Сошедшие с небес и сотворившие людей
Произошедшее в саду, с одной стороны, говорит о сильном потрясении, пережитом первыми людьми после осознания сексуальной стороны отношений, и, как следствие, о появлении этико-моральных понятий и чувства стыда. В рамках рассматриваемой гипотезы можно считать, что Эдем был "теплицей", где размножение происходило путем клонирования и "секса не было".
По поводу этих деревьев Элохим особо предупредили человека. Сказано же было вот что:
С другой стороны, тот факт, что Господь искал Адама и Еву, может говорить и всего-навсего о том, что они где-то уединились и затем вышли к божеству.
Здесь же мы находим еще более интересные подробности. Господь Бог ходит в Раю и не видит (Всевидящий и Всезнающий!) спрятавшихся от его "лица" (то есть у него было лицо!) [89] в зарослях грешников. Найдя их, Он вступает с Адамом и Евой в пространный диалог [90]. Заподозрив неладное, но не зная точно, что случилось, он подробно выясняет и выпытывает, что и как произошло, кто именно виновен в свершившемся грехопадении (Быт. « 3:8-20). Кончается же все еще интереснее: Господь Бог изготавливает для Адама и Евы одежду из кожи [91]. При этом он еще и одевает ее на них — стало быть, они не знали, как ее одеть (Быт. 3:21). Отметим любопытные нюансы глаголов: людей этот Бог создал, животных сотворил, деревья вырастил, а одежду изготовил (не сотворил!).
Первое толкование термина "познание" предіапіет сама Библия: "Адам познан Еву. жену свою: и она зачала и родила Каика" (Быт. 4:1) Речь здесь, по всей вероятности, идет о сексуальных отношениях.
Второе толкование можно извлечь из шумерских текстов. В эпосе об Адапе [92] сообщается, что Энки передал ему множество сведений и обучил его некоторым ремеслам. Адапа был настолько умен, что произвел сильное впечатление даже на бога Ану. Вспомним уже цитировавшийся фрагмент:
Глубокое понимание его он еще более углубил...
Мудрость он передал ему...
Ему передал он Знание...
Собственно, Адапа был рыбаком и жил где-то на берегу Персидского залива. Некоторые ученые-востоковеды высказывали предположения о том, что он был "сыном" Эа. Во всяком случае, в тексте "Когда боги, подобно людям" Ану говорит об Адапе как о "человеческом отпрыске Энки" (рис. 127), а месопотамские тексты называют Адапу "шаблоном" и "моделью Человека (Адама)". Кажется естественным, что Творец привязался к своему творению, многому обучил его и сообщил ему немало тайн богов. В итоге в текстах Адапа иногда называется прозвищем NUN-ME ("Тот, который разбирается (понимает) в ME") [438, с. 84].
Такого рода знания поспособствовали путешествию отпрыска Энки на Небеса к самому Ану. Текст повествует, что однажды во время рыбной ловли лодку Адапы понесло в открытое море. Что именно предпринял Адапа, непонятно, но ясно, что, пока его несло на юг в течение семи дней, он "покалечил" крыло "Южному Ветру", потому что визирь Илабрат доложил об этом Ану так: "Адапа, отпрыск Эа, сломал крыло Южному Ветру". Узнав о таком ЧП, Ану потребовал доставить к нему Адапу, чтобы выяснить, как тот мог подобное совершить. Что такое "Южный Ветер", остается неясным, но удивление божества можно понять. Если в наше время говорящая обезьяна подбила бы, скажем, лазерным пистолетом низко летящий самолет, разбирательства тоже было бы не миновать. Опасаясь худшего, Эа решил всесторонне подготовить Адапу к предстоящему испытанию. Он дал ему немало советов. Среди них был и такой: "Если тебе предложат одежду, надень ее. Если тебе предложат масло, соверши помазание. Если тебе предложат хлеб, откажись. Это смерть. Если тебе предложат воду, откажись. Это вода смерти" [136, с. 71-72; 433, с. 52-53]. Энки также снабдил Адапу "шемом" и
Отправил по дороге на Небеса;
И поднялся он к Небесам.
И когда вознесся он на Небеса,
Он приблизился к Вратам Ану.
У Врат Ану стояли в дозоре
Таммуз и Гиззида (Dumuzi и Gizzida).
Примечательно, что Таммуз и Гиззида одели Адапу в некие "божественные одежды". Место Собраний богов охранялось также божественным оружием SHAR-UR ("Царский охотник") и SHAR-GAZ ("Царский убийца") [435, с. 175]. Прибившие с Земли на Собрание Энлил и Энки заняли свои места рядом с Ану. Ану быстро понял, что человек знает слишком много и что в повреждении крыла "Южного Ветра" виноват, прежде всего, Эа/Энки. Он отругал сына за то, что тот открыл Адапе сверхсекретные сведения, и отправил его с посланником Ану "по дороге на Небеса".
Почему Эа раскрыл ничтожному человеку План Небес-Земли —
Сделав его выдающимся [среди людей] и изготовил для него Shem?
Очевидно, Ану и Совет Двенадцати установили невиновность Адапы и были впечатлены общением с умным "примитивным рабочим". Настолько, что решили не наказывать его, а предложили отведать "хлеба жизни" и "воды жизни". Помня о наказе Эа, тот отказался, однако принял одежду и помазание. Ану был обескуражен и раздосадован такой реакцией. "Почему, Адапа, ты не ешь хлеб жизни?" Адапа, опасаясь отравиться, продолжал отказываться. В конце концов, Ану это надоело, и он сказал: "Адапа, ты отказался есть хлеб жизни. Возвращайся на Землю и умирай". Согласно тексту, при возвращении на Землю Адапа "окинул взглядом Небеса и увидел всю их пугающую [беспредельность]". Под "хлебом" и "водой жизни" можно понимать (съедобные) вещества, вызывающие соответствующие изменения в организме.
Патриарх Зиусудра/Утнапишти, несомненно, имел это нечто, продлевающее жизнь (цветок, растение или что-то в этом роде). Жил он вместе с богами.
В Земле Перекрестия, в стране Тильмун,
В том месте, где поднимается вверх Уту (Шамаш),
Поселили они [боги] его [437, с. 107].
Одним из камней преткновения антропологии является практически одновременный и глобальный по масштабам переход древнего человека от примитивно-общинного к цивилизованному образу жизни. Множество человекоподобных существ, физически и умственно ничем не отличавшиеся от нас, на протяжении десятков и сотен тысяч лет вели, как уверяют антропологи, дикий образ жизни, ютились в пещерах, естественных убежищах, они не стремились переселиться на открытые равнины, строить города, добывать полезные ископаемые и изобретать различные технические устройства. В ближневосточном регионе буквально накануне появления шумеров повсюду жили пещерные люди, над которыми шумеры затем насмехались.
Сравнительно недавние обнаружения в разных уголках Земли совершенно диких племен указывают на то, что одной только принадлежности к хомо сапиенс для формирования и развития цивилизации недостаточно. Необходимы также особые условия и "толчки" в нужном направлении. Их-то и обеспечивали "боги". Фактически то же самое можно сказать о современных человекоподобных обезьянах, соседство которых с человеком, казалось бы, могло бы хоть как-то "сдвинуть" их к очеловечиванию. Но не сдвинуло. Почему же вдруг буквально разом в древних очагах цивилизаций по очень похожему сценарию началось развитие одних и тех же технологий и знаний? Вспомним: уже 100—50 тысяч лет назад люди добывали руды и металлы. И практически везде в преданиях говорится о неких небожителях, сошедших с неба и передавших знания людям. Как это объяснить?
Есть и еще одно соображение относительно запретных знаний. Согласно Книге Бытия, Элохим в очередной раз обращаются к невидимой аудитории. Происходит это уже после передачи "знания" (грехопадения), спровоцированной Змеем.
И сказал Господь Бог: вот, Адам стал КАК ОДИН ИЗ НАС, зная добро и зло.