Танец с Шивой. Современный катехизис индуизма
С неба звучит голос Хары, с рецитациями Вед и Агам и гимнами ученых брахманов, — Всевышний Бог в Нотиттанмалае показал мне путь, Господь, который дает все благословения, дал мне великолепного слона, чтобы ехать на нем.
СМРИТИ МАНДАЛА
Второстепенные писания
Севаль — это благородный красный петушок, который возвещает о каждом рассвете, призывая всех проснуться и встать. Он является символом неизбежности и близости духовного раскрытия и мудрости. Как боевой петух, он кричит с боевого флага Господа Сканды. Аум.
Различаются ли смрити и священная литература?ШЛОКА 131Индуистская священная литература — это сокровищница гимнов, легенд, мифов, философии, науки и этики. Из этой огромной массы писаний каждая линия передачи знания выделяет некоторую часть в качестве своего вторичного писания, или смрити. Аум.
БХАШЬЯВ то время как Веды и Агамы относятся к первичным писаниям, или шрути, всех индуистов, каждая школа и линия передачи определяет еще и свой уникальный набор смрити. Священная литература, пунья-шастра, из которой выбирают смрити, состоит из писаний как древних, так и современных, на многих языках. Особое место занимают древние санскритские тексты, такие, как Итихасы, Пураны и Дхарма-шастры, которые обычно считаются классическими смрити. На самом же деле, хотя многие почитают их как смрити, другие относятся к ним только как к священной литературе. «Смрити» означает «запомненное» и является синонимом «традиции», поскольку происходит от человеческого постижения и опыта и хранит общую направленность культуры. В то время как шрути исходит от Бога и является вечным и универсальным, постоянно растущий канон смрити пишется человеком. Священная литература индуизма — это краеугольный камень театра и танца, музыки, песни и зрелищ, йоги и садханы, метафизики и этики, изящных искусств и благоприятных наук. Веды вопрошают: «В Ком прочно утверждены перворожденные провидцы, гимны, песни и жертвенные заклинания, в Ком утверждается единственный провидец, Кто поддерживает все это, — Кто Это может быть?» Аум Намах Шивайя.
Какие тексты дополняют Веды и Агамы?ШЛОКА 132Существует много текстов, вспомогательных по отношению к Ведам и Агамам. Веданги подробно разъясняют поведение, астрологию, язык и этимологию. Упаведы рассматривают политику, здоровье, военное дело и музыку. Упагамы и Паддхати излагают агамическую мудрость. Аум.
БХАШЬЯЗначительная часть практического знания индуизма сохраняется в авторитетных текстах, являющихся дополнением к шрути. Веданги и Упаведы — это собрания текстов, которые расширяют Веды и показывают, как применять их на практике в качестве исчерпывающей системы сакральной жизни. Джйотиша-веданга определяет благоприятное время для священных ритуалов. Кальпа-веданга описывает публичные ритуалы в Шраута- и Шульба-шастрах, домашние ритуалы в Грихья-сутрах и религиозный закон — в Дхарма-шастрах. Четыре другие Веданги обеспечивают чистоту произнесения мантр благодаря знанию фонетики, грамматики, поэзии и происхождения слов. Упаведы излагают глубокие науки: Артхаведа посвящена управлению государством; Аюрведа — медицине и здоровью; Дханурведа обсуждает военную науку; Гандхарва-веда освещает музыку и искусства; а Стхапатьяведа объясняет архитектуру. Кроме того, есть «Кама-сутра», в которой подробно описываются эротические удовольствия. Агамы также имеют вспомогательные тексты, такие, как Упагамы и Паддхати, в которых излагается древняя мудрость. В «Джнянешвари» говорится: «Веды в своем совершенстве — это прекрасный образ Бога, а их безупречные слова составляют Его сияющее тело. Смрити же — члены этого тела». Аум Намах Шивайя.
Есть ли в индуизме эпос и мифы?ШЛОКА 133«Махабхарата» и «Рамаяна» — самые известные индуистские эпические истории, называемые Итихасами. Пураны — это популярные народные сказания, учащие вере и этике через миф, аллегорию, легенду и символ. Аум.
БХАШЬЯИндуистские стихотворные рассказы о риши, богах, героях и демонах поются одаренными пандитами и странствующими сказителями, пересказываются для детей и отражаются в драматических произведениях и праздничных представлениях. «Махабхарата», самая длинная эпическая поэма в мире, — это легенда о двух древних династиях, великая битва которых на поле Курукшетра стала той сценой, на которой было разыграно действие «Бхагавад-гиты», возвышенного духовного диалога Арджуны и Кришны. «Рамаяна» рассказывает о жизни Рамы, царя-героя, которого почитают как идеал человека. Пураны, как и «Махабхарата», энциклопедичны по содержанию и вмещают в себя наставления по садхане, философии, дхарме, ритуалу, языку и искусствам, архитектуре, сельскому хозяйству, магическим заклинаниям и многому другому. Из восемнадцати основных Пуран шесть чтут Бога как Шиву, шесть — как Вишну и шесть — как Брахму. Остроумная «Паньчатантра», шедевр «повествовательной» литературы, или жанра катхи, провозглашает мудрость посредством басен и притч о животных. «Бхагавад-гита» провозглашает: «Того, кто читает этот наш священный диалог, считаю Я поклоняющимся Мне через жертвоприношение знания. А тот, кто слушает его с верой и без насмешки, освобожденный, достигнет счастливой обители праведности». Аум Намах Шивайя.
Какие еще есть типы священных текстов?ШЛОКА 134Возвышенные философские тексты Индии излагают различные воззрения, пользуясь тонкой диалектикой. Трактаты по йоге раскрывают таинственный путь к предельному самадхи. Глубокие религиозные гимны полны восторгом совершенной Божественной любви. Аум.
БХАШЬЯКроме эпосов, легенд и дополнений к Ведам и Агамам, существует еще масса индуистских метафизических, йогических и религиозных книг. Классическими считаются первые тексты шести философских даршан: сутры Капилы, Патанджали, Джаймини, Бадараяны, Канады и Гаутамы. Как главные оккультные труды по йоге, асанам, чади, чакрам, кундалини и самадхи, почитаются «Йога-сутра», «Тирумантирам», «Йога-васиштха», «Шива-сутра», «Сиддха-сиддханта-паддхати», «Джнянешвари», «Хатха-йога-прадипика» и «Гхеранда-самхита». В литературе бхакти широко ценятся «Бхагавад-гита», «Нарада-сутра», «Тирувасагам», «Вачаны» шивашаранов и гимны таких поэтов-мистиков, как Сурдас, Тукарам, Рампрасад, Мирабаи, Андаль, Валлабха, Тулсидас, Таюманавар, Лалла, Тагор, Аувайяр и святые наянары и альвары. «Бхагавад-гита» объясняет: «Как пылающий огонь превращает дерево в пепел, о Арджуна, так огонь знания превращает в пепел всю деятельность. На земле нет ничего; обладающего такой же силой очищения, как мудрость. Совершенный йог сам находит это знание в себе в должное время». Аум Намах Шивайя.
Каков источник этого катехизиса?ШЛОКА 135Философской основой настоящего катехизиса является монистическая шайва-сиддханта Кайласа-парампары, как она выражена в Ведах, Шайва-агамах, «Тирукурале», «Тирумурае», «Тирумантирам» и современных писаниях. Аум Намах Шивайя.
БХАШЬЯЭтот катехизис, или прашноттарам, является творением живой линии провидцев, известной как Кайласа-парампара, принадлежащей к южноиндийской шиваитской школе, называемой шуддха-шайва-сиддханта, адвайта-сиддханта или монистическая шайва-сиддханта. В нем отражены учения Вед и Шайва-агам, глубоких тамильских писаний «Тирумурай» и «Тирукурал» и откровений современных гуру Кайласа-парампары. «Тирумурай» — это собрание гимнов многочисленных шиваитских святых в двенадцати книгах. Из этих книг важнейшим является «Тирумантирам», трактат по сиддха-йоге Риши Тирумулара, в котором принципы йоги зафиксированы в 3047-ми стихах. Он ценится как слияние сиддханты и веданты. «Тирукурал», содержащий 1330 стихов ткача-святого Тируваллувара, занимает место среди величайших этических трудов мира. На нем присягают в судах южной Индии. Священные гимны шриланкийского мудреца Йогасвами называются «Натчинтанай». Таюманавар говорил: «Я медитирую на великий свет сиддханты, мысль всех мыслей, жизнь всех жизней, который, существуя во всех объектах без различия, является источником бесконечно чистого и счастливого нектара, изливающегося для блага всех последователей». Аум Намах Шивайя.