада: "Из Эдема выходила река для орошения Рая и потом разделялась на четыре реки" (Быт. 2:10).
Долгое время отождествление этих рек вызывало споры. Некоторые теологи считали, что река Фисон текла на север и впадала в Северное море, а река Тихон — в Индийский океан, что противоречит элементарным законам физики. Третью реку, Хиддекель, креационист-геолог Д. Доу и вовсе "направил" через горные системы Азии и пустыню Гоби к Тихому океану (см. рис. 4). Четвертая река споров не вызывала; ее все отождествляли с Евфратом [345, с. 179—181].
Характеризуя геологические процессы, протекавшие по соседству с Двуречьем, следует отметить, что рифтовый процесс, затронувший весь африканский континент, активизировался лишь в новое время, в позднем же плейстоцене Африка была едина с Саудовской Аравией, и Красного моря не существовало [86] [514, с. 379].
Загадка двух рек Эдема — Фисон и Тихон — была разгадана лишь после получения из космоса фотоснимков окрестностей Двуречья (рис. 120). Изучал их в конце 1980-х годов Юрис Зарине из Юго-Западного университета штата Миссури [253, с. 14—17]. Вот библейское описание этих рек с новейшими комментариями:
"Имя одной реки — Фисон; она обтекает всю землю Хавила, ту, где имеется золото. И золото этой земли хорошее. Там также имеются бдолах и камень оникс" (Быт. 2:11 — 12). Само по себе любопытно упоминание месторождений золота и оценка качества этого металла (очевидно, имелось в виду высокое содержание и чистота). И. А. Кноф доказал, что в географическом смысле иврит-ское Хавила ("Страна Песков") обозначало южную Аравию [394].