Сошедшие с небес и сотворившие людей
За соблюдением законов следила юридическая администрация. Именно от шумеров мы унаследовали суды, присяжных, свидетелей, контракты и многое другое. В Шумере был введен и институт семьи, как ячейки общества, построенной на оформленном браке. Были узаконены права вдов. Существовало право наследства.
ШумероЛоги обнаружили громадные судебные архивы, содержавшие подробную информацию о древней юриспруденции. Переводя юридические тексты, С. Крамер обнаружил, что представления о справедливости и законы у шумеров были не хуже современных демократических. Вот один из приводимых в литературе примеров. Около 1850 года до н. э. в Ниппуре было совершено умышленное убийство: трое злоумышленников убили храмового чиновника Лу-Инанна. По какой-то причине преступники сообщили об этом жене убитого, но та эту информацию скрыла. Царь Ур-Нинурте приказал разобраться в произошедшем. Состоялось судебное разбирательство, на котором выступала защита, обвинение и сами обвиняемые. Девять членов собрания высказались за смертную казнь как преступников, так и "молчаливой" вдовы. Суд, однако, согласился с доводами защиты и оправдал жену убитого.
Заинтригованные этим делом, С. Крамер и Т. Якобсен обратились к декану факультета права Пенсильванского университета Оуэну Робертсу с просьбой сформулировать современное решение для подобной судебной ситуации. По словам Робертса, в наше время судьи вынесли бы точно такой же приговор: "Достаточно покарать тех, кто действительно убил" [127, с. 68—71].
Помимо норм поведения в изобилии имелись и мудрые советы вроде "Торопись медленно" или "Сохраняй порядок, и он будет охранять тебя", дошедшие до нас в несколько иной интерпретации "Поспешишь — людей насмешишь" и "Не плюй в колодец: пригодится напиться".
Многие пословицы и поговорки, известные нам как народные, на самом деле пришли из Месопотамии. В течение многих веков на Руси была очень популярна повесть об Акире Премудром. В ней содержится более сотни таких изречений. Лишь в конце XIX века было установлено, что в ее основе лежит древняя ассирийская легенда, вобравшая в себя высказывания верховного сановника (первого министра) при царе Синаххерибе, Ахикара [195, с. 188]. Вот некоторые любопытные выдержки:
"Один воробей в твоей руке лучше, чем тысяча птиц, порхающих в воздухе ".
"Кто роет могилу другому, сам в нее попадет ".
"Не позволяй наступать себе на ноги, дабы потом не дерзнули наступить тебе на шею ".
"Послушать умного человека — как в знойный день испить студеной воды ".
"Говори спокойно, не повышай голоса.
Ибо если бы дом можно было бы воздвигнуть при помощи крика, то осел ежедневно строил бы по два дома ".
"Лучше с мудрым человеком носить камни, чем с глупым пить вино ".
Свод законов распространялся и на экономику и регулировал наем на работу, оплату труда, контракты и взимание налогов. Также известно о весьма активной внешней торговле. В городе Дрехем была даже таможня, в которой скрупулезно фиксировались перемещения товаров и скота. По крайней мере, в III тысячелетии до н. э., а возможно, и гораздо раньше через Бахрейн велась интенсивная торговля с Индией и Аравийским побережьем Саудовской Аравии.
Важной особенностью царства можно считать то, что оно оформило отношения детей и внуков анунаков с людьми. Со временем функции правления были переданы представителям человечества, сначала избираемым потомками первых анунаков, а затем уже без их участия. Однако наше нынешнее цивилизованное общество и по сей день обязано своим фундаментом тем временам, когда "царство было ниспослано с небес".
Но вернемся к шумерам. Мудрость (науки и искусства), всевозможные знания и технологии были поначалу сферой деятельности Энки, а затем — его детей. Нам известно, что у Энки имелись предметы под названием ME, содержавшие сведения о науках, ремеслах и искусствах. Востоковеды пишут, что слово "ме" обозначало "предметы божественной власти". Однако этот термин берет начало из понятия "плавать в небесных водах". Как очевидно из текстов, Энки получил "ме" от Ана, дабы передать содержащиеся в нем знания людям и тем самым сделать их NAM-LU-GAL-LU ("цивилизованным человечеством").
Всего информационных тем было больше ста. Перечень содержимого этой кладези знаний до сих пор не переведен до конца ввиду неясности контекстуального значения некоторых терминов. Среди расшифрованных названий — астрономия, математика и письмо; музыка и музыкальные инструменты; искусство; честность, доброта, правосудие; жреческий сан и должность; строительное дело и обработка дерева; кожевенное дело; металлургия и кузнечное дело; анатомия и медицина; транспорт и утилизация отходов; истина и ложь; внимание, мудрость и героизм; секс; власть богов, верховная власть и царская власть; мир, оружие, боевое знамя, разрушение городов; нисхождение в Нижний Мир и возвращение из него; священное очищение и многое другое [127, с. 122—123].
То, что "ме" был громоздким предметом, явствует из эпизода с его похищением Инанной. Инанна решила любыми путями выманить у Энки "ме", которое он хранил в Абзу, и перевезти его в Урук. Фактически Урук был основан почти за тысячу лет до того, как богиня решила сделать его очередной столицей. Долгое время он служил Kullab — "священным огражденным местом", то есть посадочной площадкой [433, с. 166]. Инанна спровоцировала небольшую пирушку, во время которой опьяневший и подобревший Энки легкомысленно подарил ей драгоценные "ме". Инанна не мешкая погрузила их на свою "небесную барку" и "отчалила". Протрезвев, Энки раскаялся в совершенном поступке и приказал своему помощнику
Исимуду послать в погоню за Инанной различных монстров, в том числе и похожих на антропоморфных грифов. В тексте "Инанна и Энки" они характеризуются как гиганты Urn, монстры Lahama, "зву-коразрывающих" Kugalgal и небесных великанов Enunun.
Мудрость, как и царская власть, была подарена человечеству анунаками. Для передачи и распространения этих сведений в народе выбирались специально подготовленные люди. Одним из них был Адапа, которого Энки наделил "обширным пониманием". Избранные, как правило, принадлежали к священному сану. Стать жрецом мог лишь человек во всех отношениях безупречный, рожденный от законного брака, с внешностью без изъяна, высокого роста, определенного веса и красивого телосложения. Жрецов называли "чистыми" или "помазанными" [154, с. 110]. Как правило, жреческий сан передавался по наследству. И, как мы знаем, примерно до средневековой эпохи монахи и священники одновременно являлись и учеными.
В одном шумерском тексте сообщается, как боги воспитали первого священника, которым стал Энмедуранки. Имя EN-ME-DUR-AN-KI означает "Правитель, МЕ которого связывает Небеса и Землю". "
"Энмедуранки, правитель Сиппара,
[Был] любимцем Ану, Энлила и Эа.
В Ярком Храме Шамаш назначил его [жрецом].
Шамаш и Адад [взяли его] на собрание [богов]...
Ему открыли, как наблюдать за водой и маслом,
[Открыли] тайну Ану, Энлила и Энки.
Они передали ему Божественную Табличку
Kibbu [с выгравированными?] тайнами Небес и Земли...
Они научили его делать вычисления с помощью цифр"
[438, с. 132-133].
Эти знания Энмедуранки должен был затем передать своему сыну. В финале текста есть знаменательная фраза: "Так была создана линия жрецов, тех, кому разрешается приближаться к Шамашу и Ададу". По ряду признаков можно предположить, что Энмедуранки и ветхозаветный Енох — одно и то же лицо. Упоминающиеся у иудеев в отношении Еноха цифры 365 лет и 360 книг при применении коэффициента 60 дают интервал 21 600-21 900, те самые шесть саров правления Энмедуранки в городе Сиппаре [433, с. 67]. Не мог ли Енох быть правителем Сиппара?
О Енохе, который в возрасте 365 лет был взят живым на небо, имеются сведения, не вошедшие в Библию (Книги Еноха). Перечисляются и знания, переданные Еноху "ангелами" — по металлургии, географии и о водах, омывающих сушу, по астрономии и законам движения небесных тел, расчету календаря, а также о тайнах Нижнего Мира, о растениях и пище и т. д. Эти сведения были переданы ему на неких "небесных табличках". Кстати, Божественные Таблички Энмедуранки содержали также информацию о планетах Солнечной системы, созвездиях, космогонии и знания о Земле (ее эволюции, географии, геологии и геометрии). Для того чтобы все это понимать и использовать, его обучили математике.