Сошедшие с небес и сотворившие людей
Пусть по [условному] знаку старейшины соберутся в Доме Совета.
Пусть глашатаи громко объявят на всю землю приказ:
"Не почитайте ваших богов, не молитесь своим богиням " [438, с. 82].
Текст в этом месте обрывочный, но все же позволяет понять, что "под шумок" было проведено тайное совещание старейшин в храме Энки. После самооправданий создатель человечества предложил некий план. В какой-то момент заговорщики воскликнули: "Вперед!., приказ..." Трудно понять, что именно произошло, однако Энлил, узнав о случившемся, вновь пришел в неописуемую ярость. На экстренном Совете богов он обвинил Энки в том, что тот, имея летательные аппараты, допустил людей в морские закрома. Энки отнекивался.
Засов, запор на море я истово охранял своими ракетами,
[Но] когда (...) ускользнули (...)
Несметное количество рыбы (...) исчезло;
Они взломали засов... Они убили стражей моря...
По словам Энки, виновники случившегося были схвачены и понесли наказание, но Энлил не верил ему. Он потребовал от Энки "прекратить кормить людей" и не выдавать им "хлебные пайки", от которых они "жиреют". После этих слов, как говорится в тексте, Энки "наскучило это заседание" и "смех разобрал его прямо на Совете богов". Восстановив порядок, Энлил напомнил, что решение о наказании людей было принято всеми богами, и перечислил все акты неповиновения со стороны Энки. Затем он предложил в полной мере использовать надвигающееся событие — потоп.
Энлил взял слово для речи и обратился к Совету всех богов:
"Давайте же все принесем клятву о потопе-Убийце!"
Ану, Энлил и его сыновья с готовностью проголосовали за потоп. Энки поначалу отказался. "Зачем хотите вы связать меня клятвой? Подниму ли я руку на своих собственных людей?" Однако давление было велико, и результат голосования был таков: "Ану, Энлил, Энки и Нинхурсаг, боги Небес и Земли дали клятву".
К тому, каким образом Энки нарушил эту клятву, мы вернемся позднее в этой главе. Пока же заметим, что, вероятно, именно Энки и стал прототипом ветхозаветного Бога, намеренно предупредившего 600-летнего Ноя за семь дней о близящейся катастрофе и в приказном порядке обязавшего его построить огромный корабль-ковчег, дав для этого подробные рекомендации.
И сказал Бог Ною: конец всякой плоти пришел пред лице мое...
Сделай себе ковчег из дерева гофер [104];
Отделения сделай в ковчеге и осмоли его смолою внутри
и снаружи.
И сделай его так: длина ковчега триста локтей,
Ширина его пятьдесят локтей, а высота его тридцать локтей.
И сделай отверстие в ковчеге, и в локоть сведи его вверху,
И дверь в ковчег сделай с боку его;
Устрой в нем нижнее, второе и третье жилье.
Я наведу на землю потоп водный...
Но с тобой Я оставлю завет Мой.
(Быт. 6:13-18)
После длинного перечисления того, кого и что следует взять в ковчег, божество называет продолжительность потопа. Затем наступают и сами роковые события.
... Чрез семь дней Я буду изливать дождь на землю
Сорок дней и сорок ночей...
Ной сделал все, что Господь повелел ему...
Чрез семь дней воды потопа пришли на землю.
...Илился на землю дождь сорок дней и сорок ночей...
И усилилась вода на земле чрезвычайно,
Так, что покрылись все высокие горы, какие есть под всем небом.
На пятнадцать локтей [105] поднялась над ними вода, и покрылись горы.
(Быт. 7:4-20)
Последствия этого катаклизма, конечно же, оказались ужасающими. Большая часть людей и сухопутных животных погибла. (В главе 2 сообщалось, что в Америке тогда исчезло почти три четверти, а в Европе — около трети всех крупных позвоночных. Вероятно, по крайней мере, такие же цифры правомерно отнести и к людям, проживавшим на соответствующих территориях. Несомненно также, что добыча пропитания в послепотопный период представляла собой огромную проблему: исчезли и дичь, и съедобные растения.)
...Истребилось всякое существо, которое было на поверхности земли...
Остался только Ной, и то, что было с ним в ковчеге...
Вода же усиливалась на земле сто пятьдесят дней...
И стала убывать вода по окончании ста пятидесяти дней.
И остановился ковчег в седьмом месяце,
В семнадцатый день месяца, на горах Араратских...
Вода постоянно убывала до десятого месяца;
В первый день десятого месяца показались верхи гор. (Быт. 7:23-24; 8:3-5)
Далее описывается всем известная процедура выпускания ворона и затем голубя, который, в конце концов, приносит Ною свежий масличный лист. Так говорится в библейском тексте.
Интересные подробности истории о потопе появились благодаря находке близ Куюнджика на рубеже XX века двенадцати глиняных табличек общим объемом более 3000 строк из библиотеки ассирийского царя Ашшурбанипала с аккадским текстом эпоса о Гильгамеше (III—II тысячелетие до н. э.) [106] [227]. Он носит многозначительное название "Ша нагба имуру" ("Обо все повидавшем") [195]. Главный его герой — царь Гильгамеш.
Несомненно шумерское происхождение этого эпоса, но на шумерском языке он сохранился лишь в виде разрозненных эпизодов [56, с. 93]. В 1914 году перевод фрагментов шумерских табличек с рассказом о царе Зиусудре был выполнен Арне Пебелем. О чем же этот эпос повествует? Вновь о событиях удивительных и примечательных, причем хорошо стыкующихся с другими вариантами истории потопа, а порой и существенно дополняющих их. Оговоримся, что приводимый ниже сюжет эпоса отличается от встречающихся у нас хрестоматийных переводов и представляет собой детальную проработку (1976-1996) 3. Сичина шумерских и параллельных им текстов.
Начинается месопотамский эпос весьма интригующе.
Позвольте мне поведать стране сей о том, кто увидел Тоннель.
О том, кто знаком с морями, позвольте мне поведать рассказ.
Он также посетил (...), сокрытый от мудрости; все (...)
Секретные предметы увидел он. То, что скрыто от человека, он узнал...
Он также совершил далекое путешествие, изнурительное и полное трудностей.
[437, с. 142-143]
Сделаем и два других весьма важных уточнения. Во-первых, существует описание двух разных путешествий Гильгамеша, а не одного, как иногда утверждается. Во-вторых, будущий правитель Урука появился на свет от смертного отца — царя Лугалбанда (Lugalbanda) и матери-богини Нинсун (NIN-SUN). Поскольку отцом Гильгамеша был царь, можно предположить, что и сам Лугалбанда был полубогом, то есть потомком анунаков.
Образ Гильгамеша сотворили прекрасные великие боги:
Одиннадцать локтей [107] был он ростом,
Ширина груди его — в девять пядей,
Па две трети был он богом, на треть — человеком
[120, с. 224].
Некоторые историки считают, что сюжет самого эпоса намного древнее исторических событий, происходивших при правлении собственно Гильгамеша. Описываемые в эпосе события якобы были записаны затем лично Гильгамешем: "Он возвратился и вырезал ла. каменном столбе описание своего тяжелого подвига".
В первой табличке сообщается, что Гильгамеш (GIL-GA-MESH) жил и правил в Уруке (рис. 133). По его приказу вокруг города были построены стены; сам он жил в высоком доме, имевшем зернохранилище. Паломники, приходившие в Урук, видя изображения его тела, приходили в трепет, ибо не видели прежде ничего подобного по красоте и силе.
Вторая табличка повествует о том, как богиня Аруру (Нинти), вымыв руки, взяла глину и создала Энкиду ("ENKI-DU" — "Творение Энки"). Его описывают как сплошь покрытого волосами, ничего не знавшего о стране и людях, евшего траву и пившего среди равнин вместе со скотом, избегавшего людей и спасавшего от ловушек диких животных, чем он вызывал недовольство охотников. Вдобавок он почему-то наводил на охотников ужас. Подобная способность хорошо известна исследователям реликтового гоминида — "снежного человека". В наше время это был бы некий аналог Тарзана или Маугли. Вместе с тем Энкиду можно предположительно назвать и первобытным человеком, неандертальцем. Гильгамеш предложил "подбросить" Энкиду красивую женщину (проститутку), чтобы отвадить его от животных. Один из охотников сделал это, и трюк удался. Женщина эта провела "воспитательную работу" и обучила Энкиду элементарным манерам и этикету.