Как заработать на хобби. Декупаж на продажу
Эта девушка меня научила тому, что дерево нужно обязательно шкурить, грунтовать (хотя на мастер-классе мы грунтовали почему-то только краской, а не грунтовкой), а салфеточку мы клеили целиком при помощи метода клеевого карандаша.
Честно говоря, мне не очень понравился этот мастер-класс, потому что самые важные моменты преподавательница сделала за меня, т. е. шкурку, грунтовку я положила сама, сама покрасила бортики, но салфетку Катя приклеила за меня, побоявшись, что я по неопытности испорчу будущий подарок. Зато я научилась сама грунтовать, шкурить, покрывать лаком. Мне снова пришлось вернуться к изучению информации в интернете, хотя я и понимала, что разобраться в этой информации самостоятельно мне будет довольно тяжело.
Проблема была в том, что я разговаривала с продавцами в магазинах творчества на разных языках. Например, мечтая о той дощечке с розочками и кракелюром, я попросила в магазине продать мне средство для создания трещинок. Продавец, который сам не очень-то разбирался в декупаже и кракелюре, естественно, предложил мне самую дорогую баночку, которой оказался кракелюр «Экспоприбор», давший мне криво-косую потрескавшуюся краску. В результате я была очень разочарована, да и потраченных средств было жаль.
После этого в другом магазине я попросила такой кракелюр, который даст сеточку поверх рисунка. И что мне посоветовали? Конечно же, мне посоветовали «Creall», потому что он был дороже и вроде бы несложен для начинающих мастеров. Однако, по моему мнению, он далеко не идеален. (К слову, сейчас любимый кракелюр, если вы знаете такой, Maimeri 753 + 754. Только он дает деликатные тоненькие трещинки, которые мне очень нравятся.) Откуда же я могла знать в тот момент, что различных кракелюров существует не меньше 30-ти, а то и больше, и что у каждого из них свое время высыхания и свой способ применения?
В то время ВКонтакте можно было часто встретить красивые декупажные работы Марины Прудниковой (Марго Декупаж). Я первым делом написала ей личное сообщение с вопросами: «Что же мне делать? Как мне освоить материалы для декупажа?» Она ответила: «Ищите в интернете, вся информация там есть». На просьбу посоветовать мне лучшие сайты и форумы Марина не отреагировала, а на вопрос «Даете ли вы сами мастер-классы?» она сказала: «Я, конечно, даю уроки, но все равно идите, читайте интернет и в ближайший месяц постарайтесь не делать никаких работ. Просто сидите и изучайте информацию, может быть, тогда из вас выйдет толк».
Следуя совету, через два часа я уже «висела» на форумах. «Ручная работа», «Декупаж в России», «Хобби портал» – вот где тогда общались первые «гуру» декупажа.
На форумах информации было огромное количество, но сразу стало понятно, что вся она сильно разрознена и плохо структурирована. Например, информация о тех же кракелюрах могла быть как в теме о кракелюре, так и в теме про обратный декупаж с художественной подрисовкой. По разным темам на форумах можно было пролистать 50 страниц, а нужного так и не найти. Сами понимаете, чтобы вычленить крупицу полезной информации, приходилось просиживать в сети много часов.
Именно тогда мне пришла мысль о создании собственного онлайн-проекта, где можно будет легко все найти, с нормальным поиском, с взаимосвязью между мастер-классами и материалами и возможностью сразу же пообщаться с авторами этих мастер-классов.
Прошло три месяца, потихонечку я погрузилась в изучение материалов: закупала их по наитию и по крупицам информации, собранной в интернете. Один раз я попробовала отнести свои работы в рукодельную студию на продажу. Несколько дощечек и свечей приняли на реализацию, добавив к моей цене еще 100 %. А несколько работ не взяли, объяснив мне, что качество декупажа состоит в гладкости поверхности, в отсутствии складочек и незаметности подрисовки. В тот момент я поняла всю силу критики более опытных коллег: именно она помогает быстро расти в плане мастерства.
Через три месяца у меня было уже солидное количество работ. Я их никак не рекламировала, лишь выкладывала в альбомчик ВКонтакте, получая удовольствие от процесса изготовления творений да лайков друзей.
И вдруг моя знакомая художник-теддист Татьяна Бедарева, посмотрев фотографии моих работ, пригласила меня к себе. Она сообщила, что через месяц открывает школу-студию ручного творчества в центре Санкт-Петербурга, и предложила мне преподавать в этой школе. Я была в шоке, так как считала, что у меня еще довольно мало опыта. Меня терзали внутренние сомнения: стоит ли мне преподавать, когда самой еще было бы неплохо подучиться?
Я до сих пор не знаю, разглядела ли Таня потенциал в моих работах или ей просто нужно было заполнить мастер-классами время в студии, чтобы окупить аренду помещения, – это было не очень важно. Мне выпал шанс сделать из хобби профессию.
Поначалу я хотела отказаться, даже несмотря на свое педагогическое образование. Опыт работы преподавателем географии в школе в рамках университетской педпрактики оставил мне неизгладимые впечатления! Я помнила, какими непослушными и вредными могут быть дети. Но через некоторое время я поняла, что в школе-студии я буду работать не с детьми, а со взрослыми. Это обстоятельство и помогло мне принять правильное решение. До открытия школы оставался один месяц, за который мне предстояло немало работы. Нужно было изучить все мастер-классы нашего города, составить свою программу, сделать все расчеты по материалам, которые понадобятся для мастер-класса, провести первые уроки. Кроме того, было необходимо создать рекламные материалы, чтобы привлекать учеников.
Примерно в это же время мои собственные работы стали неплохо продаваться. Это вышло случайно: я лишь хотела похвастаться маме, что освоила декор предметов. А мама предложила оставить работы у нее, чтобы показать своим подругам и похвалиться своей талантливой дочерью. Моя мама далека от рукоделия, она просто очень гордилась тем, что я делаю такие интересные вещи своими руками. А подругам так понравились мои работы, что они с ходу купили многие из них.
После этого моя жизнь очень круто начала меняться: это так здорово, когда у тебя есть то, что приносит радость, что раскрывает лучшие стороны твоего характера и в то же время может приносить доход! И хотя первая моя продажа составила всего 300 рублей, из которых прибыли было 200, это все равно было знаком, что здесь МОЖНО зарабатывать, если постараться.
Первые работы продавались очень дешево, например, дощечка среднего размера продавалась рублей за 150 (из них 80 рублей уходило на материалы и заготовки, еще я немного добавляла за свою работу). Итого чистой прибыли там было всего рублей 15. Тогда я свою работу не ценила, мне казалось, что я делаю это ради своего удовольствия, а продавать свои работы и получать деньги за то, что приносит удовольствие, – стыдно. То есть это все равно что есть любимое мороженое за деньги. Поэтому прибыли, разумеется, было очень мало.
Тем не менее, мама предложила помощь в реализации моих изделий. А так как таскать с собой десяток дощечек да пару бутылок шампанского тяжеловато, мы сделали фотоальбом со всеми моими работами, который мама брала с собой и показывала подругам. Подруги говорили в один голос: «Хочу вот это, это и это, а еще вот то такой же формы, но с другой картинкой…». Мама звонила мне и передавала пожелания заказчиков. Таким образом мне порой поступало сразу по 5-10 заказов в день.
Чем ближе подходил Новый год, тем больше было заказов на новогодние мотивы (кстати, те, кто давно занимается декупажем, знают, что к Новому году лучше готовиться в октябре, а то и в сентябре). Активно пошли продажи дощечек и бутылочек с новогодним оформлением. Шкатулки с моими любимыми кракелюрами совсем не продавались, потому что люди, не сведущие в творчестве (а большинство маминых подруг именно такие), не понимали, как это делается, говорили: «Что это за морщины, складки, зачем вы такое сделали?»
Заказов поступало все больше, цены я потихоньку поднимала, но не ради наживы, а для того, чтобы немного ограничить количество заказов. Делать более десятка однотипных работ с одним и тем же мотивом было непросто. Однако радовал тот факт, что продажи работ начали понемногу окупать материалы, которые появлялись в доме с огромной скоростью.