Тайна венецианского купца
Она выбрала кресло поновее и раскрыла журнал с кроссвордом. Первый вопрос, который ей попался, звучал так: «Древнегреческое механическое устройство для счета». В этом слове было четыре буквы.
Надежда задумалась, машинально включила радиоприемник и принялась крутить ручку настройки. Красная отметка медленно ползла по шкале с делениями. Надежда вспомнила, что точно такой радиоприемник был у ее бабушки, и маленькая Надя очень любила крутить ручку настройки, за что ей иногда попадало.
Тут она заметила на шкале отметку «3.14» и вспомнила, что такое же число было отложено на старинных счетах. Вряд ли это случайность…
Надежда подвела курсор настройки к нужному числу, и из приемника тут же донесся жизнерадостный мужской голос:
– Вы слушаете радиостанцию Пи-ФМ! Оставайтесь с нами, и вы всегда будете в курсе самых интересных новостей!
Прозвучала мажорная музыкальная фраза, а затем опять раздался голос, на этот раз женский:
– В библиотеке имени Томмазо Кампанеллы открылась выставка-квест, посвященная истории вычислительной техники и старинным счетным приспособлениям. На этой выставке вы сможете увидеть подлинный древнегреческий абак, средневековые приспособления для счета и многое другое. Участники выставки, которые успешно преодолеют квест, получат ценные призы…
– Абак! – обрадовалась Надежда. – Древнегреческое счетное устройство – это абак!
Она вписала слово в клетки кроссворда и задумалась. Удивительные счеты выдали ей сегодня число 3.14. А сейчас радиостанция, расположенная на соответствующей частоте, сообщила о выставке, где можно увидеть старинные счетные приспособления. В частности, счеты. А она как раз хотела поговорить о тех счетах, которые лежат у нее дома, об их удивительных свойствах. Поговорить с тем, кто хорошо разбирается в таких вещах.
Ну да, настал момент для выяснения, что же это за мистические счеты. Потому что интуиция подсказывала Надежде, что эти две заразы, заставившие ее сидеть в туалете со связанными руками и заклеенным ртом, искали их.
Как в старой сказке, которую опять-таки в далеком детстве читала ей бабушка. Угодившего на охоте в ловушку короля спас странный человек, за что король обязался исполнить все, что тот захочет. Странный человек попросил отдать то, про что король сам у себя не знал. Король опрометчиво пообещал, думая, что про все у себя во дворце знает. А когда вернулся домой – узнал, что королева родила сына. Но в итоге все закончилось хорошо, как всегда бывает в сказках.
Надежда Николаевна пораскинула мозгами и поняла, что все странности начались после того, как Лиля принесла на сохранение ей эти счеты. Нужно все про это выяснить, пока их не подарили той женщине, которая ни сном, ни духом…
Значит, та выставка, о которой говорили по радио, – именно то, что ей нужно.
Степаныч тем временем возился с пальто – брызгал на него какой-то пахучей жидкостью, чистил несколькими щетками, обрабатывал паром. Наконец осмотрел и остался удовлетворен.
– Ну вот, принимайте работу!
Надежда взглянула на пальто, которое выглядело как новое.
– Да вы просто волшебник!
– Ну что вы! Волшебники в цирке выступают, а я людям помогаю.
– Спасибо вам большое!
Надежда спросила, сколько должна за работу, и Степаныч назвал сумму куда более скромную, чем в той химчистке, куда она ходила прежде, а на ее удивленный вопрос пояснил:
– Хорошая работа всегда обходится дешевле, чем плохая.
– Как это? Я всегда думала, что наоборот!
– А вы сами подумайте. Хороший мастер за то же самое время сделает гораздо больше, чем халтурщик, значит, и заработает больше при более низкой цене. А неумеха будет возиться втрое дольше, а ведь ему есть-пить нужно, вот он и возьмет за ту же работу втридорога…
– Интересное рассуждение. А вы, случайно, не знаете, где находится библиотека имени Томмазо Кампанеллы?
– Как не знать? Знаю! Я у них раз в месяц коврики чищу. Это на Салтыковской улице, в бывшем доме купца Свинорылова, вы его сразу узнаете…
Всю обратную дорогу до дома Надежда боролась с собой. Ей ужасно хотелось попасть в библиотеку имени Томмазо Кампанеллы. Из школьного курса истории она помнила только, что Томмазо Кампанелла был социалистом-утопистом. Вернее, так его представляли в советской школе и говорили, что он написал первый утопический роман «Город Солнца», где все было прекрасно и восхитительно, и все люди были счастливы до полного идиотизма. Надежда роман не читала, она вообще не любила утопии. Впрочем, антиутопии тоже. Однако раз написал роман, стало быть, писатель, значит, его именем можно назвать библиотеку.
Дома она любовно повесила пальто в шкаф и только было направилась на кухню, как снова позвонил муж и предупредил, что задержится допоздна и что с готовкой заморачиваться не стоит.
Ох, зря он это сказал! Хоть и умный человек Сан Саныч, а все же мужчина, а мужчина женщину никогда не перехитрит, тем более собственную жену.
Во-первых, голос. По голосу любая жена сразу определит, какое у него настроение, как дела на работе, все ли удачно или, наоборот, начальник недоволен и сделал замечание. Голос Сан Саныча был, конечно, чрезвычайно озабоченный, но не до такой степени, чтобы Надежда поверила, что на работе у него полный раздрай. Во-вторых, попросил ничего не готовить на ужин – стало быть, придет сытый. А когда это мужчина с работы приходит сытый? Нет, Надежда вовсе не подозревала мужа во всех смертных грехах. Значит, на работе и правда проблемы, а потом у какой-нибудь Анечки или Симочки день рождения.
Ну и ладно, все равно потом сам расскажет.
А у нее появилось время, чтобы поехать в библиотеку имени этого самого… в общем, утописта.
Кот, увидев, что она снова одевается, негодующе мяукнул.
– Поговори у меня! – сказала Надежда и ушла.
Действительно, дом купца Свинорылова можно было узнать издалека. Это был четырехэтажный особняк с большим количеством архитектурных излишеств и украшений. На его фасаде имелось не меньше двух десятков колонн и пилястр самого разного фасона, несколько застекленных эркеров, добрый десяток балконов и балкончиков, поддерживаемых дородными пышнотелыми кариатидами. По сторонам от входа красовались две статуи – суровые каменные воины в пышных восточных одеяниях.
Надежда Николаевна вошла в резные высокие двери и оказалась в просторном холле, пол которого был отделан черно-белыми плитками наподобие шахматной доски.
К ней тут же подъехала похожая на человека фигура, наряженная шахматной пешкой, и нараспев проговорила:
– Приветствую вас на первой выставке, посвященной истории вычислительной техники! Я – робот-экскурсовод, снабженный искусственным интеллектом, и я буду рад провести вас по этой выставке и рассказать о ее экспонатах!
Надежда вслед за своим провожатым пересекла холл и вошла в большой зал, вдоль стен которого стояли застекленные витрины с экспонатами.
Робот-экскурсовод подъехал к одной из них, в которой находилась керамическая дощечка с бороздками и лежащими в них гладкими круглыми камешками, и заговорил:
– Люди с глубокой древности думали о том, как упростить и ускорить вычисления. Первым, самым примитивным счетным устройством был абак – счетная доска с углублениями, применявшаяся в Древней Греции и Древнем Риме. Возможно, вы слышали о так называемом антикитерском механизме – очень сложном механическом устройство, поднятом в тысяча девятьсот первом году с затонувшего греческого судна. Этот механизм датируется вторым веком до нашей эры и был предназначен, по-видимому, для астрономических расчетов.
Надежда понятия не имела о механизме, но на всякий случай кивнула.
– В тысяча пятисотом году году великий Леонардо да Винчи начертил схему устройства, представлявшего собой тринадцатиразрядный десятичный счетчик. Возможно, это была часть более сложной математической машины, – продолжал ободренный робот. – Однако до реализации этой идеи дело не дошло. В семнадцатом веке одно за другим появились два механических счетных устройства, обязанные своим появлением двум выдающимся ученым, – это арифметическая машина Блеза Паскаля, которая могла складывать и вычитать два числа, а также умножать и делить по особому алгоритму. Чуть позже свой арифмометр создал Готфрид Вильгельм Лейбниц. Его устройство могло складывать, вычитать, умножать и делить числа.